Формирование гуманно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказками
Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
X Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Формирование гуманно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказками
Аннотация. В статье затрагивается проблема формирования гуманно-нравственных представлений. Особое внимание уделено особенностям и средствам нравственного воспитания.
Ключевые слова: гуманно-нравственные представления, категория нравственности, поступок, сказка.
В текущее время в психологии и педагогике тема нравственного воспитания и формирования гуманно-нравственных представлений у детей становится предметом детального изучения и принимает выраженный актуальный характер. Процесс нравственного развития и воспитания у человека является важной и необходимой основой для формирования гуманного отношения к миру, реализации функции морали, обеспечивает регуляцию поведения согласно принятым нормам, формирует направленность личности, ее мировоззрение, систему нравственных убеждений, что обеспечивает гармонизацию личности и общественных интересов, способствует формированию нравственного поведения.
При формировании личности дошкольника основной целью общества является обогащение его гуманно-нравственными представлениями и понятиями. Показатель их освоения у детей разный, что сопряжено с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. Правильное воспитание помогает исключить возможность накопления ребенком отрицательного опыта, блокирует развитие неподходящих навыков и привычек поведения, которые могут негативным образом проявляться при формировании его нравственных качеств.
Главная задача общества на современном этапе его развития – это воспитание всесторонне развитой личности. Большое значение для качества жизни общества дает нравственное звено. На сегодняшний момент прослеживается стремительное сокращение нравственности подрастающего поколения, деформированы традиции, сложившимися в обществе.
У детей старшего дошкольного возраста понятия о главных категориях нравственности — о добре и зле, о хорошем и плохом в достаточной степени наивны, непосредственны. С этой целью воспитателю важно знать их сущность для планирования работы по нравственному развитию детей.
Нравственное воспитание – упорядоченный процесс ознакомления детей с моральными ценностями человечества и конкретного общества. Со временем ребенок осознает установленные границы норм, правил поведения и общения, допустимые в обществе людей. Возникновение и принятие в личности определенного набора нравственных качеств, зрелость этических представлений у дошкольников становится следствием нравственного воспитания. Высокая оценка со стороны окружающих о его нравственности будет в том случае, если устойчиво сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности.
В коллективном нравственном сознании выражается общественный опыт: нравственные идеи, понятия, теории отражают реальные отношения людей, которые завязываются в процессе общения и деятельности.
Овладение гуманно-нравственными представлениями и понятиями – процесс затруднительный и продолжительный. По поступкам определяют нравственность человека, но поступки – это определение, имеющее достаточно глубокое представление и включающее все стороны жизнедеятельности личности. В связи с этим, для выявления его нравственной основы важно отметить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой единицей поведения может являться поступок, под которым рассматривают любое действие или состояние человека. Но всякое действие или состояние оказывается поступком в том случае, если создаваемые его цели, мотивы и побуждения личности воспринимаются во взаимосвязи. Следовательно, поведение – объединение поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков.
Нравственное воспитание содержит:
- установление сознания связи с обществом, обязательности координирования своего поведение с интересами общества;
- знакомство с нравственными эталонами, потребностями общества, подтверждение их легитимности и правильности;
- преобразование нравственных знаний в нравственные убеждения, установление структуры этих убеждений;
- формирование надежных нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
- формирование нравственных привычек.
Одним из периодов детского развития, когда формирование нравственных качеств личности и нравственных представлений является наиболее актуальным, выступает старший дошкольный возраст. Старший дошкольный возраст - этап энергичного познания норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, позиций. Этот возраст является неотъемлемой частью для возникновения механизмов поведения и деятельности, в формировании личности ребенка в целом. Такая особенность обусловлена как крупными преобразованиями, происходящими в умственном и эмоционально - волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности.
Особенность образовательного процесса в работе со старшими дошкольниками заключается в воспитании уважительного отношения к родным и близким, симпатии к ним, уважения к воспитателям, сознательного желания доставить радость взрослым заслуживающими поступками, быть полезным окружающим.
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон всестороннего движения развития личности, овладение индивидом нравственных ценностей, формирование им нравственных качеств, вероятности нацеливаться на эталон, жить согласно принципам, общепризнанным меркам и правилам морали, когда взгляды и представления о должном воплощаются в реальных поступках и действиях.
Формирование растущего человека как воспитание развитой личности создает одну из главнейших задач сегодняшнего общества. Этот процесс не возникает спонтанно, а требует со стороны людей стараний, направленные как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.
Начальные представления о нравственности ребёнок получает в семье. Центральный ресурс значительного влияния семейного воспитания состоит в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в реальности живут люди. В дошкольном периоде взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности (группа детского сада, начальные классы школы) приводит к дальнейшему развитию у ребенка симпатии, сочувствия, формированию чувства товарищества. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные, источником формирования которых также являются взаимоотношения с близкими людьми.
В теории нравственного воспитания детей дошкольного возраста представлены педагогические средства и методы, применение которых позволяет решать различные задачи нравственного развития и воспитания детей.
Для нравственного воспитания используются:
1. Художественные средства: художественная литература, изобразительное
искусство, музыка, кино, диафильмы и др. Данная категория средств позволяет усилить эмоциональную окраску познаваемых моральных явлений. Дошкольники с неподдельным интересом усваивают воспроизводимые для него сказки, стихи, рассказы, внимательно рассматривают иллюстрации и дискутируют по прочитанному.
Эта группа средств достаточно результативно позволяет сформировать у детей дошкольного возраста моральные представления и чувства.
2. Природа выступает весомым средством воспитания чувств и поведения: помогает индуцировать у детей гуманные чувства, стремление обеспечить заботой всех тех, кто беззащитен, кому требуется поддержка и помощь.
3. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность, необходимая при воспитании практики нравственного поведения.
4. Общение, выполняя задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
5. Средством нравственного воспитания также выступает обстановка, которая окружает ребенка: атмосфера дружелюбная, неагрессивная, сочувственная. Окружающая ребенка обстановка – это средство воспитания чувств, представлений, поведения.
Для того, чтобы ребенок стал достойным человеком, требуется работа с самого детства. Сказки способствуют регенерации в людях духовности, милосердия, гуманности. Важное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые направляют человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.