Статья:

Формирование гуманно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказками

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Агеева Ю.А. Формирование гуманно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказками // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(10).pdf (дата обращения: 14.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование гуманно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказками

Агеева Юлия Александровна
магистрант, Рязанский Государственный Университет имени С.А. Есенина, РФ, г. Рязань
Архарова Людмила Ивановна
научный руководитель, преподаватель, доцент, канд. пед. наук, Рязанский Государственный Университет имени С.А. Есенина, РФ, г. Рязань

 

Аннотация. В статье затрагивается проблема формирования гуманно-нравственных представлений. Особое внимание уделено особенностям и средствам нравственного воспитания.

Ключевые слова: гуманно-нравственные представления, категория нравственности, поступок, сказка.

 

В текущее время в психологии и педагогике тема нравственного воспитания и формирования гуманно-нравственных представлений у детей становится предметом детального изучения и принимает выраженный актуальный характер. Процесс нравственного развития и воспитания у человека является важной и необходимой основой для формирования гуманного отношения к миру, реализации функции морали, обеспечивает регуляцию поведения согласно принятым нормам, формирует направленность личности, ее мировоззрение, систему нравственных убеждений, что обеспечивает гармонизацию личности и общественных интересов, способствует формированию нравственного поведения.

При формировании личности дошколь­ника основной целью общества является обогащение его гуманно-нравственными представлениями и понятиями. Показатель их освоения у детей разный, что сопряжено с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. Правильное воспитание помогает исключить возможность накопления ребенком отрицательного опыта, блокирует развитие неподходящих навыков и привычек поведения, которые могут негативным образом проявляться при формировании его нравственных качеств.

Главная задача общества на современном этапе его развития – это воспитание всесторонне развитой личности. Большое значение для качества жизни общества дает нравственное звено. На сегодняшний момент прослеживается стремительное сокращение нравственности подрастающего поколения, деформированы традиции, сложившимися в обществе.

У детей старшего дошкольного возраста понятия о главных категориях нравственности — о добре и зле, о хо­рошем и плохом в достаточной степени наивны, непосредственны. С этой целью воспитателю важно знать их сущность для планирования работы по нравственному развитию детей.  

Нравственное воспитание – упорядоченный процесс ознакомления детей с моральными ценностями человечества и конкретного общества. Со временем ребенок осознает установленные границы норм, правил поведения и общения, допустимые в обществе людей. Возникновение и принятие в личности определенного набора нравственных качеств, зрелость этических представлений у дошкольников становится следствием нравственного воспитания. Высокая оценка со стороны окружающих о его нравственности будет в том случае, если устойчиво сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности.

В коллективном нравственном сознании выражается общественный опыт: нравственные идеи, понятия, теории отражают реальные отношения людей, которые завязываются в процессе общения и деятельности.

Овладение гуманно-нравственными представлениями и понятиями – процесс затруднительный и продолжительный. По поступкам определяют нравственность человека, но поступки – это определение, имеющее достаточно глубокое представление и включающее все стороны жизнедеятельности личности. В связи с этим, для выявления его нравственной основы важно отметить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой единицей поведения может являться поступок, под которым рассматривают любое действие или состояние человека. Но всякое действие или состояние оказывается поступком в том случае, если создаваемые его цели, мотивы и побуждения личности воспринимаются во взаимосвязи. Следовательно, поведение – объединение поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков.

Нравственное воспитание содержит:

- установление сознания связи с обществом, обязательности координирования своего поведение с интересами общества;

- знакомство с нравственными эталонами, потребностями общества, подтверждение их легитимности и правильности;

- преобразование нравственных знаний в нравственные убеждения, установление структуры этих убеждений;

- формирование надежных нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;

- формирование нравственных привычек.

Одним из периодов детского развития, когда формирование нравственных качеств личности и нравственных представлений является наиболее актуальным, выступает старший дошкольный возраст. Старший дошкольный возраст - этап энергичного познания норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, позиций. Этот возраст является неотъемлемой частью для возникновения механизмов поведения и деятельности, в формировании личности ребенка в целом. Такая особенность обусловлена как крупными преобразованиями, происходящими в умственном и эмоционально - волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности.

Особенность образовательного процесса в работе со старшими дошкольниками заключается в воспитании уважительного отношения к родным и близким, симпатии к ним, уважения к воспитателям, сознательного желания доставить радость взрослым заслуживающими поступками, быть полезным окружающим.

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон всестороннего движения развития личности, овладение индивидом нравственных ценностей, формирование им нравственных качеств, вероятности нацеливаться на эталон, жить согласно принципам, общепризнанным меркам и правилам морали, когда взгляды и представления о должном воплощаются в реальных поступках и действиях.

Формирование растущего человека как воспитание развитой личности создает одну из главнейших задач сегодняшнего общества. Этот процесс не возникает спонтанно, а требует со стороны людей стараний, направленные как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

Начальные представления о нравственности ребёнок получает в семье. Центральный ресурс значительного влияния семейного воспитания состоит в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в реальности живут люди. В дошкольном периоде взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности (группа детского сада, начальные классы школы) приводит к дальнейшему развитию у ребенка симпатии, сочувствия, формированию чувства товарищества. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные, источником формирования которых также являются взаимоотношения с близкими людьми.

В теории нравственного воспитания детей дошкольного возраста представлены педагогические средства и методы, применение которых позволяет решать различные задачи нравственного развития и воспитания детей.

Для нравственного воспитания используются:

1. Художественные средства: художественная литература, изобразительное

искусство, музыка, кино, диафильмы и др. Данная категория средств позволяет усилить эмоциональную окраску познаваемых моральных явлений. Дошкольники с неподдельным интересом усваивают воспроизводимые для него сказки, стихи, рассказы, внимательно рассматривают иллюстрации и дискутируют по прочитанному.

Эта группа средств достаточно результативно позволяет сформировать у детей дошкольного возраста моральные представления и чувства.

2. Природа выступает весомым средством воспитания чувств и поведения: помогает индуцировать у детей гуманные чувства, стремление обеспечить заботой всех тех, кто беззащитен, кому требуется поддержка и помощь.

3. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность, необходимая при воспитании практики нравственного поведения.

4. Общение, выполняя задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

5. Средством нравственного воспитания также выступает обстановка, которая окружает ребенка: атмосфера дружелюбная, неагрессивная, сочувственная. Окружающая ребенка обстановка – это средство воспитания чувств, представлений, поведения.

Для того, чтобы ребенок стал достойным человеком, требуется работа с самого детства. Сказки способствуют регенерации в людях духовности, милосердия, гуманности. Важное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые направляют человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

 

Список литературы:
1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. и др.; Под.ред. Виноградовой А.М, 2008г.
3. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - Харьков: Фолио, 1996.