Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Конференция: LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Узденова Л.И. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(61). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(61).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Узденова Лаура Исмаиловна
магистрант, ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Лобейко Юрий Александрович
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор, ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

Первые годы обучения школьников носят фундаментальный характер для дальнейшего развития в учебной деятельности, наравне с тем сопровождаются со сложностями связанными с отсутствием позитивного общения у детей с педагогами и сверстниками. Именно по этой причине психолого-педагогическое сопровождение адаптации школьников в данный период имеет особое значение. Проблема адаптации школьников в настоящее время является весьма актуальной, поскольку неготовность большинства первоклассников, перешедших от домашней обстановки или обстановки дошкольного учреждения к учебному процессу выражается в ухудшении психологического здоровья обучающихся. Недостаточная подготовка ребенка к новым требованиям образовательной организации может вызвать у него негативное отношение к окружающей среде, следствие чего возникает состояние стресса, постоянной тревоги, снижение мотивации и активности. В результате этого существует необходимость более углубленного изучения данной проблематики, заключающейся в росте нервно-психических заболеваний и эмоциональной нестабильности. Длительное пребывание в состоянии напряжении и стресса способствует нарушению психологических и физических функций, а также приводит к психологическим расстройствам.

Школьная адаптация, будучи активным процессом перестройки функциональных систем организма, является отличным условиям для психологического развития школьника.

Механизмы, приобретённые в процессе школьной адаптации, с успехом могут применяться в аналогичных ситуациях, в качестве приобретенного опыта, становясь инструментом на пути становления личности.

В отечественной психологической литературе понятие адаптации традиционно рассматривается как приспособление субъекта к изменившимся внешним условиям, а не как часть противоречивого и динамичного процесса взаимодействия субъекта со средой, в том числе социальной, а также проявляющей свойства активности, адаптивности, вариативности (К.К. Платонов; В.М. Полонский; В.П. Зинченко; Б.Г. Мещеряков) [1].

Н. М. Голубева, Р.В. Танкова-Ямпольская считают, что ребенок социально адаптируется, посредством приобретения личного опыта, во время получения обучения и воспитания. Как правило, данный процесс имеет свое начало в семейном социуме.

В отечественной психолого-педагогической литературе адаптацию понимают, как сложный, многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, новую систему требований и контроль, в новый коллектив. Адаптация школьников – приспособление к окружающему миру, к окружающим людям и, наоборот, окружающего мира и людей к ним, то есть, это двусторонний процесс [2;3;4;5]. Как мы видим, это – взаимосвязанный процесс, при недостаточной деятельности хоть одной из сторон, приводящий затруднению и замедлению адаптации ребенка, что может привести к отторжению им нового незнакомого для него социума.

Кардинальная перестройка жизни ребёнка, по причине поступления в школу, естественно, не может не сказываться на эмоциональной сфере ещё не полностью сложившейся личности, что значительно затрудняет его адаптацию к новым условиям жизни [5].

Необходимо учитывать то, что люди, окружающие ребёнка зачастую сами не в полной мере подготовлены и ориентированы, не осознают до конца сложность процесса перестройки обучающегося. Отсюда можно сделать вывод, что поиск средств и способов, облегчающих внедрение в школьную жизнь детей с несхожим уровнем подготовки и разнообразной совокупностью личностных качеств, становиться самостоятельной задачей всех участников данного процесса.

Необходимо отметить, что дошкольный склад жизни ребёнка (от 0 до 7 лет) существенно отличается от времени, когда он начинает посещать образовательное учреждение. Абсолютно иной распорядок дня, появление нового режима, новые правила, а также изменение в поведении со стороны взрослых, выбивают ребёнка из привычного состояния. Поскольку дети разные и воспринимают они на первый взгляд одинаковую ситуацию по-разному. Что легко и спокойно проживают одни дети, могут воспринимать тяжело другие. По общему наблюдению, период школьной адаптации у первоклассников проходит от одного месяца до одного года. При совпадении личных способностей первоклассника и внешних требований образовательной организации, ему будет легче включиться в учебный процесс. Благоприятные условия служат индикатором социально-психологического аспекта адаптации обучающегося и создают возможность дальнейшего развития.

На ваш взгляд, адаптация у детей, пребывающих до школьного периода в детском саду, проходит мягче и быстрее, поскольку уже произошел процесс социализации, чего не скажешь о детях, приученных только к семейным правилам и порядку. Также следует отметить, что большая ответственность в период адаптации первоклассников к школе лежит на педагоге, который в свою очередь, должен применять свои профессиональные способности для построения эффективного учебного распорядка, создания здоровой творческой обстановки, способствовать поддержанию устойчивого эмоционального состояния, что служит профилактикой психологических заболеваний. Наиболее успешным механизмом в процессе адаптации первоклассников является совокупность действий со стороны родителей, педагогов, и соответственно самих учащихся. 

Основными видами адаптации являются организационная, учебно-мотивационная, психологическая и социальная. Для определения уровня адаптации и оценки её протекания Д.Ю. Соловьевой были предложены следующие критерии: принятие новой социальной роли, учебная мотивация, эмоциональное состояние ребёнка в школе.

В данный период у детей перестраивается образ жизни, игровая деятельность сменяется на учебную деятельность. Параллельно с началом учебного процесса ребенок проживает «кризис 7 лет», меняется социальный статус из дошкольника в школьника, происходит переоценка ценностей и начало интеллектуального развития.

С первых дней учебной деятельности необходимо вызвать у ребёнка заинтересованность в содержании знаний. Социальные мотивы могут влиять на формирование мотивации. Если ребёнок будет равняться на своих успешных одноклассников, начнет интересоваться получением новых знаний. Отсюда, очень важно общение школьника со сверстниками. Так, Г.А. Цукерман считает, что дети усваивают материал лучше со сверстниками, нежели чем в совместной работе с педагогом или самостоятельно.

Таким образом, оказание помощи и поддержки первокласснику в самом начале его пути к учебной деятельности позволяют создавать дополнительные условия для преодоления отрицательных факторов в процессе адаптации. Роль педагога состоит в создании необходимых условий для успешной адаптации первоклассника к школьному процессу, который заложит основу полноценного развития обучающегося. Эффективная работа по повышению мотивации ученика и профилактическая работа, направленная на снижение уровня тревожности позволит смягчить и ускорить процесс освоения первоклассником нового вида деятельности.

 

Список литературы:
1. Большой психологический словарь. Под редакцией Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Москва, 1996.
2. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. Под редакцией Р.В. Танкова-Ямпольская. Москва, 1980.
3. Костяк Т.В. Психологическая адаптация к школе. Москва: «Академия», 2008.
4. Гасанова К.Б., Магомедханова У.Ш. Влияние психологической готовности к обучению на адаптацию первоклассников к школе. Махачкала, 2015.
5. Магомедханова У.Ш. Адаптация ребенка к школе при смене социально-психологической ситуации развития. Москва, 2016.