Статья:

Инновационные методы в обучении студентов вуза

Конференция: XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ергалиев Е.Н. Инновационные методы в обучении студентов вуза // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Инновационные методы в обучении студентов вуза

Ергалиев Ерлан Нурланулы
магистрант 2-го курса специальности «Информатика», Институт физики, математики и информатики, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Республика Казахстан, г. Алматы
Абдулкаримова Глюса Алимовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры Методики преподавания физики, математики и информатики, Институт физики, математики и информатики, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Республика Казахстан, г. Алматы

 

В статье рассмотрены возможности использования инновационных методов обучения при подготовке студентов технического вуза. Также описаны преимущества и недостатки традиционных и инновационных методов обучения. Приведены примеры использования инновационных методов обучения в современной педагогической практике.

Уровень результатов обучения студентов технического вуза зависят как от корректного определения целей и содержания образовательной программы, так и от способов достижения этих целей или методов обучения. С учетом того, что методы обучения применяются на практике достаточно продолжительное время, разработка концепции методов обучения имеют большую историю.

В ходе наблюдений процесса обучения, можно обратить внимание на разнообразие видов деятельности преподавателя и студента. Методами обучения принято считать способы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. К основным признакам, характеризующим методы обучения относят: цели обучения, способы их усвоения и характер деятельности преподавателя и обучающегося. Они являются постоянными составляющими в процессе передачи знаний. Количество подобных методов оказалось достаточно велико, что возникла необходимость упорядочивания по определенному принципу этого множества. Непременным условием для этого было определение существенных признаков, по которым можно было бы выявить, имеет ли ценность данной вид деятельности как метод обучения. Но даже при определении содержания методов, мнения большинства разошлись. Методы обучения толковались разными способами:

·     одни воспринимали метод как комплекс приемов учебной деятельности;

·     другие как путь, ведущий учащихся от незнания к знанию;

·     третьи как форму содержания обучения;

·     четвертые способ взаимосвязи преподавателя и обучающегося для достижения общих целей.

Привлекает внимание факт того, что во всех методах обучения есть своеобразная закономерность, характеризующая учебно-познавательную деятельность, которую, с одной стороны, исполняет обучающийся, с другой – формирует преподаватель. А ведь именно когнитивная деятельность учащихся является важным требованием для усвоения изучаемого материала. Подводя итоги, можно добавить, что методами обучения называются системы регулированной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, направленной на решение образовательных задач.

Целью традиционных методов обучения является сообщение новых знаний и донесение актуальной информации обучающимся по конкретной теме. Основной принцип работы этих методов включает информационно-пояснительную деятельность со стороны педагога и репродуктивный деятельность со стороны обучающихся. То есть, ведение занятия производится в односторонней передаче знаний и умений преподавателем студентам (рис.1) [5].

 

Рисунок 1. Взаимодействие преподавателя с обучающимися в традиционном методе обучения

 

К списку достоинств данного метода обучения можно добавить возможность обхвата большого объема информации за короткий промежуток времени. Помимо этого, предполагается освоение и репродукция знаний вместе с применением для решения подобных задач.

Недостатки традиционных методов обучения:

·     учащиеся получают шаблонные знания, которые не могут быть использованы для решения разносторонних задач и проблем;

·     ориентированность обучения на запоминание, а не на мышление;

·     не способствуют развитию творческих способностей, самостоятельности и активности обучающегося;

·     выполнение однотипных задач: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п.

·     формирование репродуктивного стиля познавательной деятельности обучающегося.

Но, несмотря на эти недостатки, традиционные методы обучения активно используются, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса.

Появление и развитие инновационных (активных) методов вызвано тем, что перед обучением возникли новые задачи: не только дать обучающимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено стремительным развитием информатизации. Если раньше, полученные знания могли служить человеку продолжительно, то в век информационного подъема их необходимо постоянно обновлять, что достижимо только путем самообразования, которое требует от обучающихся познавательной активности и самостоятельности. Традиционные методы обучения привели к расхождению между тем, чему студенты обучаются в вузе и тем, что необходимо индустриальной отрасли страны. В связи с этим, большинство высших учебных заведений переходят к инновационным методам обучения, которые основываются на формировании у студентов таких качеств как самостоятельность, самоорганизованность и склонность к творческому мышлению (рис.2) [3; 5].

 

Рисунок 2. Взаимодействие преподавателя с обучающимися в инновационном методе обучения

 

Примером инновационного обучения может служить использование проектно-исследовательского метода в обучении студентов 3-го курса по дисциплине «Проектирование и администрация баз данных» (в оригинале Database design and Administration). Курс читается в Казахстанско-Британском техническом университете (далее КБТУ). Заданием для проектной работы студентов было проектирование и разработка базы данных для автоматизированной информационно-образовательной системы «Офис регистратор КБТУ». Защита учебного проекта состояла из двух частей. Первая часть включала в себя подготовку логической (или концептуальной) модели данных, выражаемой обычно ER-диаграммой (результата проектирования), в то время как вторая часть требует разработки базы данных и заполнения данными, исходя из первой части. Для успешного выполнения проекта, студентам требовалось выполнять промежуточные задачи, объединение которых представляет единый логически выстроенный завершенный проект, работа над которым велась в ходе всего семестра [2].

Выполнение проекта требует от студентов командной работы, поэтому непременным условием продуктивной деятельности является наличие навыков совместной работы студентов, их содержательное взаимодействие, что существенно развивает коммуникативные навыки. К тому же, студенты используют на практике, знания по проектированию баз данных, полученные на лекционных занятиях по дисциплине, тем самым формируя необходимые навыки для выполнения поставленной задачи; учатся разрабатывать базы данных от этапов проектирования до полноценной реализации; составляют отчетность по разработанной базе данных, все это служит хорошим примером выполнения такой работы в будущих производственных проектах. Проектно-исследовательская работа, организованная подобным образом, стимулирует когнитивные способности студентов, ориентирует на самообучение, позволяет им оценить свои слабые и сильные стороны, знания, способности [2; 3].

Дистанционное обучение, как организация интерактивной учебно-познавательной деятельности стало развиваться задолго до появления глобальных компьютерных сетей, как подобие классической формы заочного обучения, постепенно наращивая совокупность используемых технологий. Эффективное обучение сегодня невозможно без информационного и учебно-методического обеспечения, содержание которого определяется целью образовательного процесса и результатами обучения [1]. Одним из средств дистанционного обучения является программно-методический комплекс (ПМК), позволяющий самостоятельно освоить учебный курс и часто объединяющий в себе свойства обычного учебника, задачника и лабораторного практикума [4].

В рамках исследования автором сформирована система обучения, основанная на использовании ПМК. Разработанный автором ПМК содержит детально организованный учебный материал, предоставляемый обучаемому в виде разделов. Система структурированных страниц позволяет обучающемуся определить не только линию изучения материала, но и удобный темп работы, и способ изложения материала. В ПМК предусмотрена возможность отслеживания действий обучающегося для дальнейшей работы с преподавателем [4; 5]. ПМК состоит из двух частей. В него входят модули студента и администратора. Модуль студента включает в себе электронный учебник по дисциплине с элементами дистанционного образования, что позволяет проводить контроль обучения студента администратором. Модуль администратора выполняет задачу добавление данных (учебного материала) и вывода результатов студента.

В условиях смены образовательных моделей, определяющих переход от репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим, возникает необходимость совершенствования и поиска действенных форм для обеспечения самореализации и формирования навыков саморазвития и самообразования студентов. Использование проектно-исследовательского метода в обучении студентов технических специальностей позволяет с одной стороны, использование разнообразных методов решения практической задачи, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. ПМК является одним из ключевых элементов дистанционного обучения, его использование в учебном процессе становится процессом адаптации высшего образования к социальным изменениям информационного общества и интеграции в мировую образовательную среду.

 

Список литературы:
1. Абдулкаримова Г.А. О профессионально направленном обучении информационным технологиям студентов педагогического вуза // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Перспективы и вызовы информационного общества», Красноярск, 12–13 ноября, 2015 г. С.11–16.
2. Ергалиев Е.Н. Использование проектно-исследовательского метода при обучении студентов технического вуза базам данных // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 1 (31). 
3. Субочева А.Д. Инновационные методы обучения как способы активизации мыслительной деятельности студентов. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 9 (28). – С. 136–139.
4. Филатова З.М. Электронный учебник как средство дистанционного обучения. // XXV Ежегодная международная конференция-выставка («ИТО-2015»). 6–7 ноября 2015 года, г. Москва.
5. Шумакова Н.В. Профессиональная подготовка студентов колледжа на основе технологий активного обучения. / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5 (часть 2) – С. 171–173.