Статья:

Развитие слухоречевой памяти у детей с ТНР

Конференция: LXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Гафарова Р.С. Развитие слухоречевой памяти у детей с ТНР // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(84). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(84).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие слухоречевой памяти у детей с ТНР

Гафарова Регина Сергеевна
студент, Московский психолого-социальный университет, РФ, г. Москва
Майорова Юлия Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой логопедии, Московский психолого-социальный университет, РФ, г. Москва

 

Одной из категорий детей дошкольного возраста, нуждающихся в особом внимании со стороны специалистов и родителей являются дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР). В соответствии с ФГОС дошкольники с тяжелыми нарушениями речи, представляют собой одну из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых очень важно создание особых образовательных условий и реализации адаптированных образовательных программ.

Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, следовательно, развитие личности не возможно без развития высших психических функций, в частности, памяти.

Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов.

Вопросы формирования памяти у дошкольников являются предметом исследований таких авторов, как И.А. Сергеева, В.Н. Кучина, Р.С. Немов, Л.В. Мищенко, В.Д. Шадриков и других. Проблемы нарушений памяти у дошкольников с речевыми нарушениями исследовались Т.А. Дубровиной, Р.Е. Левиной, и другими авторами, которые отмечают, что коррекция общей речевой деятельности детей должна вестись в тесной взаимосвязи с развитием познавательных процессов, в том числе, развитием памяти.

На сегодняшний день в системе организации коррекционно-формирующей работы с детьми с ТНР существенное внимание специалистов уделяется формированию речевых функций детей. Тем не менее, для формирования активной, здоровой, творческой личности ребенка необходимо обращать внимание на развитие неречевых функций, совершенствование познавательного развития. Посредством воздействия на процессы памяти у дошкольников с ТНР работа по устранению имеющихся речевых нарушений будет принимать более качественную реализацию: так как такая работа позволит обеспечить детям единый старт при поступлении в школу с детьми, не имеющими проблем развития и избежать попадания в категорию детей с ОВЗ. Совершенствование памяти является важнейшим требованием к повышению интеллектуальной готовности воспитанников к обучению в школе.

Цель исследования – Формирование слухоречевой памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Объект исследования – Слухоречевая память у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – Система методов и приёмов развития слухоречевой памяти в структуре логопедических занятий с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

Гипотеза исследования -  Мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста с ОНР III уровень встречаются значительные трудности при формирования слухоречевой памяти, которые могут быть скорректированы в ходе логопедической работы.

Задачи исследования:

1. Подобрать диагностический инструментарий для обследования слухоречевой памяти дошкольников.

2. Сформировать экспериментальную и контрольную группу участников.

3. Изучить особенности слухоречевой памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и нормально развивающих детей.

4. Выполнить сравнительный анализ результатов проведенного исследования слухоречевой памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи   и нормально развивающих детей.

Методы исследования -  Теоретический (анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования), практический (констатирующий эксперимент), аналитический (количественный и качественный анализ полученных данных).

База исследования - Образовательное учреждение ГБОУ Многопрофильная школа № 1577, Ярославское шоссе дом 26Б, строение 2, группа 4.

В исследовании участвовали 2 группы детей:

1. Экспериментальная группа - дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР III уровень), в количестве 12 человек.

2. Контрольная группа. Логопедическое заключение: речь соответствует возрастной норме. Количество детей – 12 человек.

Для изучения слухоречевой памяти использовался комплекс диагностических заданий, предложенных Л.В. Занкова, А.Р. Лурии и О.А. Романович. Особенностью проведения диагностики детей заключалось в том, что особое внимание привлекалось к оценке сравнения времени реакции воспитанников на выполнение заданий, а также реакции на подсказки (стимулирующую помощь).

Методики диагностики слухоречевой памяти:

1. Методика опосредованного запоминания Л.В. Занкова[1, с. 176].

Цель: диагностика слухоречевой памяти, навыков установления опосредованных связей.

2. «10 слов» модифицированный тест А.Р. Лурия[2, с. 319].

Цель: исследование объема слухоречевой памяти.

3. «Воспроизведение рассказа» (О.А. Романович) [3, с. 112].

Цель: диагностика слухоречевой памяти, изучение уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию и пониманию текста.

При диагностике слухоречевой памяти и опосредованного запоминания.

Высокий уровень выявлен только у участников контрольной группы (67%). В экспериментальной группе по 42% детей показали средний результат и результат ниже среднего. 17% детей характеризовались низкими результатами.

При диагностике слухоречевой памяти по методике «10 слов»

Высоких результатов в экспериментальной группе не выявлено. 8% дошкольников с ТНР показали результат выше среднего. Средний уровень у большинства - у 58% детей. Уровень ниже среднего определен у 8% участников и низкий у 25% дошкольников с ТНР.

Высокий уровень показали только воспитанники контрольной группы (67%). Остальные 33% участников, не имеющих нарушений речевого развития, показали уровень «выше среднего». Низкие результаты по данному заданию не выявлены.

При диагностике слухоречевой и смысловой памяти по методике «Воспроизведение рассказа»

Дети экспериментальной группы в большинстве (по 42%) показали средний уровень сформированности данного процесса и уровень «ниже среднего». Низкий уровень отмечен у 17% участников с ТНР.

В контрольной группе большинство (67%) дошкольников показали высокий уровень. Уровень «выше среднего» у 33% детей.

Таким образом, при диагностике общих результатов слухоречевой памяти дети экспериментальной группы в большинстве (по 42%) показали средний уровень сформированности данного процесса и уровень «ниже среднего». Низкий уровень отмечен у 17% участников с ТНР. В контрольной группе большинство (67%) дошкольников показали высокий уровень. Уровень «выше среднего» у 33% детей.

Качественный анализ результатов позволяет также отметить, что дошкольники с ТНР представляют собой неоднородную группу по уровню сформированности слухоречевой памяти.

Результаты диагностики слухоречевой памяти дошкольников двух групп показали: общий уровень сформированности данного процесса у дошкольников с ТНР существенно уступает уровню их сверстников, не имеющий нарушений речевого развития. Детей с ТНР характеризует медленная ориентировка в условиях задачи, быстрое забывание сложных инструкций, явления парафазии, снижение запоминания вербальных стимулов. Дети запоминают узкое количество информации, причем, с необходимой установкой на запоминание. У детей с ТНР при относительно сохранной смысловой и логической памяти заметно снижены запоминание вербальных стимулов, продуктивность запоминания и слухоречевая память, по сравнению с детьми контрольной группы. Как правило, дети экспериментальной группы не прибегали к речевому общению с целью уточнения инструкции; не замечают ошибок и не исправляют их.

Таким образом, общие результаты позволили сделать вывод о том, что общий уровень слухоречевой памяти  дошкольников с тяжелыми нарушениями речи значительно уступают результатам их сверстников, не имеющих речевых нарушений.

Все дошкольники экспериментальной группы нуждаются в существенной педагогической помощи по совершенствованию данного процесса и устранению имеющихся недостатков.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что значительные трудности которые испытывают дошкольники с ТНР в овладении лексико-грамматическими средствами языка и связной речью во многом обусловлены недостаточностью когнитивных предпосылок, в том числе, недостатками мнестических процессов.

При этом недостатки памяти у детей с ТНР весьма вариативны.

С учётом полученных результатов была разработана и апробирована программа логопедической работы с использованием мнемотехнических приемов, что на наш взгляд, способствует не только развитию слухоречевой памяти, но и повышает эффективность логопедического воздействия

Задачи обучающего эксперимента:

1. Обобщить и систематизировать имеющуюся методику работы по развитию слухоречевой памяти и связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;

2. Совершенствовать структуру и методическое оснащение формирующих занятий по развитию слухоречевой памяти и связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;

3. Апробировать и определить эффективность предложенных методических подходов по развитию слухоречевой памяти и связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Обучающий эксперимент проходил в несколько этапов:

1. Подготовительный этап:

· мотивация учащихся к речевому общению;

· разработка и ознакомление детей с сенсорно-графическими схемами;

· развитие навыков использования слуховых и зрительных каналов получения информации;

· обучение описательному рассказу по готовым мнемотаблицам;

2. Основной этап:

· обучение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня пересказу небольшого текста в игровой форме;

· обучение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня рассказыванию по картинам;

· обучение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня описанию предметов в игровой форме.

3. Заключительный этап:

На данном этапе проводились устные беседы с детьми для закрепления полученных данных, проводилась совместная работа с родителями.

После проведения эксперемента было выявлено что уровень развития слухоречевой памяти и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня значительно повысился.

Прежде всего, снизилось количество учащихся, показывающих низкиерезультаты: с 67 % до 40 %. Возросло количество детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, показывающих средние результаты: с 33 % до 60 % учащихся. Несомненно, результаты дошкольников контрольной группы ещё не достигают результатов своих сверстников без нарушений развития, тем не менее, положительные тенденции подчёркивают необходимость дальнейшего проведения представленной работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведённая нами работа оказала положительное влияние на развитие памяти, словаря, связной речи, лексического запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня: общий балл связной речи увеличился практически у каждого ребёнка.

Данные наглядно свидетельствуют о том, что и активность, и успешность выполнения заданий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на контрольном этапе улучшились.

Коррекционная работа по развитию слухоречевой памяти и связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях будет эффективной при соблюдении следующих условий: развитие умений слушать инструкцию педагога, развитие умений анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и существенное, основное и фоновое; развитие способности удерживать смысловую программу в памяти (запоминание последовательности картинок, пересказы текстов); обучение рассказыванию по картинам с использованием пиктограмм, мнемотаблиц, моделирования; обучение описанию предметов; формирование игровой деятельности в процессе коррекционно-развивающих занятий

 

Список литературы:
1. Занков, Л. В. Память [Текст] : научное издание / Л.В. Занков; Акад. пед. наук РСФСР. – М. : Учпедгиз, 1949
2. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – Питер : [б. и.], 2004.
3. Романович, О. А. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет / О. А. Романович, Е. П. Кольцова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013.