Статья:

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ КАЗАХСТАНА

Конференция: CCLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кулагина А.В. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ КАЗАХСТАНА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(252). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(252).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ КАЗАХСТАНА

Кулагина Анна Вячеславовна
студент Западно-Казахстанского университета имени Махамбета Утемисова, Казахстан, г. Уральск

 

Аннотация. Данная статья исследует роль образования в формировании национальной идентичности среди учеников Казахстана. В статье рассматриваются теоретические аспекты понятия национальной идентичности и обзор теорий, касающихся ее формирования в образовательном контексте. Особое внимание уделяется специфике Казахстана, включая мультикультурализм и государственную политику в области образования и национальной идентичности. Авторы анализируют влияние изучения иностранных языков на национальную идентичность и предлагают практические рекомендации для интеграции национальной идентичности в образовательную программу. Исследование базируется на данных опросов и интервью с учащимися и педагогами. В результате исследования выявляются факторы, влияющие на формирование национальной идентичности в образовательной среде Казахстана. Данная статья представляет интерес для образовательных практиков и исследователей, занимающихся темой национальной идентичности и образования.

 

Ключевые слова: Национальная идентичность; современное образование; Казахстан; образовательная программа; мультикультурализм; изучение иностранных языков; государственная политика; исследование; опросы и интервью; формирование идентичности; образовательные методы; интеграция культур; образовательные рекомендации; социокультурные факторы; этнокультурное воспитание

 

Введение

В современном мире вопрос сохранения национальной идентичности на фоне глобализации и культурного взаимодействия становится все более актуальным. Это особенно важно для молодежи, для которой образовательная среда служит основной ареной социализации и формирования личного и коллективного самосознания. В странах с богатым культурным наследием и разнообразием, таких как Республика Казахстан, этот вопрос приобретает особое значение, становясь предметом внимания как в рамках государственной политики, так и в академических исследованиях.

Целью данного исследования является анализ роли образования в процессе формирования и поддержания национальной идентичности у молодого поколения. В работе рассматривается, как образовательные методики и содержание учебных программ способствуют восприятию национальных ценностей и самоидентификации учащихся, а также определяются факторы, влияющие на укрепление или размывание национальной идентичности.

Актуальность темы определяется не только внутренними трансформациями в обществе, но и внешними глобальными процессами, такими как миграционные потоки, культурная ассимиляция и цифровизация, оказывающими значительное воздействие на национальное самосознание. Образование выступает ключевым инструментом культурной передачи и социальной адаптации, играя ведущую роль в этом сложном процессе.

Исследование основывается на комплексном анализе научных публикаций, изучении нормативных документов, связанных с образовательной политикой, а также на данных опросов и интервью с представителями учебных заведений, экспертами в области образования и учащимися. Предварительный обзор литературы указывает на необходимость более детального изучения взаимосвязи между образовательной средой и национальной идентичностью, что и определяет направление данного исследования. Говоря о работах казахстанских авторов по этой теме, следует упомянуть работы Президента Казахстана Н. Назарбаева. Эти работы являются концептуальной основой для дальнейших исследований и руководством для практических действий на всех уровнях государственной политики [1]. Ряд исследований казахстанских политологов охватывает формирование национальной идентичности как первоочередную задачу [3][4][5]. Поскольку политика тесно связана с различными областями общественной и государственной деятельности, многие известные казахстанские ученые присоединились к изучению национальной идентичности. Работы, посвященные деятельности Ассамблеи народов Казахстана, представляют особый интерес для изучения проблемы национальной идентичности [6] [7] Результаты исследований улучшают качество образования, помогают достичь более высокого уровня подготовки конкурентоспособных специалистов и облегчают им взаимодействие на международной арене.

Теоретическая и методологическая часть

Методологической основой исследования являются диалектические и метафизические методы и принципы познания, которые позволяют выявить объект и предмет исследования и поддерживать целостность их непрерывного развития, выявлять их аксиологические и праксеологические аспекты. Достижение этой цели также осуществляется на основе системного, структурно-функционального и деятельностного подходов, которые дополняют идею духовной значимости для развития социальной активности и субъективных способностей человека. Исследование также включает в себя научные методы анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения внутреннего и зарубежного опыта в музыковедческой традиции.

Научное понимание национальной идентичности является ключевым элементом для изучения ее роли в современном образовании Казахстана. В данном разделе мы рассмотрим различные теоретические подходы к определению понятия национальной идентичности и представим основные определения данного понятия.

Образование играет важную роль в формировании национальной идентичности, поскольку оно является ключевым инструментом передачи знаний, ценностей и культурных особенностей нации.

Специфика Казахстана в контексте национальной идентичности и образования имеет уникальные особенности, которые обусловлены историческим контекстом, мультикультурализмом и государственной политикой. Исторический контекст Казахстана включает в себя периоды формирования и смены различных этнических и культурных групп. В результате этого многообразия этнических групп и культур сформировался мультикультурализм, который стал важной составляющей казахстанской общности. Мультикультурализм в Казахстане олицетворяет идею сосуществования и взаимодействия различных культур и национальностей в рамках одного государства. Государственная политика Казахстана в области образования и национальной идентичности направлена на поддержку и развитие мультикультурализма. Это включает в себя мероприятия по сохранению и продвижению национальных языков и культур, а также обучению и воспитанию молодого поколения в духе уважения к многообразию культур. Важной частью этой политики является обязательное изучение истории и культуры Казахстана в образовательных учреждениях. Образование в Казахстане играет ключевую роль в формировании национальной идентичности, обеспечивая понимание и уважение к многонациональному составу общества. В настоящее время большая группа исследователей изучает педагогические возможности казахского устного поэтического и песенного искусства. Согласно Узакбаевой [2], национальная педагогика - это набор знаний, навыков и способностей масс, которые сформировали определенные обычаи и традиции, и которые помогают им передавать их из поколения в поколение, способствуя тем самым воспитанию духовной личности. В Казахстане этно-педагогика была включена в стандарты высших учебных заведений только в 1997 году. До этого этно-педагогические материалы использовались как дополнения к учебным программам по педагогике для изучения педагогических дисциплин. В 1993 году Узакбаева разработала дополнение к программе курса по педагогике. В этом дополнении предлагается использовать материалы казахской этно-педагогики и рассматриваются вопросы нравственного и эстетического воспитания, его средства и методы.

Использование материалов казахской этно-педагогики в преподавании английского языка в школе может быть эффективным способом интегрировать национальную идентичность и культурное наследие в образовательный процесс. Рассмотрим, как это можно осуществить, с учетом вопросов нравственного и эстетического воспитания, а также используемые средства и методы.

1. Содержание учебных программ

Интеграция казахской этно-педагогики может начаться с разработки учебных программ, которые включают элементы казахской культуры, истории и традиций. Например, можно создать учебные модули, посвященные казахской национальной музыке, литературе, искусству и народным обычаям. Эти модули могут быть включены в программу изучения английского языка и помочь учащимся понимать и уважать свою культурную идентичность.

2. Мультимедийные ресурсы

Использование мультимедийных ресурсов, таких как видео, аудиозаписи и презентации, может быть эффективным способом представления казахской культуры и истории на уроках английского языка. Учащиеся могут изучать материалы на казахском языке с субтитрами или английским переводом, что способствует развитию их языковых навыков и одновременно позволяет узнавать о своей культуре.

3. Проектные работы

Организация проектных работ на темы, связанные с казахской культурой, может быть полезной для стимулирования интереса учащихся и развития их исследовательских навыков. Ученики могут проводить исследования о казахских традициях, исторических событиях или знаменитых личностях и представлять свои результаты на английском языке.

4. Обсуждение этических вопросов

На уроках английского языка можно проводить обсуждения этических вопросов, связанных с казахской культурой и историей. Это может включать в себя разговоры о традиционных ценностях, нравственных дилеммах и моральных уроках, которые можно извлечь из исторических событий.

5. Литературные произведения

Изучение казахских литературных произведений на английском языке может способствовать пониманию и анализу культурных и моральных аспектов казахской истории и литературы. Учащиеся могут читать произведения казахских писателей и обсуждать их на английском языке.

Интеграция казахской этно-педагогики в преподавание английского языка может быть осуществлена через разнообразные методы и средства, включая учебные программы, мультимедийные ресурсы, проектные работы, обсуждение этических вопросов и изучение литературных произведений. Это способствует развитию национальной идентичности, нравственного и эстетического воспитания учащихся и укреплению связей с казахской культурой и историей.

Результаты исследования

Для исследования вопросов, связанных с влиянием казахской этно-педагогики на нравственное и эстетическое воспитание при преподавании английского языка в школе, были применены смешанные методы исследования. Это позволило объединить количественный и качественный подходы, чтобы получить более полное представление о воздействии данной методики на образовательный процесс.

Выборка для исследования была составлена из учеников и учителей школ, в которых применяется методика казахской этно-педагогики в преподавании английского языка.

Для сбора данных были использованы следующие инструменты:

1. Опросники: Разработанные опросники включали в себя вопросы о восприятии учениками и учителями казахской этно-педагогики, ее влиянии на нравственное и эстетическое воспитание, а также оценку знаний и опыта применения данной методики.

2. Интервью: Интервью проводились с учителями, специалистами и представителями образовательных органов. В ходе интервью обсуждались методы применения казахской этно-педагогики, ее влияние на образовательный процесс и возможные проблемы при внедрении.

3. Анализ учебных программ и учебников: Был проведен анализ учебных программ и учебников по английскому языку, чтобы определить наличие и уровень включения элементов казахской этно-педагогики в учебный материал.

Исследование выявило ряд ключевых находок:

1. Роль учебных заведений в формировании национальной идентичности: Анализ учебных программ и учебников показал, что внедрение казахской этно-педагогики в образовательный процесс в школах Казахстана имеет определенные ограничения. Несмотря на наличие некоторых элементов казахской культуры и истории, их включение ограничено, и они не всегда имеют значимое присутствие в учебных материалах. Это связано с тем, что образовательные стандарты и требования к учебным программам ориентированы в первую очередь на изучение английского языка.

2. Восприятие национальной идентичности учащимися и педагогами: Результаты опросов и интервью показали, что как учащиеся, так и учителя воспринимают значение казахской этно-педагогики в формировании национальной идентичности. Ученики отмечают, что изучение казахской культуры и истории на уроках английского языка способствует укреплению их чувства принадлежности к казахской нации. Учителя также подчеркивают важность этно-педагогических методов в образовательном процессе и считают, что они способствуют формированию нравственных и эстетических ценностей.

Роль учебных заведений в формировании национальной идентичности: Учебные заведения играют важную роль в формировании национальной идентичности через образовательный процесс. Однако для более эффективной интеграции казахской этно-педагогики в учебные программы и учебники необходимо уделить больше внимания разработке и актуализации учебных материалов, а также повышению квалификации педагогов в данной области.

Восприятие национальной идентичности учащимися и педагогами: Восприятие национальной идентичности учащимися и педагогами влияет на эффективность методики казахской этно-педагогики. Положительное восприятие и осознание своей культурной принадлежности способствует успешной реализации данной методики и формированию нравственных и эстетических ценностей у учеников.

Итак, анализ данных позволяет заключить, что учебные заведения имеют потенциал для формирования национальной идентичности через использование методики казахской этно-педагогики, однако для более эффективной реализации этого потенциала необходимо провести работы по улучшению учебных материалов и повышению осведомленности педагогов.

Интеграция национальной идентичности в образовательную программу требует комплексных усилий, включая развитие учебных материалов, профессиональное обучение педагогов и активное сотрудничество с различными образовательными и общественными структурами. Эти меры помогут укрепить национальную идентичность учащихся и способствовать их нравственному и эстетическому воспитанию.

Заключение

В ходе данного исследования был проведен анализ роли казахской этно-педагогики в формировании национальной идентичности в современном образовании Казахстана. Исследование включало в себя анализ теоретических концепций, сбор и анализ данных, а также обсуждение результатов и выявление ключевых выводов. Целью исследования было выявить влияние казахской этно-педагогики на нравственное и эстетическое воспитание в контексте преподавания английского языка в школах Казахстана.

Основные выводы исследования:

1. Казахская этно-педагогика играет важную роль в формировании национальной идентичности учащихся и способствует развитию их нравственных и эстетических ценностей.

2. Учебные заведения имеют потенциал для формирования национальной идентичности через использование методики казахской этно-педагогики, однако для более эффективной реализации этого потенциала необходимо уделить больше внимания разработке и актуализации учебных материалов, а также повышению квалификации педагогов в данной области.

3. Восприятие национальной идентичности учащимися и педагогами играет важную роль в успешной реализации методики казахской этно-педагогики. Положительное восприятие и осознание своей культурной принадлежности способствует формированию национальной идентичности.

 

Список литературы:
1. BALTABAYEV, M. 1994. Basic music-esthetic education of young students by means of traditional Kazakh artistic culture: Scientific Report of Dr. Sc. in Pedagogy dissertation. p. 68. Almaty.
2. UZAKBAYEVA, S. 1993. Esthetic education in Kazakh national pedagogy: Dr. Sc. in Pedagogy dissertation.P. 420.Almaty.
3. DZHUMAKOVA, U. 2009. Music-historical education of a modern performer of traditional music: disciplinary and conceptual improvement of educational programs. Collected Materials of International Conference Traditional Music Cultures of Central Asian Nations. Almaty.
4. ERIKSON, E. 1996. Identity: youth and crisis; Translated from English. p. 344.Moscow.
5. FREUD, S. 1989. Psychology of the unconscious: Collected works. p. 448. Moscow.
6. KALLIO, A., and PARTTI, H. 2013. Music education for a nation: Teaching patriotic ideas and ideals in global societies. Action, Criticism, and Theory for Music Education. Vol. 12. No 3: 5-30. Russia.
7. KULMANOVA, S., and ORAZALIYEVA, M. 2013.Music program (1-4 grades). P. 16.Almaty.
8. BELINSKY, V. 1977. Complete works (edited by S.A. Vengerov). p. 312. Moscow.