Статья:

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

Конференция: CCLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Адамова В.Н. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(252). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(252).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

Адамова Виктория Николаевна
студент кафедры начального образования, ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск
Неустроева Екатерина Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры начального образования, ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск

 

THE ROLE OF THE FAMILY IN SHAPING REGULATORY UEA

 

Victoria Adamova

Student of the Department of Primary Education, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova, Russia, Yakutsk

Ekaterina Neustroeva

Scientific adviser, Ph.D. ped. Sciences, Associate Professor, Department of Primary Education, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova, Russia, Yakutsk

 

Аннотация. В данной статье исследуется роль, которая семья играет в формировании умений регуляции поведения у детей. Также, рассматриваются механизмы влияния семейной среды на развитие УУД, способствующие формированию регулятивных навыков ребенка. В статье предложены практические рекомендации для родителей и специалистов в целях профилактики, которые помогут упростить работу с детьми.

Abstract. this article examines the role that the family plays in the formation of behavioral regulation skills in children. Also, the mechanisms of the influence of the family environment on the development of UEA, contributing to the formation of the child's regulatory skills, are considered. The article offers practical recommendations for parents and specialists in prevention, which will help simplify work with children.

 

Ключевые слова: семья, влияние, регулятивные навыки, поведение, родители, дети, саморегуляция.

Keywords: family, influence, regulatory skills, behavior, parents, children, self-regulation.

 

Во все времена, главным институтом воспитания в первую очередь является семья и она же является первым окружением для ребенка, откуда он получает первые знания, умения и навыки. Семья традиционно играет основополагающую роль в воспитании детей. То, что ребёнок усваивает в семейной среде в детстве, остается с ним на протяжении всей его жизни. Значимость семьи как института воспитания объясняется тем, что дети проводят в ней значительную часть времени, и никакой другой институт воспитания не сможет соперничать с этим по длительности воздействия на формирование личности детей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он уже достаточно сформирован как личность [1, с. 3].

Влияние семейной среды на ребенка имеет ряд аспектов, которые формируют его взгляды, ценности и отношение к миру в целом. Поэтому важно, чтобы в семье царила гармония, любовь и взаимопонимание, так как ребенок берет образец на поведение семьи, оказывающее так и положительное так и отрицательное влияние на развитие личности ребенка. Именно с семьи мы начинаем свое развитие, проявляя уверенность в себе, в своих возможностях и способностях. Вот несколько ключевых моментов, которые подчеркивает на важность семейного воспитания:

  • Семья помогает формировать социальные навыки и учит нормам поведения и эмпатии;
  • Ключевую роль в формировании образа жизни у ребенка играет привычки и образ жизни, усваиваемые в семье. К этому относится: питание, режим дня, физическая активность, психологическое здоровье и тд.;
  • Семья является опорой и защитой для ребенка в сложных жизненных ситуациях, оказывая психологическую безопасность. Ведь, высокий уровень доверия и взаимопонимания способствуют формированию здоровой самооценки, уверенности и адаптивности к решениям сложных ситуаций;
  • Эмоциональная обстановка в семье первым и основным источником поддержки. Ребенок учится понимать свои эмоции и выражать собственные чувства, развивая эмоциональную интеллектуальность;
  • Первый образ общества берет начало с семьи, через который ребенок понимает его структуру и функционирование, где ребенок получает оптимистичное видение на общество и свое место в нем.

Семья оказывает влияние на множество аспектов развития первичных навыков ребенка и таким образом в каждой семье складывается объективная и почти не всегда осознанная система воспитания. Эффективность воспитания зависит напрямую от того, насколько тесно взаимодействует семья со всеми заинтересованными в развитии личности ребенка социальными институтами, от которых формируются базовые универсальные учебные действия ребенка с младшего возраста.

Универсальные учебные действия (УУД) — это комплекс умений и способностей, позволяющие ребенку приспособиться к учебной деятельности, развить интеллект и самообразование. УУД представляют собой набор навыков и качеств, которые помогают анализировать информацию, решать проблемы и развивать мышление и способность успешно учиться во всех областях знания. По общепринятым меркам, существуют несколько видов УУД, которые активно применяют в учебе, такие как:

  1. Регулятивные УУД: самоконтроль, эмоциональный интеллект, саморегуляция, умение планировать свою деятельность, умение контролировать и оценивать процесс учебы и т. д.
  2. Коммуникативные УУД: умение выражать свои чувства и эмоции, умение решать конфликты, умение слушать и анализировать мнение других и т. д.
  3. Познавательные УУД: базовые логические действия, умение анализировать и принимать информацию, умение сравнивать полученные данные и т. д.
  4. Рефлексивные УУД: умение оценивать свой опыт и извлекать уроки от него, умение планировать свое развитие, целеполагание и т. д.

Данные виды УУД были определены ФГОС и вошли в учебную деятельность школы. В нашем исследовании мы подробно остановимся на регулятивных универсальных учебных действиях.

Развитие регулятивных навыков связано с формированием способности контролировать свое поведение и действия. Психологическая готовность к управлению своей деятельностью и поведением через волю и произвольность обеспечивает целенаправленность и систематичность управления действиями ребенка. Воля проявляется в способности управлять мотивами, ставить цели и сохранять их, а также прилагать усилия для их достижения. Произвольность выражается в способности ребенка строить свое поведение в соответствии с моделями и правилами, а также в способности планировать, контролировать и корректировать действия, используя необходимые методы [2, с. 151].

Важную задачу в развитии регулятивных навыков у детей выполняют родители. Их поддержка, направление и обучение способствуют формированию у детей способностей по контролю над собой, составлению планов и координации собственных действий. Родители могут демонстрировать нужное поведение, учить детей управлять эмоциями, поощрять самостоятельность и способствовать уверенности в себе у детей. Важную роль в развитии регулятивных навыков также играет семейная обстановка. Уютная, организованная и эмоционально поддерживающая обстановка способствует развитию у детей навыков планирования, концентрации внимания, управления временем и решения проблем. Однако не все семьи могут обеспечить подходящую среду для развития регулятивных навыков у детей. В таких случаях важно обратиться за помощью к специалистам-психологам, педагогам или консультантам по семейным отношениям, которые помогут родителям приобрести необходимые навыки и стратегии для поддержки регулятивного поведения у детей [3, c. 9]:

  • Важно установить регулярный режим дня и следить за его выполнением, чтобы ребенок вовремя выполнял все необходимые повседневные действия;
  • Обучать ребенка управлять своим временем и поставить конкретные задачи для умения планировать в собственных целях;
  • Создать условия и возможности в предоставлении ребенку самостоятельности и инициативности;
  • Понимать важность регуляции поведения ребенка, выявлять проблемы и проводить поиск эффективных решений [4, c. 3];

У каждой семьи своя структура воспитания и, следовательно, у каждого ребенка свой уровень регулятивного навыка, который может отличаться от уровня других детей. Учителям необходимо опираться на способности каждого ученика, чтобы в процессе обучения не возникало трудностей в поддержании деятельности отдельных личностей. Для выяснения общего уровня самостоятельности в классе мы провели анализ в измерении регулятивных УУД у младших классов возраста от 6,5–8 лет.

Для определения уровня регулятивных УУД был применен метод фронтальной письменной работы “Рисование по точкам”. Методика включает 6 задач, каждая из которых из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному и перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши, и они приступают к работе. Сама суть задания включает в себя рисование по точкам, цвета которых должны соединяться по их виду (соединение точек разного цвета будет считаться ошибкой). Таким образом, по завершению у детей должны получиться фигуры в соответствии с показанным в начале образцом (Рис. 1).

 

Рисунок 1. Образец задания "Рисование по точкам"

 

Интерпретация результатов:

33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.

В ходе педагогического исследования получены следующие фактические данные (Рис. 2).

 

Рисунок 2. Результаты исследования

 

В классе был проведен анализ уровня контроля учащихся, который показал следующие результаты: 14 учеников (60,87%) обладают высоким уровнем контроля, что указывает на развитое наглядно-образное мышление и способность эффективно контролировать свою деятельность. У 5 учеников (21,74%) был выявлен средний уровень контроля, что может свидетельствовать о недостаточной внимательности при выполнении заданий и немного более слабом развитии наглядно-образного мышления по сравнению с одноклассниками с высоким уровнем контроля. Низкий уровень контроля был выявлен у 4 учеников (17,39%), что говорит о критически низком уровне образного мышления и контроля у данной группы.

 Обобщая данные, можно сделать вывод, что большинство учащихся класса обладают развитыми регулятивными умениями и способностью контролировать свою деятельность на высоком уровне.

Также, мною было проведен опрос среди родителей учащихся об их участии в формировании регулятивных УУД у детей.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в семье играет важную роль в развитии ребенка. Исходя из изученной литературы,  диагностики уровня регулятивных универсальных учебных действий и  опроса среди родителей учащихся можно привести несколько рекомендаций по системе работы по формированию УУД в семье:

  1. Установление режима и планирование. Семья должна помочь ребенку создать ежедневный распорядок дня, куда должно входить время на учебу, игры и др.
  2. Постановка целей. Помощь ребенку в определении цели и задач, можно разбивать их на более мелкие шаги для достижения успеха.
  3. Поощрение саморегуляции. Семья должна поощрять ребенка контролировать свои действия и эмоции, помогать развивать умение планировать, оценивать свои успехи и корректировать свое поведение.
  4. Обратная связь. Необходимо дать положительную обратную связь за усилия и достижения ребенка.
  5. Создание условий для самостоятельности. Поощряйте ребенка брать на себя ответственность за свои дела, необходимо дать возможность делать выборы и принимать решения.
  6. Пример для подражания. Будьте образцом для ребенка, показывайте как вы сами контролируете свои действия и эмоции.

 

Список литературы:
1. Абдымомунова, Б. А. Роль семьи в развитии и воспитании ребенка в современном социуме / Б. А. Абдымомунова // Вестник филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный социальный университет" в г. Ош Киргизской Республики. – 2021. – № 1(23). – С. 9-12. – EDN HXXHMP.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. – 151 с
3. Кямалзаде, Г. М. Динамика развития регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах / Г. М. Кямалзаде // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 3. – С. 23. – EDN TALRMZ.
4. Котлярова Т.С. Роль взаимодействия семьи и школы в формировании универсальных действий младшего школьника // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vzaimodeystviya-semi-i-shkoly-v-formirovanii-universalnyh-deystviy-mladshego-shkolnika (дата обращения: 21.05.2024).