ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
Секция: 6. Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
Развитие искусства всегда связано с развитием школы. Школа – это фундамент, на котором будущий художник, архитектор или дизайнер начнет свою самостоятельную творческую жизнь. Дополнительное образования в сфере изобразительного искусства является значимой частью общей системы отечественного образования. На современном этапе она претерпевает, как и все образование в целом, период реформации.
До 2012 года отсутствие отражения специфики деятельности детских художественных школ и школ искусств в Законе Российской Федерации «Об образовании», а также единых требований к их образовательному процессу негативно отразилось на сохранении традиционных методических связей и преемственности образовательных программ среднего звена (художественного колледжа/техникума) с детской художественной школой. Именно поэтому богатый исторический опыт зарождения и становления уникального отечественного явления – системы ШУВ («школа-училище-вуз»), чрезвычайно важен на современном этапе преобразования.
В течении последних двух десятилетий поднимались проблемы, связанные с функционированием системы ШУВ, как одной из самых незыблемых и проверенных временем, обеспечивающей не один десяток лет высокий уровень художественного образования, признанный во всем мире [1].
В 2012 году Министерством культуры РФ от 12 марта 2012 года были введены Федеральные государственные требования (ФГТ) в сфере дополнительного образования основной целью которых, является сохранение единства образовательной системы Российской Федерации в сфере культуры и искусства. Принятые ФГТ существенно меняют правовой статус дополнительного обучения – переход всех школ искусств на уровень предпрофессионального образования. С этого момента каждое учреждение должно подчиняться определенным нормам и правилам.
Введение ФГТ определило изменения такого рода как: увеличение сроков обучения, изменение учебных планов и введение обязательного домашнего задания, повышение интенсивности учебных занятий, а также значительно строже стали критерии отбора желающих получить предпрофессиональное образование и зачисление на обучение при обязательном условии – сдача вступительного творческого экзамена. Система оценивания знаний каждого учреждения должна быть аргументирована и соответствовать государственным требованиям [2].
В рамках требований, установленных Министерством культуры РФ, детские художественные школы (ДХШ) и школы искусств (ДШИ) разрабатывают и реализуют дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество».
Предпрофессиональные учебные программы «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» включают в себя обязательную часть и вариативную, последняя дает возможность расширения или углубления подготовки обучающихся, получения детьми дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются образовательным учреждением самостоятельно. Так, например, в ДХШ г. Минусинска Красноярского края, реализующей программу «Живопись», в вариативную часть входят такие предметы как «Композиция прикладная» и спецкурс «Основы духовности и нравственности» целью которого, является формирование нравственных ориентиров и заложение ценностных основ, способствующих становлению и развитию духовно здоровой и гармонично развитой личности. В ДХШ и ДШИ реализующих программу «Декоративно-прикладное творчество» напротив, может быть вариативен такой предмет как «Станковая композиция».
Рассмотрим кратко основные задачи учебных предметов в ДХШ.
1. Рисунок. Программа включает целый ряд теоретических и практических заданий, которые помогают познать особенность материальной среды, закономерность строения форм и овладеть навыками графического изображения. Основой обучения является рисование с натуры, где учащиеся приобретают навыки последовательной работы над рисунком от общего к частному, а также усваивают технические приемы от простых к более сложным; воспитываются такие качества как: «постановка глаза», «твердость руки», «цельное видение». Наряду с длительными постановками выполняются краткосрочные зарисовки и наброски так как они обостряют восприятие, развивают наблюдательность и зрительную память.
2. Живопись. На разных этапах дети учатся постепенно осваивать задачи, поставленные перед ними учебной программой: поиск композиционного решения листа, правильного построения предметов, точного восприятия и передачи цветовой характеристики натуры и ее колористического решения, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
3. Композиция станковая – важнейший предмет в образовательном процессе художественной школы, он учит понимать принципы построения художественного произведения. В процессе обучения дети последовательно осваивают передачу двух- и трехмерного пространства; знакомятся с основными законами, правилами и приемами композиции, изучают ее выразительные средства – ритм, тональная пластика, цвет, линия, силуэт, контраст.
4. Беседы об искусстве. Предмет изучается в первом классе и призван сыграть фундаментальную роль в освоении богатейшего пласта истории мирового искусства. Учебный курс направлен на формирование комплекса первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, изучение основных понятий и терминов, получение первичных навыков анализа произведения и восприятия художественного образа.
5. История изобразительного искусства. Благодаря этому учебному предмету учащиеся художественных школ получают знания об основных этапах развития изобразительного искусства, первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека. Дети изучают важнейшие предметные понятия, основные школы в западноевропейском и русском изобразительном искусстве.
6. Композиция прикладная. В процессе реализации учебной программы, дети знакомятся с основными понятиями – «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы», изучают основные виды народного художественного творчества, их особенности, а также истоки народного декоративно-прикладного искусства. Учащиеся осваивают различные техники декоративно-прикладной деятельности: плетение, аппликация, коллаж, конструирование, художественная роспись, изготавливают игрушки из различных материалов.
7. Скульптура (лепка). Учащиеся изучают основные понятия, знакомятся с оборудованием и пластическим материалом; учатся анализировать и наблюдать предмет, передавать его массу, объем, пропорции, характерные особенности. Дети работают с натуры и по памяти, осваивают технические приемы лепки, а также отрабатывают навыки конструктивного и пластического способов лепки.
8. Пленэр. На этих занятиях у детей формируются навыки восприятия натуры в естественной природной среде, умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа, а также применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция [3, с.11].
Для обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности, а также духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного образования личности школа должна создавать благоприятную развивающую среду для организации творческой деятельности учащихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.), организации посещений обучающимися учреждений культуры (выставочных залов, музеев, театров, филармоний и др.) [3, с.16].
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. А также проводится итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов по учебным предметам: композиция станковая и история изобразительного искусства [3, с.20].
Ежегодно воспитанники художественных школ принимают участие в творческих конкурсах и выставках различных статусов: городских, зональных, региональных, краевых, всероссийских, международных. Такого рода обязательные мероприятия являются стимулирующим фактором для творческой активности учащихся, раскрытия их творческого потенциала и как следствие самореализации и социализации детей.
Художественные школы проводят широкую профориентационную работу. Цель данной работы – помочь выработать учащимся сознательный, самостоятельный выбор сферы деятельности в соответствии со своими творческими возможностями. Целесообразно привести пример опыта профессионального ориентирования учащихся в Детской художественной школе г. Минусинска. За многие годы у школы сложилась гибкая система сотрудничества с Красноярским художественным училищем (техникумом) им. В.И. Сурикова (КХУ). Ежегодно, в каникулярное время, осуществляются учебно-экскурсионные поездки детей, с целью ознакомления со спецификой учебного процесса КХУ, участия во встречах-беседах и мастер-классах с преподавателями, заведующими отделений. Дополнительно в экскурсионную программу входит знакомство с работой художников в театре кукол и посещение музея-усадьбы В.И. Сурикова. Традиционно, два раза в год, школа организовывает для учащихся поездки-экскурсии по крупнейшим музеям изобразительных искусств в Москве и Санкт-Петербурге. Также учащиеся имеют возможность посетить знаменитые промысловые центры народного творчества – Гжель, Жостово, Федоскино, где знакомятся с историей, общаются с мастерами, участвуют в мастер-классах.
Таким образом, детская художественная школа, как учреждение дополнительного предпрофессионального образования, определяет свою основную цель – создание глубокой базы знаний и умение применять их на практике, а также профориентирование учащихся и подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.