Познавательная самостоятельность студентов как фактор готовности к будущей профессии воспитателя
Секция: Педагогика
XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Познавательная самостоятельность студентов как фактор готовности к будущей профессии воспитателя
В связи с требованиями современности, Российское общество нуждается в образованных, коммуникабельных, активных профессионалах, в том числе педагогах дошкольных организаций, которые могут самостоятельно строить свою деятельность и добиваться хорошего результата. Проблема формирования познавательной самостоятельности выпускников педагогических ВУЗов была и остается в науке одной из самых актуальных. Интерес к изучаемой проблеме акцентируется еще и гуманистическими задачами развития индивидуальности личности в свете введения ФГОС. Жизнь характеризуется многообразием и сложностью, поэтому важно развивать творческий подход к преодолению разнообразных трудностей, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.
Изучение проблемы познавательной самостоятельности в настоящее время ведется в различных аспектах. Некоторые исследователи – Б.П. Есипов, В.Н.Максимова, М.И. Махмутов полагают самостоятельность важнейшим свойством познавательной деятельности. Познавательная самостоятельность отличается умением без посторонней помощи находить способы решения познавательных задач, обладать умением мыслить независимо от других людей.
М.А.Данилова, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и некоторые другие ученые согласны, что познавательная самостоятельность выступает средством стимулирования осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации образовательного процесса, показателем интеллектуального развития обучаемых.
Однако, изучение психолого-педагогической литературы, а также педагогической практики позволяют сформулировать следующее противоречие: между необходимостью проводить психолого-педагогическую работу по повышению уровня самостоятельности студентов как фактора готовности к будущей профессии воспитателя, с одной стороны, и недостаточным количеством исследований по изучению технологий формирования познавательной самостоятельности студентов педагогических ВУЗов, с другой стороны.
Цель данной статьи – рассмотреть эффективные технологии развития и активизации познавательной самостоятельности студентов как фактор готовности к будущей профессии воспитателя.
Воспитание самостоятельности как цель образования раскрывали в своих работах еще Я.А. Коменский, А. Дистервег, К.Д. Ушинский. Проблему анализа развития активности и самостоятельности, как важнейшего показателя плодотворности обучения изучали Л.П.Аристова, Е.Я. Голант, П.И. Пидкасистый, И.С. Якиманская и др. Познавательная самостоятельность различными исследователями определяется как характеристика личности (Д.Б.Богоявленская, З.И. Калмыкова, М.Н. Махмутов и др.). Изучением способов развития познавательной самостоятельности обучаемых занимались В.К. Буряк, Е.Л. Голант, Б.П. Есипов, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, А.В.Усова и др. Эти и другие ученые установили, что формирование познавательной самостоятельности личности возможно только на основе изменения приоритетов в образовании – перехода с усвоения готовых знаний к самостоятельному познанию и исследованию.
Ведущие умы в области педагоги развивали данные взгляды. Так, И.Г. Песталоцци считал, что целью любого образовательного учреждения должно быть не обучение, а воздействие на личность. Самостоятельность – непременное условие развития личности, благодаря чему человек может вести в дальнейшем независимую и активную жизнь. Э. Вебер представлял самостоятельность важнейшей чертой личности человека.
В основе развития самостоятельности лежат рефлексивные качества. Самостоятельность тесно связана с формированием познавательного интереса и умственной активностью [2; 4].
С течением времени взгляды на познавательную самостоятельность развиваются и расширяются. В XX веке среди педагогов акцент делается на том, что в формировании самостоятельности важную роль играет сама личность и индивидуальные особенности обучающегося. К.Н. Вентцель считал, что свобода самостоятельного развития обучающегося является основой его гармоничного, всестороннего, индивидуального развития.
В прошлом веке развитию основных педагогических идей способствовали достижения психологической науки и результаты исследований ведущих отечественных психологов (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и т.д.). Самостоятельность они рассматривали в тесной связи с изучением проблем личности, активности и деятельности. Так, С.Л. Рубинштейн писал, что самостоятельность личности предполагает не только умение оперировать определенными знаниями, умениями и навыками, но и отражает особенности взаимоотношений личности с социумом, с другими людьми. Самостоятельность определяется реальным бытием личности. Для раскрытия детерминированности самостоятельности личности важное значение имеет основное положение теории С.Л. Рубинштейна, основанное на том, что в объяснении психических явлений следует исходить из реального бытия человека и его взаимоотношений с внешним миром [5].
Формирование самостоятельности является результатом взаимодействия постепенно «созревающих» компонентов - воли, рефлексии и активной позиции личности, что основано на развитии самосознания и миропонимания личности, выражающемся в уровне ее интеллектуального развития и ценностных ориентациях.
Становление самостоятельности личности представляет собой длительный, динамичный процесс, который поддерживается неким состоянием необходимых объективных условий. Данный процесс обусловлен как внутренними, так и внешними детерминантами и тесно связан с деятельностью и общением человека.
Познавательная самостоятельность предполагает единство интеллектуальных и волевых характеристик личности, позволяющее овладевать общими и специальными знаниями, умениями и навыками, а также способами приобретения знаний [1].
Таким образом, с переходом к ФГОС второго поколения развитию познавательной самостоятельности отводится особое место, средствами достижения данной цели должны являться новые перспективные методы и технологии. Выбирая технологии развития познавательной самостоятельности студентов – будущих воспитателей, важно суметь создать такие условия, при которых у них появится желание созидать и уверенность в том, что ему удастся достигнуть поставленной цели.
Мы считаем, что активное внедрение в практику высшей школы интеллектуальных игр наилучшим образом способствует развитию познавательной самостоятельности студентов.
Почему именно интеллектуальные игры? Самое главное преимущество их состоит в том, что суть любой интеллектуальной игры – самостоятельное планирование и поиск, отработка каких-либо навыков, активное и самостоятельное применение полученных ранее знаний в новой проблемной ситуации. Студенты педагогических ВУЗов могут аккумулировать знания из разных предметных областей педагогики, психологии и методики воспитания, искать и находить собственное решение.
Интеллектуальные игры развивают мыслительную деятельность, познавательную активность и познавательную самостоятельность, кроме того, они очень привлекательны для студентов, что обеспечивает хорошую мотивационную основу для постижения основ профессии.
Игра сама по себе является универсальным средством – для всех возрастов и социальных групп можно подобрать полезные и интересные игры. В студенческой среде будущих педагогов игры могут быть направлены на развитие когнитивной сферы и личности, на самопознание и самоидентификацию, на объединение и командообразование и т.д. С.А. Кравченко обоснованно замечает, что современное общество характеризуется внедрением принципов игры в самые разные прагматические жизненные стратегии. Данный процесс, названный исследователем «играизацией», дает возможность потренироваться в выполнении основных социальных ролей, а также изучить и апробировать инновации, неординарные подходы и решения проблем [3]. Это говорит о том, что игра в настоящее время может соприкасаться с самыми разными областями и моделировать практически все сферы социальной жизни.
Игра обладает неисчерпаемыми возможностями в развитии личности студента педагогического ВУЗа и его подготовке к профессиональной деятельности. Игровые встречи дают возможность развить мыслительные способности, лучше познать самого себя, усвоить новые знания.
Если студенты участвуют в играх типа «Брейн-ринг», «Знатоки», «Что? Где? Когда?» и других, – это позволяет им лучше усвоить и осмыслить знания, полученные в ходе непосредственного обучения. Об этом свидетельствует опыт многих ВУЗов, начинающих внедрять игровые методы в систему образования. Б.Р. Мандель определяет интеллектуальную игру как «индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования» [5]. Интеллектуальные игры опираются на использование эрудиции, логического мышления. Кроме того, выполнение заданий интеллектуальных игр позволяет самостоятельно и творчески аккумулировать знания из разных областей педагогики, психологии, воспитательной работы, других наук, дает стимул для самостоятельного пополнения недостающих знаний. Наконец, взаимодействие в команде, в условиях ограниченного времени и вводимых правил, стимулирует развитие стрессоустойчивости, уверенности в себе, навыков взаимодействия и коммуникативной компетентности.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие познавательной самостоятельности студентов как фактор готовности к будущей профессии воспитателя – актуальная проблема современности, решение которой возможно на основе активных технологий, в том числе интеллектуальных игр. Проведение такой работы со студентами педагогических ВУЗов выступает одним из перспективных способов развития познавательной самостоятельности. Это и решение актуальной задачи, и создание нового продукта, и творчество, и сложнейшая работа одновременно. Организация педагогического общения, осуществляемая через создание различных ситуаций в ходе проведения игр, позволяет студентам мотивировать свою учебную и внеучебную деятельность, стимулировать саморазвитие, личностный и профессиональный рост, проявлять активность и познавательную самостоятельность.