Статья:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения (на примере басен Крылова)

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ряполова Т.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения (на примере басен Крылова) // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(50).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения (на примере басен Крылова)

Ряполова Татьяна Геннадьевна
студент Институт ДиНО ФГБОУ ВО «ОГПУ», РФ, г. Оренбург
Искужиева Жайнагуль Сарказиевна
научный руководитель, ФГБОУ ВО «ОГПУ», РФ, г. Оренбург

 

В современном мире одной из наиболее актуальных, важных социальных и психолого-педагогических проблем является воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников, так как национальный, воспитательный идеал находит отражение в «портрете выпускника начальной школы», который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Именно здесь начальной школе отводится знаменательная роль, так как на начальной ступени образования начинают формироваться личностные и моральные качества человека, а также ценностное, духовное и нравственное отношение к миру.

Роль учителя в становлении духовно-нравственной личности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь ученику усвоить правила поведения в обществе, определенные нравственные качества и этические нормы, нормы морали, а также приобщиться к таким качествам как ответственность, инициатива, нравственный выбор, чтобы потом ученик мог поступать нравственно и самостоятельно принимать решения.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Основные направления работы по нравственному воспитанию:- нравственное просвещение;- нравственный компонент различных видов деятельности - спорт, творчество;- этические воспитание дела - поступки.

Немалое значение в области духовно-нравственного воспитания  придавали многие известные педагоги В.А. Сухомлинский, С.Ю. Дивногорцева, А.Д. Шарова. Вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием освещали методисты прошлого и современности Э.В. Тихонова, А.А. Барчева и др.

Нравственное воспитание младших школьников это достаточно сложный и длительный процесс. Данный возраст является благоприятным для формирования патриотизма, гражданственности и моральных качеств личности. Перед младшим школьником открывается целый мир человеческих отношений с богатой палитрой чувств и отношений. Духовный мир человека, и в частности младшего школьника, одно из основ базовых национальных ценностей, на формирование которого оказывает влияние искусство и художественная литература.

Известный писатель и педагог В.А.Сухомлинский считал, что ребенка нужно воспитывать в духовно-нравственном направлении, научить сопереживать другим людям, уметь контактировать с другими людьми, быть терпимым к людям, которые его окружают. Ребенку в отличии от взрослого человека гораздо сложнее сделать нравственный выбор. Он совершает ошибки, исправляется, но в любом случае о духовности и нравственности нужно всегда говорить, беседовать, показывать ему как нужно поступать: честно, справедливо, нравственно.

Уроки литературного чтения обладают огромными возможностями воспитания у ребенка духовно-нравственных качеств. Основным средством обучения на уроках литературы являются художественные произведения различных жанров, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления духовно-нравственных чувств и отношений.

Учителя начальных классов, опираясь на свой опыт, считают, что при духовно-нравственном воспитании младших школьников, а также при работе с баснями И.А.Крылова нужно создавать ситуации, чтобы ребенок задумался над поступками главных героев, над своими поступками, их последствиями, как для самого себя, так и для окружающих его людей и оценил всю значимость данных поступков, опираясь на моральные нормы. Анализируя поступки героев, учитель предлагает ученикам рассказать, а как бы они поступили, оказавшись в такой жизненной ситуации, кого бы они оправдали из героев, а кого бы осудили и почему. Также весьма часто учителя отмечают, что огромное воспитательное воздействие на детей имеют басни на тему дружбы, человеческих пороков и жизни.

В каждой басне есть мораль, поэтому они были и остаются актуальными в настоящее время.

Басни И.А.Крылова являются одним из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников, так как они помогают детям получить представления о нормах поведения в обществе, глубже понять мир, пополнить запас ценностей человека, усвоить чувство справедливости, распознавать мораль, а также приобщиться к нравственности.

Рассмотрим басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица». При анализе этого произведения мы должны учитывать такие признаки жанра басни, как нравоучительный характер, аллегоричность, лаконизм и выразительность языка.

Анализ композиции басни в начальной школе будет лишь частичным. Обычно в басне выделяют две части: повествование и мораль. Сначала мы анализируем повествовательную часть, а затем подводим младших школьников к сознанию нравоучения (морали). Возможен и обратный путь анализа. Все зависит от того какой путь выберет учитель.

Следующим шагом будет работа над образом персонажей: какова Лиса в изображении автора? Как она действует? Какой Крылов изображает Ворону? Почему вы так думаете? Стоит обратить внимание на повадки этих животных в природе. Посредством анализа их слов и поступков учащиеся дают характеристики главным героям.

Важным моментом анализа является обращение к аллегоричности басни. Задача педагога заключается в помощи учащимся понять, что в персонажах басни воплощаются определенные человеческие качества. Этому могут способствовать следующие вопросы: Какие черты характера скрываются под масками животных? Какие пороки человека высмеивает автор? Рассуждая на эту тему, младшие школьники приходят к выводу, что за образами главных героев скрываются порочные черты характера людей и что подобные ситуации встречаются в нашей жизни. Так Лиса символизирует такие качества человека как хитрость, лесть и коварство, а Ворона – глупость.

Выделение и осознание морали басни должно вестись под руководством учителя. С этой целью можно использовать такие вопросы как чему учит басня, каких строчках заключена мораль басни? Так же в процессе работы над моралью целесообразно и обращение к пословицам как образным изречениям с назидательным смыслом, отражающим нравоучение басни. К этой басне можно подобрать следующее пословицы: встречай людей не с лестью, а с честью, лесть да месть дружны, лестью душу вынимают.  

Во время анализа басни, конечно же, необходимо обращение к опыту младшего школьника. Отвечая на вопросы, встречались ли в вашей жизни подобные случаи, приведите примеры из жизни, когда люди вели себя так же как и персонажи басни, мы побуждаем детей к обращению к личному опыту. Тем самым даем им возможность порассуждать на нравственные темы и определить что «хорошо», а что «плохо» и чего следует избегать.

Работая с любой басней И.А. Крылова, необходимо особое внимание уделять языку произведения, его архаичности, фразам, ставшим крылатыми выражениями. Например, «от радости в зобу дыханье сперло», «в сердце льстец всегда отыщет уголок». Автор, описывая ворону, использует такие слова: «тяжелая», «огромная», «неуклюжая», «громкоголосая», ворона представляется нам глупой, доверчивой и падкой на лесть. Для описания лисы Крылов использует такие слова: «плутовка», «вертит хвостом», «говорит так сладко». Из чего мы можем сделать вывод, что лиса показана как льстивая, хитрая и сообразительная, ведь она без затруднения выманила сыр у вороны. Выполняя такую работу мы применили такой прем как стилистический анализ.

При работе с басней можно обратиться к таким приемам как:

- сопоставительный анализ. Сравним басню Крылова «Ворона и лисица» с басней Эзопа «Ворон и лисица». Сюжеты этих басен очень схожи, но  имеются также отличительные черты. У Крылова ворона держит сыр, у Эзопа ворон держит мясо. У Эзопа басня написана в прозе, у Крылова в стихотворной форме. В басне Крылова мораль дана сразу же  вначале басни, у Эзопа же лисица размышляет во время разговора с вороном. При сравнении двух этих басен на уроке ученикам можно задать следующие вопросы: « Схожи ли образы героев в баснях? Одинакова ли мораль? Какие отличительные черты вы бы выдел в этих баснях?».

- сопоставлении произведения с иллюстрациями к нему. Рассмотрим применение этого приема на сравнении иллюстраций художников И.С.Ефимова, А.П.Сапожникова и В.А. Серова. Ученикам можно задать следующее вопросы: « К какому эпизоду сделана иллюстрация? Обоснуйте свое мнение. Соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода? Что удалось передать художнику? Можете сравнить иллюстрации разных авторов.

Прием инсценировки подразумевает наделение учеников определенными ролями, для того, чтобы ученики могли вжиться в образ героя, понять его мотивы, наиболее глубоко воспринять главную мысль и оценить его поступки с точки зрения духовно-нравственного отношения. Выразительное чтение подразумевает чтение произведения с опорой на принципы литературного произношения, при этом наиболее полно воспринимаются образы  и главная идея произведения, оцениваются поступки главных героев, что способствует нравственному развитию младших школьников.

Таким образом, при духовно-нравственном воспитании младших школьников учителю приходится выполнять  довольно сложную работу. На примере басен И.А. Крылова ученикам прививаются различные положительные качества: порядочность, добросовестность, неучтивость, миролюбие, добродушие, кротость и другие; важные категории. Поэтому изучение басен И.А. Крылова на уроках литературного чтения в начальных классах способствует воспитанию духовно-нравственных качеств личности.

 

Список литературы:
1. Духовно-нравственное воспитание школьников. Учебно-методическое пособие для курса по выбору для студентов направления Педагогическое образование / Автор: Т.Д. Джишкариани.– Шуя: изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 172 с.