Проблемы современного содержания учебной дисциплины Информатика в школе
Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Проблемы современного содержания учебной дисциплины Информатика в школе
На текущем этапе развития общество приняло форму информационного, то есть общества, в котором большинство процессов связано с производством, хранением, переработкой и реализации информации, и ее наивысшей формой - знаниями [4]. Процесс информатизации, то есть интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовывать продуктивную деятельность человека, группы и социума актуален и для России, что подтверждается принятыми Федеральной целевой программой "Электронная Россия" (2002-2010 гг.), а также Стратегией развития информационного общества (2011-2020 гг.) [7].
Но успешное осуществление этих и других программ, а также полноценное вхождение в эпоху постиндустриального общества невозможно без качественной образовательной программы школьной дисциплины "Информатика". В рамках данного предмета нельзя изучать лишь практические основы работы с компьютером, в таком случае дисциплина потеряла бы свою научную ценность. Помимо получения навыков работы с современным программным обеспечением, школьный курс должен преследовать еще и освоение учащимися фундаментальных понятий современной информатики.
Проблемы содержания учебной дисциплины информатика затрагивалась в работах А.П.Ершова, В.С. Леднева, В.М. Касаткина, В.В. Шатько, Г.А. Кужелевой и др.
Информатика является общеобразовательным предметом, а значит к нему нужно подходить с позиции специфики и задач среднего образования. Причем задачи этого курса относятся и к другим предметам, а следовательно информатика носит межпредметный характер. Фундаментальность науки информатики выражается в том, что объектом ее изучения являются не цели, а закономерности. Информатика - наука не о предметах или процессах, а о методах, средствах их автоматизации, создания и функционирования [2].
В курсе информатики в настоящее время в существенной степени проявилось изменение парадигмы исследований в области информационных технологий и их приложении на практике. Ранее школьная информатика основывалась на идеях из практики использования информационных технологий в научных исследованиях, технической кибернетике и схемотехнике. Но сейчас подобная ориентация курса информатики утратила актуальность. В целом наблюдается снижение мотивации школьников к изучению научно-ориентированных предметов и успеваемость по ним, следовательно это относится и к информатике. Сейчас более актуальными являются бизнес-ориентированные применения информационных технологий, пользовательские навыки использования персональных компьютеров для подготовки и печати документов, бухгалтерских расчетов, работы с фото, аудио и видео материалами. Но, к сожалению, многие школы и учителя информатики не готовы к реализации этого запроса в силу отсутствия соответствующей учебной вычислительной техники и недостаточной подготовки, ведь прогресс в сфере информационных технологий идет куда быстрее, чем новые технологии осваиваются преподавателями и новая техника появляется в учебных классах [6].
По отчетам специальной комиссии АСМ и Computer Science, содержащим рекомендации по преподаванию информатики и учебных планов по данной дисциплине выделено увеличение важности следующих тем, связанных с техническим прогрессом [5, 240]:
· веб-разработки,
· администрирование сетей,
· работа с мультимедиа,
· встроенные системы,
· базы данных,
· интероперабельность,
· использование дополнений программных интерфейсов(API),
· машинное обучение,
· отказоустойчивость программного и аппаратного обеспечения,
· безопасность и криптография,
· конкретные предметные отрасли
Для преподавания информатики в школе специфичны проблемы недостатка количественных и качественных характеристик программного обеспечения, предназначенного для постоянного поддержания обучения учащихся соответственной возрастной категории; недостаточное количество часов для организации полноценного изучения предмета; недостаточная мотивация для обучения у школьников в связи с мнимой "несерьезностью" предмета [1].
Значимость школьного курса информатики непрерывно растет. В нынешних реалиях курс, помимо своих основных задач, приобретает большой гуманитарный потенциал. Безусловно, дисциплине информатика уже принадлежит значительная роль в подготовке подрастающего поколения к плодотворной деятельности в информационном обществе [3, 3].