Статья:

Проблемы современного содержания учебной дисциплины Информатика в школе

Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Корытов Г.В. Проблемы современного содержания учебной дисциплины Информатика в школе // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/9(9).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы современного содержания учебной дисциплины Информатика в школе

Корытов Глеб Викторович
магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

На текущем этапе развития общество приняло форму информационного, то есть общества, в котором большинство процессов связано с производством, хранением, переработкой и реализации информации, и ее наивысшей формой - знаниями [4]. Процесс информатизации, то есть интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовывать продуктивную деятельность человека, группы и социума актуален и для России, что подтверждается принятыми Федеральной целевой программой "Электронная Россия" (2002-2010 гг.), а также Стратегией развития информационного общества  (2011-2020 гг.) [7].

Но успешное осуществление этих и других программ, а также полноценное вхождение в эпоху постиндустриального общества невозможно без качественной образовательной программы школьной дисциплины "Информатика". В рамках данного предмета нельзя изучать лишь практические основы работы с компьютером, в таком случае дисциплина потеряла бы свою научную ценность. Помимо получения навыков работы с современным программным обеспечением, школьный курс должен преследовать еще и освоение учащимися фундаментальных понятий современной информатики.

Проблемы содержания учебной дисциплины информатика затрагивалась в работах А.П.Ершова, В.С. Леднева, В.М. Касаткина, В.В. Шатько, Г.А. Кужелевой и др.

Информатика является общеобразовательным предметом, а значит к нему нужно подходить с позиции специфики и задач среднего образования.  Причем задачи этого курса относятся и к другим предметам, а следовательно информатика носит межпредметный характер. Фундаментальность науки информатики выражается в том, что объектом ее изучения являются не цели, а закономерности. Информатика - наука не о предметах или процессах, а о методах, средствах их автоматизации, создания и функционирования [2].

В курсе информатики в настоящее время в существенной степени проявилось изменение парадигмы исследований в области информационных технологий и их приложении на практике. Ранее школьная информатика основывалась на идеях из практики использования информационных технологий в научных исследованиях, технической кибернетике и схемотехнике. Но сейчас подобная ориентация курса информатики утратила актуальность. В целом наблюдается снижение мотивации школьников к изучению научно-ориентированных предметов и успеваемость по ним, следовательно это относится и к информатике. Сейчас более актуальными являются бизнес-ориентированные применения информационных технологий, пользовательские навыки использования персональных компьютеров для подготовки и печати документов, бухгалтерских расчетов, работы с фото, аудио и видео материалами. Но, к сожалению, многие школы и учителя информатики не готовы к реализации этого запроса в силу отсутствия соответствующей учебной вычислительной техники и недостаточной подготовки, ведь прогресс в сфере информационных технологий идет куда быстрее, чем новые технологии осваиваются преподавателями и новая техника появляется в учебных классах [6].

По отчетам специальной комиссии АСМ и Computer Science, содержащим рекомендации по преподаванию информатики и учебных планов по данной дисциплине выделено увеличение важности следующих тем, связанных с техническим прогрессом  [5, 240]:

·        веб-разработки,

·        администрирование сетей,

·        работа с мультимедиа,

·        встроенные системы,

·        базы данных,

·        интероперабельность,

·        использование дополнений программных интерфейсов(API),

·        машинное обучение,

·        отказоустойчивость программного и аппаратного обеспечения,

·        безопасность и криптография,

·        конкретные предметные отрасли

Для преподавания информатики в школе специфичны проблемы  недостатка количественных и качественных характеристик программного обеспечения, предназначенного для постоянного поддержания обучения учащихся соответственной возрастной категории; недостаточное количество часов для организации полноценного изучения предмета; недостаточная мотивация для обучения у школьников в связи с мнимой "несерьезностью" предмета [1].

Значимость школьного курса информатики непрерывно растет. В нынешних реалиях курс, помимо своих основных задач, приобретает большой гуманитарный потенциал. Безусловно, дисциплине информатика уже принадлежит значительная роль в подготовке подрастающего поколения к плодотворной деятельности в информационном обществе [3, 3].

 

Список литературы:
1. Арзуманян Г.М. Преподавание информатики в современной школе – актуальные проблемы и перспективы // Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе. - 2016. 
2. Дипломная работа "Информатика как наука и учебный предмет в школе" – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-informatika-kak-nauka-i-uchebniy-predmet-v-shkole-2301554.html (дата обращения 07.10.2018).
3. Информационная грамотность: международные перспективы / Под ред. Х. Лау. Пер. с англ. М.: МЦБС, 2010. – С. 240.
4. Информационное общество – Википедия. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационное_общество (дата обращения 07.10.2018).
5. Колин К..К. О структуре  и  содержании образовательной области «Информатика» // Информатика и образование. – 2000. – №10. – С.3-10.
6. Реферат "Проблемы информатики в школе" – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://e-ng.ru/pedagogika/problemy_obucheniya_informatiki_v_shkole.html (дата обращения 08.10.2018).