Статья:

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: CCLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Рысмухамбетова Д.М. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(251). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(251).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рысмухамбетова Данагуль Маликовна
студент, Институт экономики, управления и права, городской педагогический университет, РФ, г. Москва

 

THE SPECIFICS OF PROFESSIONAL TUTORING

 

Danagul Rysmukhambetova

Student, Institute of Economics, Management and Law, Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow

 

 

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о специфике профессиональной тьюторской деятельности, разбираются аспекты востребованности и компетентности тьюторов во всех сферах образования.

Abstract. This article discusses the specifics of professional tutoring, examines the aspects of the relevance and competence of tutors in all areas of education.

 

Ключевые слова: тьютор, тьюторство, сопровождение, дистанционное образование.

Keywords: tutor, tutoring, support, distance education.

 

Тьюторство - сравнительно новое направление в России, если говорить о педагогике в целом. Сейчас профессия «тьютор» быстро набирает популярность, становится не только модно востребованной, но и действительно нужной. Само тьюторство стало восприниматься как некий тренд развития современного образования.

Такой скачок в популярности у данного направления произошёл благодаря нескольким факторам.

Во-первых, Государственное тьюторское сопровождение становится частью оформления заказа на образование. Разработанные Федеральные образовательные стандарты предполагают индивидуализацию и другие принципы открытого образования, которые могут быть полностью реализованы при наличии профессиональных тьюторов или педагогов с тьюторской компетентностью.

Только квалифицированный тьютор способен адекватно учитывать индивидуальные образовательные потребности и цели обучающегося, а также помогает им пройти путь от начальной школы до ВУЗа. Роль тьютора особенно важна в рамках профильного обучения старшеклассников, который предполагает индивидуальный подход и поддержку школьников [3].

Государство ясно определило путь развития научно-технического творчества у детей и подростков, а также организации исследовательской и проектной работы в этой области. Тьюторское сопровождение в этой сфере будет способствовать новым возможностям и поднять качество этих видов деятельности, позволяя полностью раскрыть их потенциал.

Исполнение Россией обязательств по Болонским соглашениям привело к реформированию высшего профессионального образования, где тьюторы, специалисты по особому сопровождению студентов в процессе обучения и развития, займут ведущее положение. Распространение профессии тьютора в образовании поощряется новой системой оплаты труда, которая позволяет поддерживать и поощрять тьюторов за их значимый и инновационный вклад в профессиональную сферу [5].

Во-вторых, общество ставит заказ на тьюторское сопровождение, подчеркивая соответствие этому тренду современных социально-экономических, политических и моральных условий в России. Гражданское общество становится существенной причиной этой потребности, вступая в новое взаимодействие с индивидуумом. Современные лидеры стремятся к обновлению образовательной системы для получения международно признанного высшего образования.

В-третьих, учащиеся заказывают тьюторское сопровождение, так как в настоящее время все больше людей стремятся к самосовершенствованию, самообразованию и самоопределению, что способствует развитию тьюторского сопровождения. В подростковом возрасте большинство уже осознают необходимость планирования и реализации своей образовательной и профессиональной траектории. Растет потребность в осознанных решениях и сформированности личной позиции, необходимой для успешного развития как в личной, так и социальной сферах.

В-четвертых, педагогическое сообщество также заказывает тьюторское сопровождение, поскольку все больше педагогов разделяют ценности открытого образования и стремятся к саморазвитию через новые педагогические практики. Это подтверждает важность самореализации и профессионального развития через приобретение новых компетенций и роли тьютора [4].

Итак, заказ на тьюторскую деятельность в обществе очевиден. Появляется логичный вопрос: чем же так сильно отличается профессиональная тьюторская деятельность от других социально-педагогических профессий?

В общих чертах можно отметить следующее: традиционные социально-педагогические профессии направлены в большей степени на усвоение классических норм. Тьюторы же создают особую среду и особенные условия для освоения нового, работают с нестандартным и непознанным, с некой неопределенностью и с инновациями [2].

Появление профессиональной и должностной позиции тьютора в образовательном учреждении будет необходимо, станет актуальным и ценным для администрации школы, учащихся, педагогического коллектива и родительского сообщества. Это предоставит возможность обучающимся на разработку и реализацию полномасштабной индивидуальной образовательной программы.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что современной образовательной системе крайне необходимы квалифицированные специалисты - тьюторы, которые должны обеспечить выявление индивидуальных образовательных запросов своих подопечных, осуществить организационную, консультационную и иную помощь при разработке и реализации индивидуальных образовательных сценариев, программ, маршрутов, проектов. Именно поэтому стала так актуальна задача по организации специальной подготовки тьюторов. Профессиональный подход к этому вопросу позволит расширить и модернизировать традиционные функции педагога, привести их в соответствие с требованиями времени, с образовательными запросами общества и образовательным заказом государства [1].

Пока нет комплексного решения проблем подготовки квалифицированных современных педагогических кадров, то становится временно невозможен переход образовательной системы России в инновационный режим эффективного развития.

Разумеется, введение профессионального обучения с квалификацией «тьютор» всегда будет соответствовать интересам школьников старших классов и студентов педагогических вузов, ведь оно предполагает овладение новыми методами и подходами к обучению, востребованными на рынке труда.

Разработка и дальнейшая реализация программ профессионального педагогического образования, направленных на приобретение квалификации «тьютор», является довольно актуальной потребностью, удовлетворение которой отвечает интересам личности, общества (включая педагогическое) и государства.

 

Список литературы:
1. Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности (multiurok.ru) - https://multiurok.ru/files/sushchnost-i-spietsifika-profiessional-noi-t-iutor.html
2. «Кто такой тьютор и нужен ли он российской школе?» http://forum.pridnestrovie.com/topic/?id=9281
3. «Тьютор как зеркало российского образования?!» http://balyasova.livejournal.com/1183.html
4. Долгова Л.М. - Тьюторство в аспекте результативности образования - Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика, 2004 г.
5. Ковалева Т.М. - Открытое образование и современные тьюторские практики // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005.- Томск, 2005