Статья:

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Конференция: CLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Чолукова М.К. МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 25(176). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/25(176).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Чолукова Майса Керимкулиевна
студент, ФГБОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Леонтьева Ирина Александровна
научный руководитель, старший преподаватель, ФГБОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

На современном этапе развития школьного биологического образования невозможно переоценить роль применения компьютерных технологий, применяемых на уроках. В сочетании с ресурсами сети Интернет компьютерные технологии помогают обогатить учебный процесс новыми, ранее не доступными для использования методами и средствами, которые помогают сделать усвоение информации на уроке более эффективным и интересным для учеников. Использование технологий мультимедиа дает возможность добиться роста качества обучения, позволяет использовать более современные средства наглядности, которые являются одним из главных средств обучения биологии, расширяет возможности использования разнообразных и разноуровневых упражнений в процесс обучения [7].

Современный урок невозможно представить без использования средств информационно-коммуникационных технологий. Мультимедийные обучающие презентации помогают преподавателю удобно и наглядно излагать учебный материал [5].

Сам термин «презентация» имеет два толкования: широкое и узкое. В широком смысле презентация – выступление, направленное на защиту некоторого проекта, научной работы, разработки, результатов исследования. В узком понимании этот термин обозначает собой электронный документ особого характера. Этот документ характеризуется наличием сложного, многосоставного мультимедийного содержания и возможностями для произвольного управления воспроизведением, как правило, интерактивным [10].

В данном смысле понятие «мультимедийность» можно понимать как взаимодействие видео- и аудиоэффектов, управляемое средствами интерактивного программного обеспечения, использующее современные технические и программные средства, которые служат для объединения текстовой информации, звуковой, графической, фото, видео в одном цифровом ресурсе [3].

Презентация, которую учителя применяют на уроках, является набором последовательно расположенных друг за другом страниц (слайдов), каждый из которых содержит определённый текст, рисунки, схемы, видео- и аудиофрагменты, анимацию, 3D-графику, при этом слайды имеют различные элементы оформления, целесообразные в том или ином случае.

Мультимедийность дает возможность учителю представить излагаемый материал в виде системы ярких, запоминающихся опорных образов, которые должны быть наполнены строго структурированной информацией, находящейся в строгом порядке и соподчинении. Цель такого представления учебной информации, прежде всего, состоит в формировании у учеников системы образного мышления [6].

Мультимедийная презентация может рассматриваться как один из объяснительно-иллюстративных методов обучения, главной целю которого является создание условий для усвоения обучающимися системы знаний при помощи сообщения учебного материала через зрительные образы. Если рассматривать использование мультимедийной презентации с методической точки зрения, то можно выделить следующие ее преимущества:

– возможность представить информацию в многомерном пространстве, при этом предоставлять ее ученикам дозировано, в соответствии с требованиями образовательного процесса и особенностями самих обучающихся;

– возможность организовывать самые разнообразные формы организации познавательной деятельности и взаимодействия учеников: фронтальную, групповую, индивидуальную;

– возможность использовать различные средства наглядности: видеофрагменты, картинки, схемы, таблицы, демонстрировать опыты и эксперименты.

Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно позволяет реализовывать три главные дидактической цели урока [5]:

– образовательная – усвоение школьниками учебной информации, формирование предметных и метапредметных связей и отношений между объектами, явлениями и процессами;

– развивающая – формирование у обучающихся устойчивого познавательного интереса, умения осуществлять универсальные учебные действия, например, обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой и самостоятельной деятельности;

– воспитательная – формирование общей научной картины мира, умения самостоятельно организовывать разные формы работы, способности к взаимодействию.

Методика использования мультимедийных технологий включает в себя следующие преимущества [1]:

• происходит расширение возможностей управления образовательным процессом на всех этапах урока;

• повышается уровень мотивированности учеников к обучению;

• повышается качество обучения и воспитания обучающихся в целом, что так же ведет к росту информационной культуры учеников;

• наблюдается рост уровня умений и навыков учеников в сфере использования современных информационно-коммуникационных технологий;

• создание у учеников образа персонального компьютера не только как средства игры, но и как средства обучения.

Практика показывает, что при создании и использовании в образовательном процессе мультимедийных презентаций, необходимо соблюдать ряд здоровьесберегающих и эргономических требований, которые разрабатываются с учетом возрастных и психологических особенностей восприятия учащимися цвета, текста, объектов и целостного содержания презентации [8].

Восприятие цвета. Особое значение для восприятия зрительной информации имеет контрастность смысловых объектов по отношению к фону. Для лучшего восприятия информации на слайдах объекты должны быть темнее, чем фон, на котором они располагаются. При таком контрастном решении цифры, буквы и знаки, опознаются более точно и быстро, даже при меньших размерах этих элементов. В целом выбор такого контраста будет снижать нагрузку на органы зрения обучающихся, что приведет к меньшему их уставанию в процессе обучения.

Выбор цветовой палитры презентации так же крайне важен. Различные цвета могут формировать тот или иной психологический настрой учеников, приступающих к работе с данным средством обучения. Как правило, преобладание темных цветов и оттенков приводит к развитию подавленного состояния учеников, их пассивности. И, напротив, если на экране будут преобладать слишком яркие, насыщенные цвета, то это приведет к перевозбуждению, излишней активности учеников, что может вызвать быстрое развитие утомления зрительного аппарата.

Рекомендуется использовать одинаковые цвета для создания устойчивых зрительных ассоциаций, связанных с реальными предметами, объектами и явлениями [4].

Для облегчения восприятия текста на школьных уроках рекомендуется использовать:

– стандартные шрифты без засечек, например, Arial;

– выделение опорных моментов, которые требуется запомнить, например, подчеркиванием, размером, цветом, курсивом и т.п.;

– используем сжатый стиль изложения материала, адаптированный к возрастным особенностям младших школьников.

Для улучшения восприятия графических объектов (рисунков, таблиц, схем) на уроках необходимо придерживаться следующих правил:

– располагать объекты поблизости друг от друга, так как чем ближе в зрительном поле находятся объекты друг к другу, тем лучше формируются единые, целостные образы;

– размещать поблизости от центрального объекта не более 4-6 второстепенных объектов, т.к. при избытке второстепенных объектов происходит рассеивание внимания и слияние всех объектов на слайде с фоном;

– использовать формы объектов, которые отражают устойчивые зрительные ассоциации, похожие на формы реальных предметов, объектов, при несоответствии этому требованию у учеников могут возникнуть вопросы, ответ на которые тратит учебное время;

– использование логических «ударения» – приемов, направленных на акцентирование внимания ученика к определенному объекту, благодаря им уменьшается время на зрительный поиск главного объекта, например, главный объект выделяют более ярким цветом, увеличивают размер, яркость и прочее. Избыточное употребление логических ударений также может привести к снижению концентрации внимания обучающихся, быстрому уставанию и потере интереса.

Звуковые эффекты. При создании мультимедийной презентации не рекомендуется использовать большое количество звуковых эффектов, только если это не обусловлено целью урока (например, при изучении птиц родного края). Их использование необходимо свести к минимуму и использовать только как средство акцентирования внимания школьников к ключевым моментам темы. Звуковые эффекты не должны отвлекать учеников от восприятия новой информации [9].

Таким образом, для упрощения целостного восприятия содержания мультимедийной презентации следует придерживаться следующих правил:

- не перегружать слайды презентации лишней информацией и объектами, рассеивающими внимание учеников, каждый из них должен представлять собой самостоятельное смысловое звено в цепи повествования и придерживаться общей идеи и темы презентации;

– озаглавливать каждый слайд, чтобы у учащихся в любой момент времени было понимание о том, какой материал они проходят;

 – только один или пара слайдов должны соответствовать одному логическому этапу урока;

– в одной презентации необходимо размещать сходные по смыслу блоки объектов (тексты, картинки, пояснения) на одних и тех же местах слайдов;

– необходимо разбивать информацию, размещая ее по четырем секторам: основной блок информации должен находиться в правом верхнем углу и занимать половину слайда; материал, логически следующий далее, должен находиться в левом верхнем углу, занимая четверть пространства, (25%); при необходимости остальная информация занимает левый и правый нижние углы соответственно – 10 и 15%;

– необходимо сменять разные способы представления информации: текст должен сменяться изображениями, а те, в свою очередь, аудио- или видеофайлами;

– важно оставлять для учеников ссылки на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети интернет, к которым ученики могут обратиться для самостоятельного изучения и повторения материала;

– количество слайдов не должно превышать 10-15, первый слайд сообщает ученикам тему урока, второй – цель или план изучения материала, на следующих слайдах необходимо разместить само основное содержание, последний слайд – выводы или рефлексию занятия [2].

Мультимедийная презентация помогает разнообразить и оживить даже самый скучный и неинтересный для учеников материал, а «скудные» по содержанию темы развернуть, внеся фотографии, рисунки явлений, процессов и объектов, а также пояснительные тексты к ним, а также организовать аппарат усвоения и контроля – систему вопросов, заданий, способствующих выявлению пробелов в знаниях и их ликвидации.

Практика использования технических средств обучения доказывает, что сочетание образного изложения материала, самостоятельная работа обучающихся и экономия времени изложения материала приводит к росту познавательных и творческих способностей школьников, облегчает и ускоряет правильность усвоения и закрепления понятий излагаемой темы и связь его с четкими визуальными образами, которые помогают ученикам лучше запоминать материал.

 

Список литературы:
1. Алиходжаева М.Т. Особенности использования ИКТ в повышении эффективности уроков биологии // Вопросы науки и образования. – 2018. – №23 (35). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-ikt-v-povyshenii-effektivnosti-urokov-biologii. 
2. Бережнева Л.А. Преимущества использования компьютера на уроках в начальной школе // Проблемы обучения и воспитания младших школьников в современном образовательном пространстве. – Пермь, 2007. – С. 6-9.
3. Галкина Е.А. Обучение школьной биологии с помощью мультимедийных средств // Концепт. – 2013. – №7 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-shkolnoy-biologii-s-pomoschyu-multimediynyh-sredstv. 
4. Григорьев С.Г. Основные принципы и методики использования системы порталов в учебном процессе / С.Г. Григорьев, В.В. Гришкун, Г.А. Краснова // Интернет-порталы: содержание и технологии: сборник научных статей. – М.: Просвещение, 2004. – № 2. – С. 56-84.
5. Губина Т.Н. Мультимедиа презентации как метод обучения / Молодой ученый. – 2012. – №3. – С. 345-347.
6. Зайреденова А.Т. Использование презентации Microsoft Power Point в курсе общей биологии как средства развития познавательного интереса у школьников // Евразийский Союз Ученых. – 2015. – №11-2 (20). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-prezentatsii-microsoft-power-point-v-kurse-obschey-biologii-kak-sredstva-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-shkolnikov.  
7. Крюченкова Ю.В. Использование интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе школы / Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании» – Чебоксары, 2011. – ч. 1. – С. 134-137.
8. Кускова Т.Г. Информационная культура на уроках биологии // Евразийский научный журнал. – 2015. – №11. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-na-urokah-biologii.   
9. Романов К.М. Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе. Методика работы на интерактивном оборудовании // Вестник Марийского государственного университета. – 2011. – №7. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-tehnologii-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-obucheniya-v-shkole-metodika-raboty-na-interaktivnom-oborudovanii. 
10. Харламова И.Ю. Использование пакета MS POWER POINT при подготовке презентаций / И.Ю. Харламова, Н.С. Федорова. – Саратов, 2009. − 88 с.