Анализ музыкального материала хореографической постановки
Секция: Педагогика
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Анализ музыкального материала хореографической постановки
Умение анализировать музыкальное произведение – необходимое профессиональное качество педагога-хореографа. Нами предложен алгоритм анализа музыкального произведения с примером практического его применения на примере фрагментов балета К.Хачатуряна «Чиполлино».
Умение анализировать музыкальное произведение – необходимое профессиональное качество педагога - хореографа. Термин «анализ» (от греч. – разложение, расчленение) означает углубленное изучение объекта – в данном случае музыкального произведения.
Педагог-хореограф должен научиться грамотному балетмейстерскому анализу музыкального материала, т.е. анализу с точки зрения его применения непосредственно в хореографии, доведя свое мастерство в этой области до такого совершенства, при котором музыкальное произведение любой степени сложности не только не является камнем преткновения при создании хореографической композиции, но и служит отправной точкой, ключом к решению как драматургических задач, так и задач создания непосредственно хореографического языка данной танцевальной композиции [1].
Педагог-хореограф должен уметь разбираться в образном содержании и структуре музыкальных произведений, в стилистических и жанровых особенностях музыкальных произведений, владеть логикой музыкально-драматургического развития.
Главной задачей в этом процессе является необходимость пройти путь от хореографического воплощения того или иного музыкального материала с чисто интуитивных позиций к созданию музыкально-хореографических композиций, основанных на отчетливом понимании объективной сущности соотношений между средствами музыкальной выразительности, несущими ту или иную информацию, пространственно-временными явлениями и хореографическим языком и формами.
Особое внимание в этой связи уделяется выработке профессионального восприятия музыкального языка, формы и драматургического развития в неразрывном единстве, умению извлекать из этого необходимую хореографу информацию и максимально использовать ее в выборе хореографического языка, стиля, формы, сюжета[3].
Работа хореографа начинается, прежде всего, с поиска, выбора музыкального материала и его внимательного прослушивания, всестороннего анализа музыкального произведения, предназначенного для будущей хореографической постановки. Этот процесс достаточно сложный и требует от педагога-хореографа больших временных и интеллектуальных затрат. Однако опыт показывает, что такие затраты необходимы и оправданы, так как тщательно проведенный всесторонний балетмейстерский анализ музыкального материала, выбранного для постановки музыкального произведения, является залогом успеха на пути создания будущей хореографической композиции.
Разобравшись в структуре музыкального произведения, следует провести подробный анализ средств музыкальной выразительности и композиционной формы. Ведь именно на основе такого анализа должен производиться впоследствии отбор основных хореографических движений, из которых будут выстраиваться хореографические комбинации и вся хореографическая лексика [1].
Мы предлагаем следующий алгоритм анализа музыкального произведения:
· краткие сведения о композиторе и значение данного произведения в его творчестве;
· эмоциональное настроение музыкального произведения;
· мелодическая линия;
· метр и ритмический рисунок;
· музыкальная форма произведения;
· определение кульминационных точек музыкального развития;
· темп музыкального произведения;
· динамический план;
· фактура и инструментовка.
Выбрав музыкальное произведение, педагог-хореограф должен найти информацию о композиторе, определить стилистику произведения, его настроение, структуру построения частей и донести эту информацию до исполнителей. Это не только расширит кругозор исполнителей и педагога-хореографа, но и поможет в создании образа в задуманной постановке.
Далее следует охарактеризовать мелодическую линию. Мелодическая линия – это первое, что должна содержать любая композиция. Это – главная мысль, всё остальное будет служить лишь подложкой, оформлением, формой. Мелодическая линия, как правило, содержится или в партии вокалиста или в партии солирующего инструмента. Если в композиции нет выразительной мелодии, значит в ней нет темы и её развития.
Другим важным временным аспектом в музыке является метр. Метр и ритм – это не одно и то же. Ритм является, пожалуй, основной характеристикой музыки. Несмотря на то, что он может существовать сам по себе – в барабанной дроби африканских племен, например, – в классической музыке редко можно услышать ритм без мелодии или гармонии.
Метр – это регулярное и равномерное повторение музыкального рисунка, тогда как ритм относится к специфической организации длительности нот внутри каждой музыкальной фразы. Пьесы с одним и тем же метром могут иметь абсолютно разный ритм [4].
Музыкальная форма – это определенный порядок частей и разделов в музыкальном произведении (мотив, фраза, предложение).
Кульминация – момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, обычно выделяющийся высоким регистром, усилением громкости звучания, гармоническими средствами (в музыке).
Для определения темпа желательно ознакомиться с нотным текстом, где есть темповое обозначение и проследить за всеми темповыми изменениями, если таковые имеются.
Составляя динамический план музыкального материала, следует всегда помнить о том, что динамика – это степень громкости звучания, которая также влияет на выбор того или иного хореографического движения.
Определение фактуры – типичный способ оформления многоголосной музыкальной композиции в одном из (многоголосных) музыкальных складов.
Этими этапами завершается алгоритм анализа музыкальных аспектов, который поможет педагогам-хореографам и студентам-хореографам при создании танцевальных постановок[10].
От этого теоретического этапа мы перейдем к практическому – рассмотрению музыкального произведения в хореографической постановке.
Для анализа музыкального материала хореографической постановки мы выбрали фрагменты балета «Чиполлино» на музыку К. Хачатуряна в исполнении артистов Московского Государственного Академического Детского Музыкального Театра имени Наталии Ильиничны Сац.
Следуя составленному алгоритму, мы обратились к исторической справке и творческому наследию К. Хачатуряна.
Карен Суренович Хачатурян, выдающийся композитор XX века, родился 19 сентября 1920 года в Москве.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (16.09.1971), народный артист РСФСР (2.11.1981), ушёл из жизни 19 июля 2011 года в Москве.
Творческое наследие Хачатуряна включает в себя большой пласт симфонической музыки, сонаты и концерты для виолончели и скрипки, оперетту «Простая девушка», два балета для детей – «Белоснежка» и «Чиполлино». Он автор музыки к пятидесяти игровым и анимационным фильмам, двадцати театральным постановкам, два балета.
В музыкальном творчестве Карена Хачатуряна все произведения полны жизненной энергией, ярким темпераментом, оптимизмом, красочностью.
Значительность содержания и яркость его музыкального воплощения, музыкальная содержательность образов позволяют говорить о продолжении в балетном творчестве Хачатуряна традиций русского классического балета.
Традиции русской музыкальной классики заметны и в самом методе музыкального мышления К.Хачатуряна: в глубоком претворении особенностей народного музыкального творчества, в умении композитора на его основе создать произведение большого творческого своеобразия и высокого профессионализма.
Услышав музыку Карена Хачатуряна к мультфильму «Чиполлино», Геннадий Рыхлов написал либретто к балету для детей. Балет «собирался» из разных музыкальных фрагментов, ранее сочинённых композитором. Эта музыка звучала в мультфильмах «Когда зажигаются ёлки», «Лесные путешественники», «Сладкая сказка», «Чиполлино».
В 1974 в Киеве состоялась первая премьера балета «Чиполлино» в трёх актах по сказке Джанни Родари «Приключения Чиполлино»[8].
Данная хореографическая постановка состоит из трёх номеров балета «Чиполлино»: сцена «Овощной базар» из первой картины, «Строительство домика Тыквы» и «Появление Помидора со стражниками» из второй картины.
Обращаясь ко второму пункту алгоритма анализа, мы описали эмоциональное музыкальное настроение балетного фрагмента. В первой части танцевальной постановки показана площадь сказочного города, на которой стоят корзинки для овощей и фруктов. Но это только кажется.
На самом деле, это большие и маленькие домики, где живут овощи и фрукты, которые так напоминают людей.
В этой сцене показано начало раннего утра. В музыкальном сопровождении ярко передается восторженность, задорность, радость летнего утра через мажорный лад, ритмичный рисунок, оживленный темп. Овощи и фрукты весело просыпаются, потягиваются, затем начинают танцевать. Движения этого фрагмента легкие, радостные, прыжковые.
В танце используются шаги, хлопки, повороты, бег, т.е. мелкие движения в соответствии с музыкой. В партитуре балета эта сцена так и называется «Танец радости». Сцена написана в простой трёхчастной форме. В мелодической линии мы слышим две темы, которые перекликаются между собой. Движение этих тем волнообразное, с яркими взлётами мелодии наверх.
Метр трёхдольный, музыкальный размер 6/8, с ярко выраженным акцентированным ритмическим рисунком тарантеллы – народного итальянского танца.
Большой динамической кульминации в этой сцене нет.
Темп музыки быстрый, потому что это «Танец радости» и веселья.
Динамика не имеет ярких нарастаний и спадов, звучание оркестра в диапазоне от mp до mf.
Музыкальная фактура этой сцены лёгкая, звонкая, летящая. Такому восприятию способствует использование в инструментовке группы струнных смычковых инструментов (скрипки), деревянных духовых (кларнеты), ударных.
Вторая сцена называется «Строительство дома Тыквы». На лесной поляне Чиполлино и его друзья строят домик одинокому Тыкве. Помидор с двумя стражниками пытается помешать строительству. Но не так-то просто справиться с ловким Чиполлино. Посрамленный Помидор вынужден отступить. Друзья достраивают дом и весело танцуют.
Музыка маршеобразная, ритмичная, что и выражено в движениях (ритмичная укладка кирпичей). Музыкальный размер 2/4, что характерно для маршевой музыки. Мелодическая линия волнообразная, в пределах не широкого диапазона. Этот балетный номер имеет сложную трехчастную форму, крайние части которой построены на музыкальном материале «Строительство домика Тыквы», а средняя часть – это танец Редиски.
Средняя часть (танец Редиски) написана в форме эпизода со сменой характера музыки. В этой части показан грациозный, игривый персонаж Редиски. В третьей части использован прием контрастной полифонии как в музыке, так и в движениях – одновременное звучание темы строительства домика и темы Редиски.
Темп музыки этой сцены – andantino, что также соответствует характеру движений танца.
Динамика – f.
Сцена появления Помидора со стражниками вносит резкий звуковой контраст. Мы слышим громкое аккордовое вступление, затем звучит тема – лейтмотив Помидора, которая ярко характеризует зло, угрозу и угнетение, которые несет этот персонаж. Композитор очень ярко, с нотками иронии и сарказма, показывает глупого и напыщенного Помидора с его стражниками.
В музыкальной характеристике Помидора и его стражников мы слышим яркое акцентирование сильной доли и синкопирование. Это акцентирование прослеживается в движениях, танцующих – резкое поднятие ног с высоким подниманием колен, резкие движения руками, угловатые повороты корпуса, прыжки. Метр двухдольный, музыкальный размер 4/4. Сцена Помидора со стражниками написана в простой двухчастной форме, в минорном ладу. Сцена написана в темпе moderato, это средне-умеренный темп, динамика f и ff.
В звучании симфонического оркестра появляется группа медных духовых инструментов (трубы, валторны), усиливается звучание ударных инструментов, которые подчеркивают акценты и синкопированность ритмического рисунка. В заключении хочется сказать, что предложенный алгоритм анализа музыкального материала может оказать существенную помощь педагогам-хореографам, педагогам дополнительного образования в области хореографии, а также студентам хореографических отделений при работе над хореографической постановкой т.к. танец неразрывно связан с музыкой, а процесс сочинения танца основывается на глубоком поэтапном освоении основных законов музыкального искусства.