Статья:

Анализ музыкального материала хореографической постановки

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Анализ музыкального материала хореографической постановки // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXIX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 10(38) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ музыкального материала хореографической постановки

Цыганкова Кристина Андреевна
студент кафедры хореографии ГБПОУ ИО «ИРКПО», РФ, г. Иркутск
Семагина Елена Валерьевна
научный руководитель, преподаватель музыкально-эстетических дисциплин ГБПОУ ИО «ИРКПО», РФ, г. Иркутск

 

Умение анализировать музыкальное произведение – необходимое профессиональное качество педагога-хореографа. Нами предложен алгоритм анализа музыкального произведения с примером практического его применения на примере фрагментов балета К.Хачатуряна «Чиполлино».

Умение анализировать музыкальное произведение – необходимое профессиональное качество педагога - хореографа. Термин «анализ» (от греч. – разложение, расчленение) означает углубленное изучение объекта – в данном случае музыкального произведения.

Педагог-хореограф должен научиться грамотному балетмейстерскому анализу музыкального материала, т.е. анализу с точки зрения его применения непосредственно в хореографии, доведя свое мастерство в этой области до такого совершенства, при котором музыкальное произведение любой степени сложности не только не является камнем преткновения при создании хореографической композиции, но и служит отправной точкой, ключом к решению как драматургических задач, так и задач создания непосредственно хореографического языка данной танцевальной композиции [1].

Педагог-хореограф должен уметь разбираться в образном содержании и структуре музыкальных произведений, в стилистических и жанровых особенностях музыкальных произведений, владеть логикой музыкально-драматургического развития.

Главной задачей в этом процессе является необходимость пройти путь от хореографического воплощения того или иного музыкального материала с чисто интуитивных позиций к созданию музыкально-хореографических композиций, основанных на отчетливом понимании объективной сущности соотношений между средствами музыкальной выразительности, несущими ту или иную информацию, пространственно-временными явлениями и хореографическим языком и формами.

Особое внимание в этой связи уделяется выработке профессионального восприятия музыкального языка, формы и драматургического развития в неразрывном единстве, умению извлекать из этого необходимую хореографу информацию и максимально использовать ее в выборе хореографического языка, стиля, формы, сюжета[3].

Работа хореографа начинается, прежде всего, с поиска, выбора музыкального материала и его внимательного прослушивания, всестороннего анализа музыкального произведения, предназначенного для будущей хореографической постановки. Этот процесс достаточно сложный и требует от педагога-хореографа больших временных и интеллектуальных затрат. Однако опыт показывает, что такие затраты необходимы и оправданы, так как тщательно проведенный всесторонний балетмейстерский анализ музыкального материала, выбранного для постановки музыкального произведения, является залогом успеха на пути создания будущей хореографической композиции.

Разобравшись в структуре музыкального произведения, следует провести подробный анализ средств музыкальной выразительности и композиционной формы. Ведь именно на основе такого анализа должен производиться впоследствии отбор основных хореографических движений, из которых будут выстраиваться хореографические комбинации и вся хореографическая лексика [1].

Мы предлагаем следующий алгоритм анализа музыкального произведения:

·     краткие сведения о композиторе и значение данного произведения в его творчестве;

·     эмоциональное настроение музыкального произведения;

·     мелодическая линия;

·     метр и ритмический рисунок;

·     музыкальная форма произведения;

·     определение кульминационных точек музыкального развития;

·     темп музыкального произведения;

·     динамический план;

·     фактура и инструментовка.

Выбрав музыкальное произведение, педагог-хореограф должен найти информацию о композиторе, определить стилистику произведения, его настроение, структуру построения частей и донести эту информацию до исполнителей. Это не только расширит кругозор исполнителей и педагога-хореографа, но и поможет в создании образа в задуманной постановке.

Далее следует охарактеризовать мелодическую линию. Мелодическая линия – это первое, что должна содержать любая композиция. Это – главная мысль, всё остальное будет служить лишь подложкой, оформлением, формой. Мелодическая линия, как правило, содержится или в партии вокалиста или в партии солирующего инструмента. Если в композиции нет выразительной мелодии, значит в ней нет темы и её развития.

Другим важным временным аспектом в музыке является метр. Метр и ритм – это не одно и то же. Ритм является, пожалуй, основной характеристикой музыки. Несмотря на то, что он может существовать сам по себе – в барабанной дроби африканских племен, например, – в классической музыке редко можно услышать ритм без мелодии или гармонии.

Метр – это регулярное и равномерное повторение музыкального рисунка, тогда как ритм относится к специфической организации длительности нот внутри каждой музыкальной фразы. Пьесы с одним и тем же метром могут иметь абсолютно разный ритм [4].

Музыкальная форма – это определенный порядок частей и разделов в музыкальном произведении (мотив, фраза, предложение).

Кульминация – момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, обычно выделяющийся высоким регистром, усилением громкости звучания, гармоническими средствами (в музыке).

Для определения темпа желательно ознакомиться с нотным текстом, где есть темповое обозначение и проследить за всеми темповыми изменениями, если таковые имеются.

Составляя динамический план музыкального материала, следует всегда помнить о том, что динамика – это степень громкости звучания, которая также влияет на выбор того или иного хореографического движения.

Определение фактуры – типичный способ оформления многоголосной музыкальной композиции в одном из (многоголосных) музыкальных складов.

Этими этапами завершается алгоритм анализа музыкальных аспектов, который поможет педагогам-хореографам и студентам-хореографам при создании танцевальных постановок[10].

От этого теоретического этапа мы перейдем к практическому – рассмотрению музыкального произведения в хореографической постановке.

Для анализа музыкального материала хореографической постановки мы выбрали фрагменты балета «Чиполлино» на музыку К. Хачатуряна в исполнении артистов Московского Государственного Академического Детского Музыкального Театра имени Наталии Ильиничны Сац.

Следуя составленному алгоритму, мы обратились к исторической справке и творческому наследию К. Хачатуряна.

Карен Суренович Хачатурян, выдающийся композитор XX века, родился 19 сентября 1920 года в Москве.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (16.09.1971), народный артист РСФСР (2.11.1981), ушёл из жизни 19 июля 2011 года в Москве.

Творческое наследие Хачатуряна включает в себя большой пласт симфонической музыки, сонаты и концерты для виолончели и скрипки, оперетту «Простая девушка», два балета для детей – «Белоснежка» и «Чиполлино». Он автор музыки к пятидесяти игровым и анимационным фильмам, двадцати театральным постановкам, два балета.

В музыкальном творчестве Карена Хачатуряна все произведения полны жизненной энергией, ярким темпераментом, оптимизмом, красочностью.

Значительность содержания и яркость его музыкального воплощения, музыкальная содержательность образов позволяют говорить о продолжении в балетном творчестве Хачатуряна традиций русского классического балета.

Традиции русской музыкальной классики заметны и в самом методе музыкального мышления К.Хачатуряна: в глубоком претворении особенностей народного музыкального творчества, в умении композитора на его основе создать произведение большого творческого своеобразия и высокого профессионализма.

Услышав музыку Карена Хачатуряна к мультфильму «Чиполлино», Геннадий Рыхлов написал либретто к балету для детей. Балет «собирался» из разных музыкальных фрагментов, ранее сочинённых композитором. Эта музыка звучала в мультфильмах «Когда зажигаются ёлки», «Лесные путешественники», «Сладкая сказка», «Чиполлино».

В 1974 в Киеве состоялась первая премьера балета «Чиполлино» в трёх актах по сказке Джанни Родари «Приключения Чиполлино»[8].

Данная хореографическая постановка состоит из трёх номеров балета «Чиполлино»: сцена «Овощной базар» из первой картины, «Строительство домика Тыквы» и «Появление Помидора со стражниками» из второй картины.

Обращаясь ко второму пункту алгоритма анализа, мы описали эмоциональное музыкальное настроение балетного фрагмента. В первой части танцевальной постановки показана площадь сказочного города, на которой стоят корзинки для овощей и фруктов. Но это только кажется.

На самом деле, это большие и маленькие домики, где живут овощи и фрукты, которые так напоминают людей.

В этой сцене показано начало раннего утра. В музыкальном сопровождении ярко передается восторженность, задорность, радость летнего утра через мажорный лад, ритмичный рисунок, оживленный темп. Овощи и фрукты весело просыпаются, потягиваются, затем начинают танцевать. Движения этого фрагмента легкие, радостные, прыжковые.

В танце используются шаги, хлопки, повороты, бег, т.е. мелкие движения в соответствии с музыкой. В партитуре балета эта сцена так и называется «Танец радости». Сцена написана в простой трёхчастной форме. В мелодической линии мы слышим две темы, которые перекликаются между собой. Движение этих тем волнообразное, с яркими взлётами мелодии наверх.

Метр трёхдольный, музыкальный размер 6/8, с ярко выраженным акцентированным ритмическим рисунком тарантеллы – народного итальянского танца.

Большой динамической кульминации в этой сцене нет.

Темп музыки быстрый, потому что это «Танец радости» и веселья.

Динамика не имеет ярких нарастаний и спадов, звучание оркестра в диапазоне от mp до mf.

Музыкальная фактура этой сцены лёгкая, звонкая, летящая. Такому восприятию способствует использование в инструментовке группы струнных смычковых инструментов (скрипки), деревянных духовых (кларнеты), ударных.

Вторая сцена называется «Строительство дома Тыквы». На лесной поляне Чиполлино и его друзья строят домик одинокому Тыкве. Помидор с двумя стражниками пытается помешать строительству. Но не так-то просто справиться с ловким Чиполлино. Посрамленный Помидор вынужден отступить. Друзья достраивают дом и весело танцуют.

Музыка маршеобразная, ритмичная, что и выражено в движениях (ритмичная укладка кирпичей). Музыкальный размер 2/4, что характерно для маршевой музыки. Мелодическая линия волнообразная, в пределах не широкого диапазона. Этот балетный номер имеет сложную трехчастную форму, крайние части которой построены на музыкальном материале «Строительство домика Тыквы», а средняя часть – это танец Редиски.

Средняя часть (танец Редиски) написана в форме эпизода со сменой характера музыки. В этой части показан грациозный, игривый персонаж Редиски. В третьей части использован прием контрастной полифонии как в музыке, так и в движениях – одновременное звучание темы строительства домика и темы Редиски.

Темп музыки этой сцены – andantino, что также соответствует характеру движений танца.

Динамика – f.

Сцена появления Помидора со стражниками вносит резкий звуковой контраст. Мы слышим громкое аккордовое вступление, затем звучит тема – лейтмотив Помидора, которая ярко характеризует зло, угрозу и угнетение, которые несет этот персонаж. Композитор очень ярко, с нотками иронии и сарказма, показывает глупого и напыщенного Помидора с его стражниками.

В музыкальной характеристике Помидора и его стражников мы слышим яркое акцентирование сильной доли и синкопирование. Это акцентирование прослеживается в движениях, танцующих – резкое поднятие ног с высоким подниманием колен, резкие движения руками, угловатые повороты корпуса, прыжки. Метр двухдольный, музыкальный размер 4/4. Сцена Помидора со стражниками написана в простой двухчастной форме, в минорном ладу. Сцена написана в темпе moderato, это средне-умеренный темп, динамика f и ff.

В звучании симфонического оркестра появляется группа медных духовых инструментов (трубы, валторны), усиливается звучание ударных инструментов, которые подчеркивают акценты и синкопированность ритмического рисунка. В заключении хочется сказать, что предложенный алгоритм анализа музыкального материала может оказать существенную помощь педагогам-хореографам, педагогам дополнительного образования в области хореографии, а также студентам хореографических отделений при работе над хореографической постановкой т.к. танец неразрывно связан с музыкой, а процесс сочинения танца основывается на глубоком поэтапном освоении основных законов музыкального искусства.

 

Список литературы:
1. Богданов Г.Ф. Композиция и постановка танца [Текст] / Г.Ф. Богданов, А.П. Кириллов. – М.: Искусство, 2007. – 216 с. 
2. Вашкевич, Н.Н. История хореографии всех времен и народов [Текст] / Н.Н. Вашкевич. – М.: Планета музыки, 2009. – 287 с.
3. Выразительность, динамика, темп и ритм – [Электронный ресурс] // turboreferat Режим доступа: http: // turboreferat.ru/art/vyrazitelnye-sredstva-tanca/255855-1398957-page2.html, свободный. – Загл.с экрана.
4. Выразительные средства музыки – [Электронный ресурс] – // music-fantasy. – Режим доступа: – http://music-fantasy.ru/content/vyrazitelnye-sredstva-muzyki-chto-takoe-..., свободный. – Загл. с экрана.
5. Друскин, M.С. Вопросы драматургии советской оперы [Текст] / М.С. Друскин // Вестник ЛоЛК. – № 1, 1982. 157–192 с.
6. Захаров Р.В. Работа балетмейстера с исполнителями [Текст] / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1983. – 62с.
7. Захаров Р.В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта исполнителями [Текст] / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1983. – 224с. 
8. Карен Хачатурян биография – [Электронный ресурс] – // upmonitor.ru. – Режим доступа: – http://upmonitor.ru/news/russia/924773a/, свободный. – Загл.с экрана.
9. Метр и размер такта – [Электронный ресурс] – // 4igi.ru. – Режим доступа: – http://4igi.ru/info-en/96-stati/nachinayushchim-gitaristam/teoriya-muzyk..., свободный. – Загл.с экрана.
10. Способин И.В. Музыкальная форма [Текст] / И.В. Способин. – М.: Музыка, 1984. – 340c.
11. Танец и музыка – [Электронный ресурс] – // tancuem. – Режим доступа: – http: // tancuem.com/muzyka-i-xoreografiya.htm, свободный. – Загл.с экрана.
12. Холопов, Ю.Н Мелодия [Текст] / Ю.Н. Холопов. – М.: Музыка, 2012. – 685–686 c.
13. Холопова, В.Н. Музыкальный ритм [Текст] / В.Н. Холопова. – М.: Просвещение, 1980. – 180 с.