Статья:

Теория свободного обучения и воспитания в современной образовательной системе

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Курбангалиева А.О. Теория свободного обучения и воспитания в современной образовательной системе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 33(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/33(63).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Теория свободного обучения и воспитания в современной образовательной системе

Курбангалиева Алина Олеговна
студент, Елабужский институт К(П)ФУ, РФ, г. Елабуга

 

Глобальная модернизация образовательной системы, ее стремление к постоянному обновлению и совершенствованию, в первую очередь обусловлена обновлением педагогической науки и практики, появлением в ней новых концепций, теорий и направлений. Однако, необходимо отметить, что ключевые теории, позволившие сформироваться педагогике как научной отрасли знания, тоже не остаются неизменными. Концепции и теории именитых философов и педагогов, таких как А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка находят свое отражение в современных тенденциях и трендах в области организации образования и воспитания. Одной из таких теорий является теория свободного воспитания и обучения, актуальность данной теории заключается в том, что ее принципы и моральная составляющая до сих пор является предметом споров и дискуссий.

Главным и первым идеологом теории свободного воспитания был философ и писатель эпохи Просвещения Ж.Ж. Руссо, который в своем труде «Эмиль или о воспитании», сформулировал ключевые идеи педагогической мысли той исторической эпохи: идеи естественного и свободного воспитания. Согласно его мнению, человеческая жизнь непрерывно связана с внешними факторами, которые, в свою очередь, активно на нее влияют, свобода человека ограничена вездесущим надзором и рабским подчинением: «Вся наша житейская мудрость заключается в раболепных предрассудках; все наши обычаи не что иное, как повиновение, стеснение и насилование. Человек родится, живет и умирает в рабстве: при рождении его затягивают свивальниками; после смерти заколачивают в гроб; до тех пор, пока он сохраняет человеческий образ, он скован нашими учреждениями» [4]. Основной причиной такого положения вещей философ видит в неправильном воспитании детей, ведь именно процесс воспитания отвечает за формирование личностной карты мира ребенка, формирует его мировоззрение, а также закладывает стереотипы поведения в определенных ситуациях, которые ребенок, став взрослым, будет использовать на протяжении всей жизни.

Отдельного внимания заслуживает вопрос, посвященный гиперопеки и гипоопеке, затронутый автором в своем труде. Постоянный надзор за ребенком, по мнению Ж.Ж. Руссо, сделают его несамостоятельным в решении важных жизненных вопросов, ограничение деятельности ребенка будет нести удушающий эффект, ведь замкнутое пространство сродни нехватке воздуха, что не позволяет свободно жить и развиваться. Но и воспитании ребенка на принципе предоставления ему полной и неограниченной свободы, философ видит ряд негативных особенностей: такое воспитание, считает он, не принесет никакой пользы, потому что ребенок, в силу своего возраста и неопытности, не может всецело и ясно понимать окружающий его мир. Поэтому в воспитании необходимо придерживаться «золотой середины», чтобы ни в коем случае не навредить.

Ж.Ж. Руссо предлагал не ограждать ребенка от свободы творческого мышления и дать ребенку как можно больше пространства для поиска и открытия нового и неизведанного: «Дух этих правил состоит в том, чтобы предоставлять детям больше настоящей свободы и поменьше власти, предоставлять им побольше действовать самим и поменьше требовать действий от других. Таким образом, приучаясь с ранних пор ограничивать свои желания, сообразно своим силам, они не будут ощущать лишения в том, что находится вне их власти<…>Ребенок, члены которого свободны, будет неминуемо меньше плакать, чем ребенок, затянутый свивальниками.»[4]. Таким образом, можно сделать вывод, что в произведении Ж.Ж. Руссо были сформированы основные положения теории свободного воспитания, обогатившие педагогическую мысль Нового времени.

Несмотря на позднее становление отечественной педагогики как науки, связанной с особенностью исторического пути развития нашей страны, теория свободного воспитания и обучения, нашла особый отклик в трудах отечественных педагогов.

В своем произведении «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский большое внимание уделяет вопросу о воспитании и обучении детей. По его мнению, свобода воображения, творчества, мысли и слова не только не испортят ребенка, но научат его самостоятельности, сформируют в них творческое и созидательное начало: «Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами единственными и обязательными для всех<…>Учителям начальных классов я советовал: учите детей законам пропорции, перспективы, соразмерности - все это хорошо, но в то же время дайте простор и для детской фантазии, не ломайте детский язык сказочного видения мира»[3]. Таким образом, можно резюмировать, что Сухомлинский трактует идею свободного воспитания как деятельность взрослого по включению ребенка в творчество и созидание, а не предоставления ребенку всецелой свободы и независимости от взрослого.

Особый вклад в развитие теории свободного воспитания и обучения внес педагог и теоретик К.Н. Вентцель, идея свободы в воспитательном процессе детей стала ключевой в ряде его научных работ.  Интерпретируя понятие «воспитание», Вентцель подчеркивал, что формирование личности должно исходить от желания и мотивации самого ребенка [6]. Так, в понимании К.Н. Вентцеля, воспитывать – значит способствовать формированию навыков саморазвития и самообучения ребенка на основе его внутренних качеств. Автор «Освобождения ребенка» утверждает, что, чтобы понять желания и потребности ребенка, необходимо наблюдать за его действиями, ведь именно в его активной деятельности проявляется личность ребенка [5].

К.Н. Вентцель видел положительное влияние теории свободного воспитания не только на отдельно взятую личность, но и на общество в целом: «Это есть общественность самобытных индивидуальных личностей<…>принимает форму свободной творческой солидарности с ее бесконечным многообразием, свободной инициативой и своеобразной творческой напряженной работой каждой индивидуальной личности, входящей в состав данного общественного коллектива<…>Нигде общественное начало не признается в большем размере, как именно в теории свободного воспитания»[6]. Только объединение творческих личностей, по его мнению, является условием продуктивности и гармоничности человеческого общества.

Особого внимания заслуживает реализация теории свободного воспитания и обучения на практике. Так, в мировой образовательной системе существует множество школ, где в рамках образовательного процесса реализуются идеи предоставления свободы и самовыражения обучающимся. А.А. Валеев в своем исследовании, освящает работу нескольких учебных заведений подобной направленности, например, таких школ как «Тамарики» (Новая Зеландия), «Песта» (Эквадор), «Мирамбика» (Индия), «Саммерхилл» (Англия) [1].

В современной России так же идет тенденция к свободному воспитанию и обучению. Свобода в обучении обусловлена, по большей части, внедрением компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов, а также развитием дистанционного образования. Существенно изменилось восприятия ученика, теперь на смену «субъект-объектной» позиции, приходит личностно - ориентированное образование, в условиях которого ученик совместно с учителем являются создателями педагогической действительности. Образовательная система стремится к объединению самых эффективных, существующих на практике в данный момент инструментов и алгоритмов обучения, с цель развития технологий самообучения ребенка, которые смогут обеспечить развитие личности в основных социально обусловленных сферах: социализация, индивидуализация, духовность и самореализация.

Таким образом, можно сделать вывод, что теория свободного воспитания и обучения нашла отражение в работах известных педагогов и философов, модернизация процессов воспитания и обучения, согласно положениям данной теории, является одним из важнейших направлений деятельности в области образования. Свобода в процессе воспитания и обучения необходима ребенку для того, чтобы он самостоятельно, но при необходимости вместе со взрослыми исследовал окружающий его мир и определял свое место в нем, учился адаптироваться в современном обществе, развивал свои способности и личностные качества. Свобода творческого и созидательного мышления создает благоприятные условия для формирования успешной и уверенной в себе личности.

 

Список литературы:
1. Валеев А.А. Свободное воспитание: многообразие практической реализации концепции [Электронный ресурс]. // Cyberleninka: сайт. -  URL: https://cyberleninka.ru/article/v/svobodnoe-vospitanie-mnogoobrazie-realizatsii-kontseptsii (дата обращения: 02.11.2019)
2. Вентцель К.Н. Освобождение ребенка [Электронный ресурс]. // Научная педагогическая электронная библиотека: сайт. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ventsel_osvobozhdenie-rebenka_1923/go,6;fs,1/ (дата обращения: 02.11.2019)
3. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад [Электронный ресурс]. // Научная педагогическая электронная библиотека: сайт. - URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ventsel_teoriya-svobodnogo-vospitaniya_1923/go,12;fs,1/ (дата обращения: 02.11.2019)
4. Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании [Электронный ресурс]. //  Libfox: сайт. - URL: https://www.libfox.ru/642203-zhan-zhak-russo-emil-ili-o-vospitanii.html (дата обращения: 01.11.2019)
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Электронный ресурс]. // Libfox: сайт. - URL: https://www.libfox.ru/54797-v-suhomlinskiy-serdtse-otdayu-detyam.html (дата обращения: 02.11.2019)