Теория свободного обучения и воспитания в современной образовательной системе
Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Теория свободного обучения и воспитания в современной образовательной системе
Глобальная модернизация образовательной системы, ее стремление к постоянному обновлению и совершенствованию, в первую очередь обусловлена обновлением педагогической науки и практики, появлением в ней новых концепций, теорий и направлений. Однако, необходимо отметить, что ключевые теории, позволившие сформироваться педагогике как научной отрасли знания, тоже не остаются неизменными. Концепции и теории именитых философов и педагогов, таких как А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка находят свое отражение в современных тенденциях и трендах в области организации образования и воспитания. Одной из таких теорий является теория свободного воспитания и обучения, актуальность данной теории заключается в том, что ее принципы и моральная составляющая до сих пор является предметом споров и дискуссий.
Главным и первым идеологом теории свободного воспитания был философ и писатель эпохи Просвещения Ж.Ж. Руссо, который в своем труде «Эмиль или о воспитании», сформулировал ключевые идеи педагогической мысли той исторической эпохи: идеи естественного и свободного воспитания. Согласно его мнению, человеческая жизнь непрерывно связана с внешними факторами, которые, в свою очередь, активно на нее влияют, свобода человека ограничена вездесущим надзором и рабским подчинением: «Вся наша житейская мудрость заключается в раболепных предрассудках; все наши обычаи не что иное, как повиновение, стеснение и насилование. Человек родится, живет и умирает в рабстве: при рождении его затягивают свивальниками; после смерти заколачивают в гроб; до тех пор, пока он сохраняет человеческий образ, он скован нашими учреждениями» [4]. Основной причиной такого положения вещей философ видит в неправильном воспитании детей, ведь именно процесс воспитания отвечает за формирование личностной карты мира ребенка, формирует его мировоззрение, а также закладывает стереотипы поведения в определенных ситуациях, которые ребенок, став взрослым, будет использовать на протяжении всей жизни.
Отдельного внимания заслуживает вопрос, посвященный гиперопеки и гипоопеке, затронутый автором в своем труде. Постоянный надзор за ребенком, по мнению Ж.Ж. Руссо, сделают его несамостоятельным в решении важных жизненных вопросов, ограничение деятельности ребенка будет нести удушающий эффект, ведь замкнутое пространство сродни нехватке воздуха, что не позволяет свободно жить и развиваться. Но и воспитании ребенка на принципе предоставления ему полной и неограниченной свободы, философ видит ряд негативных особенностей: такое воспитание, считает он, не принесет никакой пользы, потому что ребенок, в силу своего возраста и неопытности, не может всецело и ясно понимать окружающий его мир. Поэтому в воспитании необходимо придерживаться «золотой середины», чтобы ни в коем случае не навредить.
Ж.Ж. Руссо предлагал не ограждать ребенка от свободы творческого мышления и дать ребенку как можно больше пространства для поиска и открытия нового и неизведанного: «Дух этих правил состоит в том, чтобы предоставлять детям больше настоящей свободы и поменьше власти, предоставлять им побольше действовать самим и поменьше требовать действий от других. Таким образом, приучаясь с ранних пор ограничивать свои желания, сообразно своим силам, они не будут ощущать лишения в том, что находится вне их власти<…>Ребенок, члены которого свободны, будет неминуемо меньше плакать, чем ребенок, затянутый свивальниками.»[4]. Таким образом, можно сделать вывод, что в произведении Ж.Ж. Руссо были сформированы основные положения теории свободного воспитания, обогатившие педагогическую мысль Нового времени.
Несмотря на позднее становление отечественной педагогики как науки, связанной с особенностью исторического пути развития нашей страны, теория свободного воспитания и обучения, нашла особый отклик в трудах отечественных педагогов.
В своем произведении «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский большое внимание уделяет вопросу о воспитании и обучении детей. По его мнению, свобода воображения, творчества, мысли и слова не только не испортят ребенка, но научат его самостоятельности, сформируют в них творческое и созидательное начало: «Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами единственными и обязательными для всех<…>Учителям начальных классов я советовал: учите детей законам пропорции, перспективы, соразмерности - все это хорошо, но в то же время дайте простор и для детской фантазии, не ломайте детский язык сказочного видения мира»[3]. Таким образом, можно резюмировать, что Сухомлинский трактует идею свободного воспитания как деятельность взрослого по включению ребенка в творчество и созидание, а не предоставления ребенку всецелой свободы и независимости от взрослого.
Особый вклад в развитие теории свободного воспитания и обучения внес педагог и теоретик К.Н. Вентцель, идея свободы в воспитательном процессе детей стала ключевой в ряде его научных работ. Интерпретируя понятие «воспитание», Вентцель подчеркивал, что формирование личности должно исходить от желания и мотивации самого ребенка [6]. Так, в понимании К.Н. Вентцеля, воспитывать – значит способствовать формированию навыков саморазвития и самообучения ребенка на основе его внутренних качеств. Автор «Освобождения ребенка» утверждает, что, чтобы понять желания и потребности ребенка, необходимо наблюдать за его действиями, ведь именно в его активной деятельности проявляется личность ребенка [5].
К.Н. Вентцель видел положительное влияние теории свободного воспитания не только на отдельно взятую личность, но и на общество в целом: «Это есть общественность самобытных индивидуальных личностей<…>принимает форму свободной творческой солидарности с ее бесконечным многообразием, свободной инициативой и своеобразной творческой напряженной работой каждой индивидуальной личности, входящей в состав данного общественного коллектива<…>Нигде общественное начало не признается в большем размере, как именно в теории свободного воспитания»[6]. Только объединение творческих личностей, по его мнению, является условием продуктивности и гармоничности человеческого общества.
Особого внимания заслуживает реализация теории свободного воспитания и обучения на практике. Так, в мировой образовательной системе существует множество школ, где в рамках образовательного процесса реализуются идеи предоставления свободы и самовыражения обучающимся. А.А. Валеев в своем исследовании, освящает работу нескольких учебных заведений подобной направленности, например, таких школ как «Тамарики» (Новая Зеландия), «Песта» (Эквадор), «Мирамбика» (Индия), «Саммерхилл» (Англия) [1].
В современной России так же идет тенденция к свободному воспитанию и обучению. Свобода в обучении обусловлена, по большей части, внедрением компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов, а также развитием дистанционного образования. Существенно изменилось восприятия ученика, теперь на смену «субъект-объектной» позиции, приходит личностно - ориентированное образование, в условиях которого ученик совместно с учителем являются создателями педагогической действительности. Образовательная система стремится к объединению самых эффективных, существующих на практике в данный момент инструментов и алгоритмов обучения, с цель развития технологий самообучения ребенка, которые смогут обеспечить развитие личности в основных социально обусловленных сферах: социализация, индивидуализация, духовность и самореализация.
Таким образом, можно сделать вывод, что теория свободного воспитания и обучения нашла отражение в работах известных педагогов и философов, модернизация процессов воспитания и обучения, согласно положениям данной теории, является одним из важнейших направлений деятельности в области образования. Свобода в процессе воспитания и обучения необходима ребенку для того, чтобы он самостоятельно, но при необходимости вместе со взрослыми исследовал окружающий его мир и определял свое место в нем, учился адаптироваться в современном обществе, развивал свои способности и личностные качества. Свобода творческого и созидательного мышления создает благоприятные условия для формирования успешной и уверенной в себе личности.