Статья:

Инновационные методы обучения на уроках истории

Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кихтенко А.Е. Инновационные методы обучения на уроках истории // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(71). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(71).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Инновационные методы обучения на уроках истории

Кихтенко Анастасия Евгеньевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Геворгян Гаяне Аршалуйсовна
научный руководитель, кан. ист. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

В 1960-х годах в методике преподавания начались поиски новых методов обучения, помогающих активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Показателями такой активности должны были стать постоянный интерес к получению знаний и самостоятельность в осуществлении разнообразных учебных действий. Такие методы все-таки были созданы, и получили название активных или инновационных методов [1, С. 37].

От традиционных методов они отличаются тем, что заставляют учащегося творчески подходить к решению задач; все время находиться в поиске новой, дополнительной информации; подталкивают ученика на самостоятельное получение знаний.

Среди основных задач можно выделить такие как:

  • формирование навыков продуктивного общения;
  • развитие умений четко формулировать свои мысли и правильно аргументировать свою точку зрения;
  • освоение и развитие способности к анализу проблемы, а также выявлении причинно-следственных связей;
  • развитие познавательной и волевой сферы у обучающегося.

Но нельзя противопоставлять друг другу традиционные и инновационные методы, потому что для успешного освоения знаний, они должны применяться комплексно. Как правило, инновационные методы могут применяться тогда, когда учащиеся уже владеют необходимыми знаниями, полученными традиционными методами. А также инновационные методы обучения предполагают изменение роли учителя. Теперь он выступает в качестве партнера-консультанта при получении информации.

В целом инновационные методы обучения подразделяются на имитационные и неимитационные [2, С. 89]. Первые предполагают моделирование реальной жизненной ситуации в процесс обучения. Это помогает ученикам видеть перспективы своего жизненного пути, развивает их индивидуальные способности ускоряет процесс социализации.  В свою очередь, имитационные методы делятся на игровые (ролевые и деловые игры, игровое проектирование) и неигровые (анализ ситуаций, тренинг).

Проведение игры на уроках истории помогает обучающимся в упрощенной форме имитировать проблемные ситуации, в том числе и конфликтные. Эмоциональная включенность в игру способствует вовлечению всех участников в процесс общения, тренирует их способности к быстрому реагированию на изменяющиеся обстоятельства. Однако в силу ограниченности времени чаще всего используются отдельные игровые ситуации, носящие фрагментарный характер. Поэтому обычно применяются несколько видов игр:

  • организационно-деятельностные игры, предусматривающие решение проблемных ситуаций всем коллективом, но при это учитывая мнение каждого;
  • ролевые игры, в которых при решении задач или проблем, распределяются роли между участниками;
  • деловые игры, имитирующие содержание реальной профессиональной, социальной, политической деятельности;
  • дидактические (учебные) игры, которые задаются при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения учащихся к игровой деятельности. При этом учебная деятельность подчиняется правилам игры; материал урока используется в качестве игрового средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Также существует такой метод обучения, как игровое проектирование. Его суть заключается в переходе от теоретической части к практической, посредством учебного проекта. В свою очередь, учебный проект представляет собой не жестко сформулированное задание, а дает учащимся возможность проявить себя в самостоятельной либо групповой творческой деятельности. Игровые проекты подразделяются на:

-исследовательские- проекты, которые полностью подчинены правилам исследования и имеют подобную ему структуру;

-творческие- проекты, не имеющие четких структурных рамок, обусловленные интересом участников. В них только оформление результатов требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, статьи, репортажа, программы праздника и т.д.;

-ролевые- проекты, в которых структура также выражена не четко, а участники играют определенные роли, обусловленные содержанием проекта, например, литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.

-прикладные- проекты, в которых результат деятельности обозначается сразу. По итогу, на основании результатов исследования, должен получиться определенный документ, проект закона, либо словарь или же, например, аргументированное объяснение какого-то явления.

-ознакомительно-ориентировочные (информационные)- проекты, в которых предполагается ознакомление учащихся с определенной информацией, ее анализом, обобщением фактов и подведением результатов.

Существуют и неигровые методы обучения истории. К ним относится метод анализа конкретных ситуаций. Его смысл заключается в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий. Этот метод развивает аналитическое мышление среди учащихся, а системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, принимать коллективные решения и устранять конфликты.

К неимитационным методам обучения относятся проблемные семинары, тематические дискуссии, проблемные лекции, круглые столы, эвристические методы. Среди последних, в свою очередь, выявляются такие методы обучения, как «мозговая атака», синектика, эвристические вопросы, микрооткрытия, многомерные матрицы и др.

Метод «мозговой атаки» позволяет стимулировать творческую активность учащихся [3, С. 135]. Достоинство метода состоит в том, что он предполагает равенство всех членов группы при обсуждении и коллективного поиска оригинальных решений. Метод «мозговой атаки» позволяет преодолеть обыденное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. А доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение.

Метод синектики- создает особые условия, инициирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций, способствует развитию умения абстрагироваться и мыслить интуитивно.

Метод эвристических вопросов, или метод ключевых вопросов, применяется в условиях проблемной ситуации с целью накопления дополнительной информации для систематизации уже имеющейся информации. Эвристические вопросы стимулируют процесс выработки новых стратегий и тактик решения творческой задачи.

Метод микрооткрытий основывается на эвристической беседе. То есть учащимся задают ряд взаимосвязанных вопросов, начиная от простых, заканчивая сложными. И для того чтобы правильно ответить на трудный вопрос, ученик должен мобилизовать весь свой творческий потенциал. В конечном счете, при использовании этого метода, новое знание формируется с помощью маленьких открытий, сделанных самим учеником. В методе микрооткрытий могут сочетаться все элементы неимитационных методов («мозговой атаки», коллективного обсуждения, синектики и др.) [4, С. 97].

Метод многомерных матриц- это метод анализа, который направлен на решение проблем, имеющих несколько известных элементов и нуждающихся в поиске еще неизвестных новых элементов.

Таким образом, можем сделать вывод, что применение инновационных технологий, безусловно, необходимо на уроках истории. При этом в процессе обучения должны учитываться возраст, имеющиеся знания, способности и желание у учащихся обучаться чему-то новому. А учитель должен уметь заранее предвидеть всевозможные трудности и разрешать их, контолируя при этом педагогический процесс.

 

Список литературы:
1. Генике Е.А. Активные методы обучения: новый подход. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. — 176 с.
2. Мымбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать. Алматы: Крыша. 2007. - 283 с.
3. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, Спб.: Питер, 2015. 243 С.
4. Сластенин В. А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.:«Академия», 2000. – 336 с.