Инновационные методы обучения на уроках истории
Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Инновационные методы обучения на уроках истории
В 1960-х годах в методике преподавания начались поиски новых методов обучения, помогающих активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Показателями такой активности должны были стать постоянный интерес к получению знаний и самостоятельность в осуществлении разнообразных учебных действий. Такие методы все-таки были созданы, и получили название активных или инновационных методов [1, С. 37].
От традиционных методов они отличаются тем, что заставляют учащегося творчески подходить к решению задач; все время находиться в поиске новой, дополнительной информации; подталкивают ученика на самостоятельное получение знаний.
Среди основных задач можно выделить такие как:
- формирование навыков продуктивного общения;
- развитие умений четко формулировать свои мысли и правильно аргументировать свою точку зрения;
- освоение и развитие способности к анализу проблемы, а также выявлении причинно-следственных связей;
- развитие познавательной и волевой сферы у обучающегося.
Но нельзя противопоставлять друг другу традиционные и инновационные методы, потому что для успешного освоения знаний, они должны применяться комплексно. Как правило, инновационные методы могут применяться тогда, когда учащиеся уже владеют необходимыми знаниями, полученными традиционными методами. А также инновационные методы обучения предполагают изменение роли учителя. Теперь он выступает в качестве партнера-консультанта при получении информации.
В целом инновационные методы обучения подразделяются на имитационные и неимитационные [2, С. 89]. Первые предполагают моделирование реальной жизненной ситуации в процесс обучения. Это помогает ученикам видеть перспективы своего жизненного пути, развивает их индивидуальные способности ускоряет процесс социализации. В свою очередь, имитационные методы делятся на игровые (ролевые и деловые игры, игровое проектирование) и неигровые (анализ ситуаций, тренинг).
Проведение игры на уроках истории помогает обучающимся в упрощенной форме имитировать проблемные ситуации, в том числе и конфликтные. Эмоциональная включенность в игру способствует вовлечению всех участников в процесс общения, тренирует их способности к быстрому реагированию на изменяющиеся обстоятельства. Однако в силу ограниченности времени чаще всего используются отдельные игровые ситуации, носящие фрагментарный характер. Поэтому обычно применяются несколько видов игр:
- организационно-деятельностные игры, предусматривающие решение проблемных ситуаций всем коллективом, но при это учитывая мнение каждого;
- ролевые игры, в которых при решении задач или проблем, распределяются роли между участниками;
- деловые игры, имитирующие содержание реальной профессиональной, социальной, политической деятельности;
- дидактические (учебные) игры, которые задаются при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения учащихся к игровой деятельности. При этом учебная деятельность подчиняется правилам игры; материал урока используется в качестве игрового средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Также существует такой метод обучения, как игровое проектирование. Его суть заключается в переходе от теоретической части к практической, посредством учебного проекта. В свою очередь, учебный проект представляет собой не жестко сформулированное задание, а дает учащимся возможность проявить себя в самостоятельной либо групповой творческой деятельности. Игровые проекты подразделяются на:
-исследовательские- проекты, которые полностью подчинены правилам исследования и имеют подобную ему структуру;
-творческие- проекты, не имеющие четких структурных рамок, обусловленные интересом участников. В них только оформление результатов требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, статьи, репортажа, программы праздника и т.д.;
-ролевые- проекты, в которых структура также выражена не четко, а участники играют определенные роли, обусловленные содержанием проекта, например, литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
-прикладные- проекты, в которых результат деятельности обозначается сразу. По итогу, на основании результатов исследования, должен получиться определенный документ, проект закона, либо словарь или же, например, аргументированное объяснение какого-то явления.
-ознакомительно-ориентировочные (информационные)- проекты, в которых предполагается ознакомление учащихся с определенной информацией, ее анализом, обобщением фактов и подведением результатов.
Существуют и неигровые методы обучения истории. К ним относится метод анализа конкретных ситуаций. Его смысл заключается в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий. Этот метод развивает аналитическое мышление среди учащихся, а системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, принимать коллективные решения и устранять конфликты.
К неимитационным методам обучения относятся проблемные семинары, тематические дискуссии, проблемные лекции, круглые столы, эвристические методы. Среди последних, в свою очередь, выявляются такие методы обучения, как «мозговая атака», синектика, эвристические вопросы, микрооткрытия, многомерные матрицы и др.
Метод «мозговой атаки» позволяет стимулировать творческую активность учащихся [3, С. 135]. Достоинство метода состоит в том, что он предполагает равенство всех членов группы при обсуждении и коллективного поиска оригинальных решений. Метод «мозговой атаки» позволяет преодолеть обыденное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. А доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение.
Метод синектики- создает особые условия, инициирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций, способствует развитию умения абстрагироваться и мыслить интуитивно.
Метод эвристических вопросов, или метод ключевых вопросов, применяется в условиях проблемной ситуации с целью накопления дополнительной информации для систематизации уже имеющейся информации. Эвристические вопросы стимулируют процесс выработки новых стратегий и тактик решения творческой задачи.
Метод микрооткрытий основывается на эвристической беседе. То есть учащимся задают ряд взаимосвязанных вопросов, начиная от простых, заканчивая сложными. И для того чтобы правильно ответить на трудный вопрос, ученик должен мобилизовать весь свой творческий потенциал. В конечном счете, при использовании этого метода, новое знание формируется с помощью маленьких открытий, сделанных самим учеником. В методе микрооткрытий могут сочетаться все элементы неимитационных методов («мозговой атаки», коллективного обсуждения, синектики и др.) [4, С. 97].
Метод многомерных матриц- это метод анализа, который направлен на решение проблем, имеющих несколько известных элементов и нуждающихся в поиске еще неизвестных новых элементов.
Таким образом, можем сделать вывод, что применение инновационных технологий, безусловно, необходимо на уроках истории. При этом в процессе обучения должны учитываться возраст, имеющиеся знания, способности и желание у учащихся обучаться чему-то новому. А учитель должен уметь заранее предвидеть всевозможные трудности и разрешать их, контолируя при этом педагогический процесс.