Статья:

Формирование текстовой компетенции у учащихся с недоразвитием речи на уроках литературы

Конференция: XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Мамедова С.В. Формирование текстовой компетенции у учащихся с недоразвитием речи на уроках литературы // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(47).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование текстовой компетенции у учащихся с недоразвитием речи на уроках литературы

Мамедова Севиль Валяддиновна
студент, ГБОУ ВО СГПИ, РФ, г. Буденновск
Фомина Анжела Рашидовна
научный руководитель, старший преподаватель ГБОУ ВО СГПИ, РФ, г. Буденновск

 

Понятие «текстовая компетенция» объединяет в себе ряд текстовых умений учащихся: правильное, осознанное чтение текста; определение основной мысли текста и ее динамического развития; выделение изобразительно-выразительных средств; лингвистический анализ текста; ориентировка в композиции текста и др.

Программа литературного образования школьников нацелена на: привитие навыков устной и письменной речи, текстовых знаний, умений и навыков, углубление и расширение филологического, исторического, житейского опыта детей, развитие логических процессов сознания [5].

В школьной практике при работе с художественным произведением применяется лингвистический анализ текста, который обеспечивает правильное понимание, способствует восприятию произведения во всей системе изобразительных средств, раскрытию его идейного содержания.

Традиционно процесс работы над художественным произведением включает в себя первичное усвоение содержательной информации, анализ содержания текста в единстве с его художественными особенностями –выяснение фактуальной информации, композиции произведения, мотивов поведения действующих лиц, идейной направленности [4]. Правильное понимание текста достигается за счет выяснения мотивов действующих лиц, оценки фактов и событий.

Вопрос о значении анализа образов художественного произведения в системе преподавания литературы детям с ОНР является актуальным.

В специальной коррекционной школе уроки литературы предусматривают, помимо формирования навыков чтения и решения общеобразовательных и воспитательных задач, использование чтения как коррекционного средства развития речи.

На уроках литературы предусматривается систематическая работа над текстом, которая организуется совместно со словарной работой. Учащиеся должны читать тексты сознательно, выражая отношение к прочитанному, определять свое отношение к событиям и поступкам героев, фактам. Работа с текстовым материалом ведется на уроках литературы, русского языка, развития речи.

Исследования выявили специфическое состояние неречевых психических процессов у детей с общим недоразвитием речи, что проявляется в особенностях словесно-логического мышления, слухо-речевой памяти, внимания и подтверждают необходимость поиска эффективных путей оптимизации данных процессов.

О несформированности у учащихся с речевой патологией двух видов операций речепорождения, обеспечивающих организацию содержательной стороны высказывания и его языкового оформления, пишет  К. Воробьева [3]. Особое внимание автора обращено к причинам несформированности связной речи детей с системным недоразвитием речи. Недостаточность операций, осуществляющих смысловую организацию текста и его лексико-синтаксическое оформление ведут к трудностям репродукции текстового сообщения детьми названной категории. В качестве основных причин недостатков составления связного рассказа с опорой на заданную программу исследователь выделяет недостаточность операций, осуществляющих смысловое программирование речевого высказывания и операций, обеспечивающих перевод смысловой программы в высказывание, построенное по принципам цельности и связности. Трудности смыслового восприятия речевого сообщения и недостатки создания образа ситуации приводят к ошибкам при создании замысла связного сообщения у детей с системным недоразвитием речи.

Нарушения понимания речевого сообщения учащимися с недоразвитием речи могут быть обусловлены спецификой функционирования речемыслительного механизма. В частности, нарушением операций восприятия словесной информации, трудностями актуализации содержания речевого сообщения, недостатками осмысления связей внутри речевого целого.

На основе анализа специальной литературы была составлена таблица особенностей становления текстовой компетенции у детей с ОНР.

Таблица 1.

Некоторые трудности и ошибки при формировании текстовой компетенции у учащихся с ОНР

Автор

Область текстовой компетенции

Трудности

Ошибки. Возможности коррекции.

Алмазова А.А. [1]

Передача свойств текста

Недостаток связности и цельности, трудности при использовании языковых средств. Трудности установления и актуализации причинно-следственных отношений в высказывании.

  • Чрезмерное сужение или расширение объема высказывания и отдельных микротем,
  • пропуски, искажения фактов,
  • нарушение логики и последовательности изложения,
  • стереотипность синтаксических конструкций.

Е.А. Чаладзе [7]

Особенности текстообразования детей с экспрессивной алалией

Нарушение текстообразования обусловлено комплексом языковых нарушений: синтаксических, лексических, морфологических.

Синтаксические нарушения.

В.В. Строганова

[6]

Особенности понимания текста

Трудности синтеза текстовой информации в смысловое целое. Недостаточность динамической организации речевых процессов.

Непонимание текстовой информации.

Необходимы упражнения по смысловой переработке текста, поэтапный переход от усвоения элементов текста к усвоению структурно-семантического текстового целого. Использование комплексов заданий и упражнений программированного характера.

Л.Б. Халилова, O.A. Безрукова [3].

 

Особенности текстовых сообщений

Специфичность психолингвистических операций трансформации, языковой комбинаторики и интерпретации, участвующих в процессах кодирования и декодирования текстового сообщения.

Нарушения структурно-семантической организации текста

 

У детей с недоразвитием речи различны уровни развития языковой компетенции, не сформированы предпосылки, необходимые для овладения языковой компетенцией. Для младших школьников характерны неполнота и нерасчлененность образа первичного текста, фрагментарность его понимания (низкий уровень анализа содержательной структуры текста); нарушение иерархизации содержательных элементов (пропуски, замены, искажения, перестановки текстовых фрагментов содержания, затруднения в выделении главного и второстепенного), нарушение поверхностных и глубинных связей (ошибки в употреблении языковых и внеязыковых средств связности); нарушение языкового оформления высказывания.

Дети с общим недоразвитием речи искажают смысловую структуру сравнительных оборотов, олицетворений и фразиологизмов, выделяют несущественные признаки объекта, по которым происходит сравнение. Дети названной категории испытывают значительные трудности в понимании скрытого смысла образных выражений. Поэтому важной задачей становится формирование и развитие образных средств языка [2].

Изучив особенности смысловой обработки текста младшими школьниками с нарушениями речи при чтении,  Г.В. Бабина приходит к выводу, что у детей с нарушениями речи трудности смысловой обработки текста при чтении связаны с недостаточностью информационно-поисковых умений; снижением возможности функционально-смысловой обработки текста на основе антиципаций; трудностями логико-синтаксического и семантического текстового ориентирования [4].

Понимание художественного произведения в целом зависит от степени восприятия и понимания литературного персонажа. Восприятие литературных героев учащимися характеризуется неполнотой, неточностью, искажениями, наличием привнесений. Использование слов-названий личностных черт характера человека, использование приемов словесного рисования, чтения по ролям на уроках русского языка и чтения, усиление интереса к нравственному облику героев на подготовительном этапе может повысить эффективность работы по анализу характеров литературных персонажей.

Таким образом, исследования разных авторов свидетельствуют о нарушениях технической и смысловой сторон чтения у школьников с нарушениями речи, что обусловлено нарушением речевой деятельности и когнитивных механизмов.

Таким образом, о состоянии текстовой компетенции (при чтении) можно судить по ряду ее показателей: отбор информативных единиц текста; восстановление логической последовательности смысловых отрезков; поиск, выбор и объединение фактов; выделение доминантного смысла; поиск, выявление и синтезирование информации; извлечение авторской позиции; формирование оценочного суждения; включение в текст и использование текстообразующих языковых единиц; вычленение языковых единиц, отражающих характеристики текста и формирующих его художественное своеобразие. Несформированность показателей текстовой компетенции свидетельствует об особенностях функционирования внутренних когнитивных механизмов и операций у детей с ОНР.

 

Список литературы:
1. Алмазова, A.A. Обучение построению письменного текста учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: дисс.... канд. пед. наук/A.A. Алмазов. – М., 1998.–199 с. 
2. Бабина, Г.В. Методика и материалы исследования сравнительных оборотов в речи дошкольников [Текст] /Г.В.Бабина, Е.В. Белобородова // Коррекционная педагогика: проблемы теории и практики. Научно– методический трактат с международным участием. СПб: РГГТУ им. А.И. Герцена. 2007. – с. 117–124. 
3. Безрукова, O.A. Нарушения структурно–семантической организации текста и пути их преодоления у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / O.A. Безрукова. – М., 2003.– 202 с. 
4. Васильева, Г.Н. Оптимизация процесса обучения чтению младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / Г.Н. Васильева. – М., 2004. – 147 с. 
5. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Подготовительный, 1–5 классы I отделение. –М.: Просвещение, 1997. – 160 с. 
6. Строганова, В.В. Формирование навыков понимания текста у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук/В.В. Строганова. – М., 1998. – 209 с. 65
7. Чаладзе, Е.А. Формирование текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией в процессе логопедической работы [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / Е.А. Чаладзе – Самара, 2001.– 172 с.