Статья:

Использование исторических сведений на уроках математики в начальной школе

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Уманская А.А. Использование исторических сведений на уроках математики в начальной школе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(40).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование исторических сведений на уроках математики в начальной школе

Уманская Анна Александровна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
научный руководитель, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

На сегодняшний день, по мнению российских ученых, первоочередная задача любого педагога заключается в развитии мышления ребенка, в повышении коэффициента его полезного действия, то есть в применении на практике тех богатейших возможностей, которые уже заложены в человеке от рождения, но он об этом даже и не догадывается. Таким образом, сейчас остро встал вопрос о создании общепринятых систем, помогающих ребенку активизировать данные ему умения.

Стоит отметить, что проблема активизации познавательной деятельности среди детей в возрасте 6-10 лет – это одна из самых актуальных и острых в области педагогики в начальной школе. Это происходит за счет того, что в этом возрасте у ребенка меняется ведущая деятельность, и теперь она представляет собой не игровую, а учебную. Для этого необходимо активное включение детей в процесс обучения. Иными словами, если детям преподносить сухой материал, они его просто не поймут, или им будет скучно сразу после первого урока. Чтобы этого не допустить, необходимо у ребенка вырабатывать познавательный интерес путем введения в образовательный процесс новых элементов познания.

Математика – это абстрактная наука, которую начинают изучать дети уже с начальной школы. Она имеет более тесную связь с ребенком, в отличии от, например, обществознания. Иными словами, математика отличается своей точностью выполнения заданий, выявлению общих закономерностей и применений их на практике. Многие считают математику – трудным предметом, который тяжело поддается детскому восприятию. Так как в силу возраста и психофизиологических особенностей школьников начальных классов ведущим приемом активизации познавательной деятельности считается осуществление межпредметных связей. Как говорил М. Горький: «не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» [5, с.78].

Вовлечение исторических сведений в образовательный процесс положительно влияет на учащихся младших классов. Они воспринимают математический мир иными глазами, начинают понимать, что математика - это не «сухая» наука, а интересная и познавательная, которой еще в далекие времена заинтересовались еще наши предки.

Надо помнить, что история – это архив начала всех наук, в том числе, и такой точной науки, как математика. История придает математике гуманитарное содержание, а математика истории – логичность.

История математики тесно связана с историей человечества. Как люди измеряли длину, считали, взвешивали? Как составляли календари? Как записывали числа, цифры? На эти и еще тысячи вопросов способна ответить лишь ее величество –  история. Ведь не понимая прошлого, будет трудно понять настоящее.

Над учителем стоит важная задача – грамотно вводить в урок математики исторические нотки, которые бы заинтересовали, учеников младшего школьного возраста и вызвали неподдельное удивление и восхищение об этой науке. Но не все учебники оснащены историческими сносками к тому или иному уроку, поэтому учителям необходимо самостоятельно подбирать соответствующую литературу для подачи исторического материала, (например, А.С. Пчелко «Арифметика, 1 класс»; И.В. Казаринов «Вся математика за 1-5 класс просто и доходчиво».)

Очень хорошо, когда педагог владеет историей математики и грамотно ее вносит в соответствующую тему урока. С внедрением такого материала уроки получаются более насыщенными по содержанию, познавательными и  интересными.[2, с. 111].

Большой запас исторических знаний учителя математики младших классов, позволяет осуществить огромный вклад в сознание детей. Только в совокупности желания учителя дать дополнительную историческую информацию и желания ученика получить знания, можно добиться больших успехов в обучении и воспитании поколения.

Многие российские ученые советуют применять на практике внедрение в уроки математики информацию о появлении данной науки. Следовательно, методисты в введении истории в обучение точной науки видят такие цели, как:

– проектирование общей картины мира;

– увеличение заинтересованности к познанию предмета;

– синтез трудовой деятельности и абстрактной работы мозга;

– слияние точной и общепринятой культуры человека.

Если все это объединить, то получится совокупность математики и общепринятой культуры человека, что приводит к приближению точной науки к реальной жизни, а это, в свою очередь, увеличивает интерес детей в возрасте 6-10 лет к данному предмету.

Развитие познавательных способностей у школьников именно младших классов дает большой вклад в их жизнь. Именно начальная школа закладывает любовь к науке и стремление к получению знаний. Если все это будет находиться в гармоничном балансе, то на выходе мы получим грамотное современное поколение [1, с. 67].

Так как же знакомить с историей математики на уроках  обучающихся младших классов?

История не малых открытий в математике связана с легендами, мифами, тайнами и вызывает не поддельный интерес у детей. В свое время древнегреческий философ Пифагор  Самосский изображал цифры в виде разных фигур. Поэтому первоклассникам будет очень занятно и интересно самим потренироваться в написании цифр, что позволит им окунуться в век Пифагора [4, с. 92]. Немалый интерес вызовет и рассказ о приборах для счета, о древнейших русских мерах длины, а также для решения старинных задач. Решая такие задачи, обучающиеся узнают исторические термины, названия мер длинны, веса и расстояния, тем самым получают знания сразу двух наук.

Но так как время урока ограничено, а дети в 1-2 классе не способны воспринимать много информации,  предлагается устраивать «5 минутки», т.е. небольшое отступление в историю, согласно теме урока. Постепенно, когда ученик будет готов принять еще больше информации, увеличивать время для исторических познаний. Также можно использовать игровую форму преподавания математики с учетом отступления в историю. Это придает атмосферу тепла, исчезает обыденность урока, расслабляет детей. Обучающийся легко идет на диалог с учителем.  Уходит замкнутость в общении, идет раскрепощение фантазии и активация мышления. На таком уроке ученик начальной школы учится высказывать свое мнение, что очень важно в таком возрасте. Школьники учатся слушать своих товарищей и принимать их мнение. Именно такие уроки и являются зерном любви к науке [3, с. 48].

Также стоит обратить внимание на просмотр фильмов, где обучащиеся начальной школы наглядно увидят исторические материалы, с чего и как начиналась наука  математика. Узнают великие имена древних ученых, ознакомятся с жизнью и деятельностью выдающихся людей.

Внеурочное время учитель может использовать для подачи более обширного материала, например, проведение небольших дискуссий на разные темы, создание настенной газеты, где будут показаны цифры разных времен, начиная с Каменного века.

Познавательный час позволит детям дать полезную более углубленную информацию о применении математики в жизни человека, о степени ее необходимости для полноценной жизни.

Познание азов математики с учетом истории даст огромный рывок в интеллектуальном развитии обучающихся младших классов. Применяя исторические материалы в начальной школе, школьники получат более обширную информацию о начальной стадии развития математики, следовательно, будут лучше понимать и глубже изучать данный предмет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что межпредметная связь «история и математика» способна привезти к тому, что у детей будет развиваться:

– творческая активность (включение в поиск новых способов решения исторических задач, самостоятельное формирование обоснования появления каких-либо знаков и способов решения математических примеров);

– терпимость к восприятию чужого мнения;

– рост общей культуры;

– увеличение грамотности и расширение кругозора.

Если на каждом уроке математики применять на практике исторический материал, касающийся той или иной теме урока, то можно добиться высоких показателей в интеллектуальном развитии учащихся младших классов.

 

Список литературы:
1. Груденов, Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике [Текст] / Я.И. Груденов.- М.: Педагогика, 1997. – 792 с.
2. Карпушина Н.М., Любимые книги глазами математика. Занимательные задачи и познавательные истории для взрослы и детей, М.: АНО Редакция журнала «Наука и жизнь», 2017. – 168 с.
3. Сендер, А. Н.Ничишина, Т. В. Исторический материал на уроках в начальной школе. - Минск : Пачатковая школа, 2017 - 144 с.
4. Фридман, Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и педагогических высших заведений / Л.М. Фридман.- М.: Флинта, 1998. – 145 с.
5. Щукина Г.И., Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под ред. Г.И. Щукиной. – М., 1994. – 176 с.