Использование исторических сведений на уроках математики в начальной школе
Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Использование исторических сведений на уроках математики в начальной школе
На сегодняшний день, по мнению российских ученых, первоочередная задача любого педагога заключается в развитии мышления ребенка, в повышении коэффициента его полезного действия, то есть в применении на практике тех богатейших возможностей, которые уже заложены в человеке от рождения, но он об этом даже и не догадывается. Таким образом, сейчас остро встал вопрос о создании общепринятых систем, помогающих ребенку активизировать данные ему умения.
Стоит отметить, что проблема активизации познавательной деятельности среди детей в возрасте 6-10 лет – это одна из самых актуальных и острых в области педагогики в начальной школе. Это происходит за счет того, что в этом возрасте у ребенка меняется ведущая деятельность, и теперь она представляет собой не игровую, а учебную. Для этого необходимо активное включение детей в процесс обучения. Иными словами, если детям преподносить сухой материал, они его просто не поймут, или им будет скучно сразу после первого урока. Чтобы этого не допустить, необходимо у ребенка вырабатывать познавательный интерес путем введения в образовательный процесс новых элементов познания.
Математика – это абстрактная наука, которую начинают изучать дети уже с начальной школы. Она имеет более тесную связь с ребенком, в отличии от, например, обществознания. Иными словами, математика отличается своей точностью выполнения заданий, выявлению общих закономерностей и применений их на практике. Многие считают математику – трудным предметом, который тяжело поддается детскому восприятию. Так как в силу возраста и психофизиологических особенностей школьников начальных классов ведущим приемом активизации познавательной деятельности считается осуществление межпредметных связей. Как говорил М. Горький: «не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» [5, с.78].
Вовлечение исторических сведений в образовательный процесс положительно влияет на учащихся младших классов. Они воспринимают математический мир иными глазами, начинают понимать, что математика - это не «сухая» наука, а интересная и познавательная, которой еще в далекие времена заинтересовались еще наши предки.
Надо помнить, что история – это архив начала всех наук, в том числе, и такой точной науки, как математика. История придает математике гуманитарное содержание, а математика истории – логичность.
История математики тесно связана с историей человечества. Как люди измеряли длину, считали, взвешивали? Как составляли календари? Как записывали числа, цифры? На эти и еще тысячи вопросов способна ответить лишь ее величество – история. Ведь не понимая прошлого, будет трудно понять настоящее.
Над учителем стоит важная задача – грамотно вводить в урок математики исторические нотки, которые бы заинтересовали, учеников младшего школьного возраста и вызвали неподдельное удивление и восхищение об этой науке. Но не все учебники оснащены историческими сносками к тому или иному уроку, поэтому учителям необходимо самостоятельно подбирать соответствующую литературу для подачи исторического материала, (например, А.С. Пчелко «Арифметика, 1 класс»; И.В. Казаринов «Вся математика за 1-5 класс просто и доходчиво».)
Очень хорошо, когда педагог владеет историей математики и грамотно ее вносит в соответствующую тему урока. С внедрением такого материала уроки получаются более насыщенными по содержанию, познавательными и интересными.[2, с. 111].
Большой запас исторических знаний учителя математики младших классов, позволяет осуществить огромный вклад в сознание детей. Только в совокупности желания учителя дать дополнительную историческую информацию и желания ученика получить знания, можно добиться больших успехов в обучении и воспитании поколения.
Многие российские ученые советуют применять на практике внедрение в уроки математики информацию о появлении данной науки. Следовательно, методисты в введении истории в обучение точной науки видят такие цели, как:
– проектирование общей картины мира;
– увеличение заинтересованности к познанию предмета;
– синтез трудовой деятельности и абстрактной работы мозга;
– слияние точной и общепринятой культуры человека.
Если все это объединить, то получится совокупность математики и общепринятой культуры человека, что приводит к приближению точной науки к реальной жизни, а это, в свою очередь, увеличивает интерес детей в возрасте 6-10 лет к данному предмету.
Развитие познавательных способностей у школьников именно младших классов дает большой вклад в их жизнь. Именно начальная школа закладывает любовь к науке и стремление к получению знаний. Если все это будет находиться в гармоничном балансе, то на выходе мы получим грамотное современное поколение [1, с. 67].
Так как же знакомить с историей математики на уроках обучающихся младших классов?
История не малых открытий в математике связана с легендами, мифами, тайнами и вызывает не поддельный интерес у детей. В свое время древнегреческий философ Пифагор Самосский изображал цифры в виде разных фигур. Поэтому первоклассникам будет очень занятно и интересно самим потренироваться в написании цифр, что позволит им окунуться в век Пифагора [4, с. 92]. Немалый интерес вызовет и рассказ о приборах для счета, о древнейших русских мерах длины, а также для решения старинных задач. Решая такие задачи, обучающиеся узнают исторические термины, названия мер длинны, веса и расстояния, тем самым получают знания сразу двух наук.
Но так как время урока ограничено, а дети в 1-2 классе не способны воспринимать много информации, предлагается устраивать «5 минутки», т.е. небольшое отступление в историю, согласно теме урока. Постепенно, когда ученик будет готов принять еще больше информации, увеличивать время для исторических познаний. Также можно использовать игровую форму преподавания математики с учетом отступления в историю. Это придает атмосферу тепла, исчезает обыденность урока, расслабляет детей. Обучающийся легко идет на диалог с учителем. Уходит замкнутость в общении, идет раскрепощение фантазии и активация мышления. На таком уроке ученик начальной школы учится высказывать свое мнение, что очень важно в таком возрасте. Школьники учатся слушать своих товарищей и принимать их мнение. Именно такие уроки и являются зерном любви к науке [3, с. 48].
Также стоит обратить внимание на просмотр фильмов, где обучащиеся начальной школы наглядно увидят исторические материалы, с чего и как начиналась наука математика. Узнают великие имена древних ученых, ознакомятся с жизнью и деятельностью выдающихся людей.
Внеурочное время учитель может использовать для подачи более обширного материала, например, проведение небольших дискуссий на разные темы, создание настенной газеты, где будут показаны цифры разных времен, начиная с Каменного века.
Познавательный час позволит детям дать полезную более углубленную информацию о применении математики в жизни человека, о степени ее необходимости для полноценной жизни.
Познание азов математики с учетом истории даст огромный рывок в интеллектуальном развитии обучающихся младших классов. Применяя исторические материалы в начальной школе, школьники получат более обширную информацию о начальной стадии развития математики, следовательно, будут лучше понимать и глубже изучать данный предмет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что межпредметная связь «история и математика» способна привезти к тому, что у детей будет развиваться:
– творческая активность (включение в поиск новых способов решения исторических задач, самостоятельное формирование обоснования появления каких-либо знаков и способов решения математических примеров);
– терпимость к восприятию чужого мнения;
– рост общей культуры;
– увеличение грамотности и расширение кругозора.
Если на каждом уроке математики применять на практике исторический материал, касающийся той или иной теме урока, то можно добиться высоких показателей в интеллектуальном развитии учащихся младших классов.