ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕСС-ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Конференция: XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕСС-ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. Актуальность. Стресс регулируется автономной нервной системой, усиливая симпатическую модуляцию при восприятии угрозы. Многофакторный ответ обычно приводит к значительным модификациям поведения и изменениям гомеостаза, физического и психологического статуса. Более того, стресс - это эмоциональная реакция, которая может привести к психосоциальным и психофизиологическим проблемам. Что касается военнослужащих, военные операции и боевое воздействие являются важными факторами стресса, которые влияют на острую и хроническую реакцию на стресс у солдат, влияя на их работоспособность и здоровье.
Ключевые слова. совладание, саморегуляция, дезадаптация, психотравматический опыт, психотравматический опыт.
В настоящее время человеческая деятельность в изменяющемся мире и кризисных явлениях характеризуется в различных сферах новым качеством человеческого опыта и поведения. Острые и посттравматические стрессовые реакции, и нарушения адаптации все чаще возникают не только в результате чрезвычайных и чрезвычайных обстоятельств, но и в результате стрессовых нагрузок, возникающих при многих видах профессиональной деятельности с повышенными физическими и умственными нагрузками.
В последнее время значительно возросло количество прикладных работ, в которых необходимость проведения профилактических мероприятий и внедрения безопасных для здоровья технологий сохранения профессионального здоровья. Такие исследования особенно важны для профессий, связанных с экстремальными видами деятельности, и особенно для военнослужащих. Ресурсный подход, который становится все более характерным для современной психологии профессионального здоровья, позволяет применять системный, целостный подход к описанию и анализу явлений стабильности, здоровья, адаптации, личностных черт и поведения. Водопьянова отмечает, что «в психологии стресса и его преодоления под ресурсами понимаются физические и духовные способности человека, мобилизация которых обеспечивает реализацию программ и методов (стратегий) поведения, направленных на предупреждение или снятие стресса. В широком толковании психологические ресурсы включаются в понятие личностного и человеческого потенциала, а также в описание жизненных стратегий.
В более узком понимании ресурсы рассматриваются как возможности и средства для совладания с поведением, для преодоления стресса, как элементы самоорганизации, саморегуляции деятельности и поведения. "Адаптивные ресурсы человека - это система, которую можно описать как индивидуальный" профиль "ресурсов, некоторые из которых выполняют доминирующую функцию в обеспечении процесса адаптации, другие являются резервом реакции, а другие обычно в латентном состоянии.
Коммуникация и особенно взаимодействие качественно уникальных ресурсов определяют структуру адаптационного потенциала, представленного на субъектно-активном уровне, их умения и способности характеризовать адаптивное поведение личности (формируются адаптационные схемы и программы); этот слой очень важен для настройки. Уровень профессионального здоровья специалиста определяется уровнем доступных адаптивных личных ресурсов, из которых решающее значение имеют поведенческие навыки, поскольку они способствуют как успешному проявлению существующих адаптивных черт, так и развитию новых качеств. Ресурс совместного владения может быть представлен как набор личных и медиальных средств, ценностей и возможностей, которые доступны в потенциальном состоянии и которые могут быть сознательно использованы субъектом, когда необходимо справиться с трудной ситуацией.
Выбор стратегии совместного владения определяется личными характеристиками испытуемого и некоторыми факторами реальной ситуации. В то же время личные качества могут играть роль ресурса и барьера, препятствия на пути к успешному выживанию. Критерием конструктивно-не конструктивности стратегии совладения является степень, в которой выбранный стиль совладения способствует адаптации и осуществлению эффективных мер. Ухудшение профессионального здоровья сопровождается потерей ресурсов и в основном является результатом профессионального стресса, который приводит к стрессу и посттравматическим расстройствам. Дихотомия параметров «совладение - тяжесть последствий профессионального стресса (дезадаптация и посттравматическое стрессовое расстройство)» однозначно может характеризовать состояние адаптационных ресурсов солдат.
психотравматический опыт обычно делятся на конструктивные, связанные с решением проблем в стрессовых ситуациях, социальными контактами и поиском поддержки, изменением собственного отношения и отношения к ситуации и т. д.; и неконструктивные, которые проявляются в отказе от решения проблем, «единстве» из личного опыта, агрессивных и импульсивных действиях, принятии пассивной роли «жертвы обстоятельств».
В то же время выбор эффективных стратегий совместного владения нельзя сводить к поиску одного или нескольких «универсальных» решений, поскольку оптимальные методы борьбы с поведением могут существенно различаться в зависимости от комичности ситуации. Кроме того, обучение эффективным стратегиям совместной собственности должно включать не только развитие конструктивного поведения, но также активное осознание и отказ от неконструктивных стратегий, то есть формирование сложных внутренне взаимосвязанных моделей совместной собственности. В этом контексте нам представляется важным выявление таких паттернов взаимного поведения, которые позволяют нейтрализовать травмирующий эффект экстремальной профессиональной деятельности военнослужащих. В настоящее время проблема стрессового поведения в Вооруженных Силах России (ВС) стала как никогда актуальной, что связано с политической ситуацией в мире, нестабильностью в стране, модернизацией вооруженных сил и повышенными требованиями. для личности военного, с жесткой иерархической системой профессиональных отношений, высоким риском для жизни и здоровья, жесткими ограничениями личных свобод, стесненными бытовыми условиями и т. д.
Нарушения профессионального здоровья военнослужащих, снижение качества и количества их адаптационных ресурсов проявляются в психотравматизации под влиянием трудового стажа. Его симптомы включают в себя три группы психологических и соматических проявлений: навязчивые мысли, переживания и кошмары, которые сгруппированы в категорию «вторжение»; попытки избежать волнующих проблем и изгнать их из памяти, также называемые «избеганием». как психофизиологические реакции: раздражительность, снижение концентрации внимания, тики, эмоциональная лабильность - относятся к категории «физиологической возбудимости».
В условиях поддержания высокой боевой готовности военнослужащие постоянно находятся в различных стрессовых ситуациях, а при стресс-копирующем поведении с разной степенью эффективности их преодоления. Выявление особенностей копинг-стратегий в совместной собственности сотрудников становится одним из важнейших направлений экстремальной психологии и определяется необходимостью психологической поддержки работы сотрудников. Но на данный момент психологическое сопровождение деятельности солдат в большей степени ориентировано на реабилитацию солдат и офицеров, уже получивших травму в результате определенных служебных обстоятельств.
Чаще публикуются исследования совладения, копинг-стратегий солдат, но их взаимосвязь с уровнем психологической травмы, а также различия этих процессов у разных воинских контингентов или солдат разного статуса практически не изучаются. Такие исследования особенно актуальны, поскольку не существует единой теории, адекватно объясняющей особенности и особенности совместной собственности в профессиональной деятельности данной группы специалистов.
Стоит отметить, что в последние годы стали появляться сравнительные расследования совладания с призывниками и контрактниками. Так, К.Дж. Бибарцева описывает различные профессиональные стрессы у новобранцев и подрядчиков, отмечая стресс привыкания у молодых солдат, стресс и контрактников, разочарованный внешний вид, здоровье, социальный статус, богатство, характер, мировоззрение, мораль) и их отношения с окружающими. выдающийся человек.
Это исследование показало, что новобранцы, использующие конструктивные механизмы выживания, более адаптируемы, в то время как работники по контракту проявляют повышенное разочарование, используют относительно адаптивные стратегии выживания и избегают сложных ситуаций. Напротив, А.В. Бойко, изучая поведение контрактников, отмечает их способность использовать широкий репертуар копинг-стратегий, который открывает большие возможности для решения сложных ситуаций. В то же время более профессионально эффективные солдаты чаще прибегают к стратегии «планирования решения», чем «неэффективные» солдаты, которые чаще используют стратегию «бегство-уклонение».
При исследовании курсантов военного вуза был отмечен «неприятный факт для учебного процесса военного вуза»: при обучении курсантов их предпочтения в выборе стратегий преодоления изменения поведения: при снижении выбор просоциальных и в моделях активного совместного владения увеличивает уровень применения антисоциальных, в том числе агрессивных и непрямых стратегий, что во многом объясняет рост случаев конфликта, снижение производительности и увеличение удержания курсанты.
Справедливое поведение солдат других категорий изучено слабо. Например, при поиске работы по совместному владению офицером в результатах появляются статьи по темам профессионального уродства и осквернения. Для укрепления профессионального здоровья солдата развитие ваших личных адаптивных ресурсов должно предотвращать воздействие травмирующего профессионального стресса и оптимизировать профессиональное поведение в направлении более конструктивного. С одной стороны, влияние травматических событий службы на профессиональное здоровье и, с другой стороны, доминирующее поведение, с которым солдат справляется с травмами, - это не два независимых процесса, а наиболее заметные элементы общей системы травм. адаптационные ресурсы солдата, поэтому важно выявить особенности их взаимной детерминации, закономерности конструктивных и деструктивных проявлений.
Спасатели с большей вероятностью примут стратегии выживания, предполагающие избегание и отвлечение внимания, и с меньшей вероятностью будут участвовать в агрессивных действиях, в то время как нанятые по контракту солдаты и сержанты с большей вероятностью прибегнут к ориентированным на проблему действиям, которые являются настойчивыми и осторожными. К тому же офицеры запаса, участвовавшие в афганской и чеченской кампаниях, отличаются самой низкой выживаемостью. Опыт призыва на военную службу чаще всего рассматривается как травмированные ветераны боевых действий, более редкие офицеры, сержанты и рядовые, которые поступили на службу. Можно сделать вывод, что безопасность профессионального и психического здоровья военнослужащих во многом зависит от качественных характеристик условий службы. Безусловно, участие в реальных боях воспринимается офицерами как серьезный психотравматический опыт, последствия которого проявляются даже по прошествии значительного времени и ослабляют способность человека использовать конструктивные механизмы сплоченности.
Условия профессиональной деятельности данной группы участников исследования также характеризуются тем, что период их службы в армии в конце 1980-х - начале 2000-х годов при оказании психологической поддержки военнослужащим, в том числе выполнению боевых задач в горячих точках, оно проводилось бессистемно и фрагментарно, и меры психологической реабилитации в основном проводились в отношении раненых офицеров и солдат, а ветераны, сохранившие физическое здоровье, действительно остались без психологической поддержки. Также важно отметить, что респонденты, которые заключают контракт в мирное время, наиболее успешно используют конструктивные стратегии выживания и реже воспринимают свой трудовой опыт как травмирующий.
Скорее всего, это связано с их осознанным решением вступить в ряды вооруженных сил, а также с относительно комфортными условиями (низкая социальная изоляция, способность к саморегулированию жизни, отсутствие постоянной угрозы для жизни и т. д.). В то же время рядовые солдаты, военнослужащие и курсанты военных училищ находятся в слабом положении: при относительно высоких показателях травматического стресса они более восприимчивы к неконструктивным методам цивилизации.
Поэтому наиболее важной задачей является обучение эффективному использованию личных ресурсов, включая использование сложных моделей поведения, для поддержания профессионального и психического здоровья при работе с военными.
Итак, вегетативный и сердечно-сосудистый хронический стресс у солдат, по-видимому, модулируется опытом и предыдущей специальной подготовкой, но его величина может зависеть от выполняемой задачи (например, от мелкой моторики или кардиометаболической производительности), а также от типа подразделений и конкретных факторов стресса, которые подверглись воздействию (например, десантники или пехота).
Физические упражнения, музыка, встроенная в технологию бинауральных ритмов, тренировка двунаправленного сенсорно-двигательного ритма, биологическая обратная связь с вариабельностью сердечного ритма и чрескожная стимуляция блуждающего нерва - основные методы, применяемые для изменения вегетативного баланса сердца за счет увеличения парасимпатической активности, таким образом уравновешивая стресс и достигая гомеостаза тела. с базовыми уровнями стресса.
Эта информация может помочь улучшить рекомендации по обучению, которым следует следовать в различных военнослужащих, чтобы лучше адаптироваться к контекстам стресса, который влияет как на вегетативную, так и на сердечно-сосудистую системы, с которыми солдаты должны сталкиваться во время своей работы. Более того, информация этого исследования может помочь распознать различные стратегии снижения посттравматического стресса, с которым солдаты-ветераны должны столкнуться после того, как завершат свою профессиональную жизнь.