Статья:

Использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шило В.В. Использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(50).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 39 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе

Шило Виктория Владимировна
студент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
научный руководитель, доц. кафедры математики и информатики, кандидат физико-математических наук, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

В условиях современного мира учителю необходимо применять на практике методы, способствующие более продуктивной учебной деятельности. Одним из таких методов является моделирование. Применение данного приёма на уроках математики в начальной школе позволяет реализовать одну из главных целей развивающего обучения.

Моделирование – это метод познания действительности, при котором  для получения знаний о каком-либо объекте изучается его заместитель (модель). Его использование в учебной деятельности можно рассмотреть с разных позиций:

· обеспечение интеллектуального развития обучающихся,  приближение их к методам научного познания;

· формирование учащимися диалектико-материалестического мира;

· реализация межпредметных связей.

Применение данного способа на уроках математики для младших школьников способствует решению ряда задач:

· развитию образного мышления;

· закрепление ранее полученных учащимися знаний;

· пополнение математического словаря младших школьников;

· осмысление  полученного материала.

С помощью модели дети могут наглядно представить учебный материал, что способствует его более глубокому изучению. На уроках математики  ученики могут применить различные приёмы моделирования. Задача учителя познакомить детей с ними.

Так, при работе с задачами младшие школьники в зависимости от уровня развития самостоятельно могут выбирать определенный способ моделирования и работать с ним [1, c. 57] .

Самым простым приёмом  для младших школьников является рисунок. При подборе рисунка к задаче у ученика формируется навык составления и анализа моделей.

· Пример1 : В вазе стояли 3 тюльпана, потом положили еще 2. Закрась зеленым цветом тюльпаны, которые доложили. 

                        

 

Рисунок 1. Иллюстрация примера 1

 

Не менее  интересным и продуктивным является  - кластер. Это карта понятий,  позволяющая расширить знания и представления об изучаемом объекте. Данный приём способствует развитию памяти обучающихся, усвоению информации до уровня полного понимания, а так же систематизации  знаний младших школьников. Применение кластера на уроках математики даёт возможность учителю наглядно представить информацию и описать вместе с обучающимися.

К приёмам моделирования относятся также схемы (иллюстрация,  отражающая суть построения предмета). Схемы можно применять на уроках математики при решении задач с буквами, с большими числовыми значениями, показывая тем самым характер  процесса, повествующегося в условиях задачи. Схемы – это обобщающий способ для решения задач. Применение схем и чертежей  на уроках математики делает учебный материал более доступным для младших школьников.

· Пример 2: Обведи на каждой схеме синим цветом отрезок, который соответствует данному выражению.

 

Рисунок 2. Схема к примеру 2

 

Наиболее распространённым способом моделирования является таблица. Это  текстовая или числовая информация, представленная в определённом порядке. Учащиеся могут заполнять таблицы, как на уроке, так и дома при выполнении домашнего задания.

При этом учитель совместно с классом  может  провести обсуждение заполненного материала. Следует отметить, то существует несколько видов таблиц. Один из них сравнительная таблица, которая способствует более качественному  выполнению домашнего задания, так как  в ней представлена основная информация за урок [2, c. 54]. В то же время сравнительные таблицы можно применять как при разборе новой темы, так и  на этапе закрепления знаний.

Пример 3: Юля подарила Саше 2 мелка и у нее осталось 5 мелков. Сколько мелков было изначально у девочки?

 

Рисунок 3. Иллюстрация к примеру 3

 

Работа с моделями позволяет учителю стимулировать самостоятельную деятельность учащихся. Так дети сами выбирают и строят модели, а затем работают с ними. Например, при решении ситуативных задач обучающиеся  могут представить модель какой-либо реальной ситуации описанной в условиях задачи, затем изучив её прийти к решению.

Целесообразным использованием схем будет при решении задач с знаками сравнения (>, < или =). С помощью чертежа легко выполнять задачи,  связанные с движением. Так же при прохождении темы «целого» и «части»  наиболее доступным для её  понимания детьми будет  представленная информация в виде графических моделей. В таблице можно выполнять краткие записи, показывающие данные  и искомые  задачи.

Пример 4: Из точки A и из точки B навстречу друг другу выехали две машины. Скорость одной машины –80 км/ч, а скорость 2 машины – 60 км/ч. Они встретились через 1,5 часа. Какое расстояние между пунктами A и B?

 

Рисунок 4. Иллюстрация к примеру 4

 

Таким образом,  применение различных способов моделирования на уроках  математики способствует развитию логического мышления учащихся, при этом раскрываются  их  творческие способности.

Дети учатся не  только  анализу информации, но и способам её замены на графические символы, что позволяет лучшему запоминанию материала.

Моделирование позволяет значительно экономить время на выполнение различных заданий. Оно даёт возможность учителю сформировать у учащихся умение работать с информацией на уроках математики в начальной школе.

 

Список литературы:
1. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах – М., Издательский центр  «Академия». – 2000. – 288с.
2. Дрозд. В.Л., Столяр А.А. Методика начального обучения математике.- М., «Высшая школа» - 1988. – с. 54.