Использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе
Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе
В условиях современного мира учителю необходимо применять на практике методы, способствующие более продуктивной учебной деятельности. Одним из таких методов является моделирование. Применение данного приёма на уроках математики в начальной школе позволяет реализовать одну из главных целей развивающего обучения.
Моделирование – это метод познания действительности, при котором для получения знаний о каком-либо объекте изучается его заместитель (модель). Его использование в учебной деятельности можно рассмотреть с разных позиций:
· обеспечение интеллектуального развития обучающихся, приближение их к методам научного познания;
· формирование учащимися диалектико-материалестического мира;
· реализация межпредметных связей.
Применение данного способа на уроках математики для младших школьников способствует решению ряда задач:
· развитию образного мышления;
· закрепление ранее полученных учащимися знаний;
· пополнение математического словаря младших школьников;
· осмысление полученного материала.
С помощью модели дети могут наглядно представить учебный материал, что способствует его более глубокому изучению. На уроках математики ученики могут применить различные приёмы моделирования. Задача учителя познакомить детей с ними.
Так, при работе с задачами младшие школьники в зависимости от уровня развития самостоятельно могут выбирать определенный способ моделирования и работать с ним [1, c. 57] .
Самым простым приёмом для младших школьников является рисунок. При подборе рисунка к задаче у ученика формируется навык составления и анализа моделей.
· Пример1 : В вазе стояли 3 тюльпана, потом положили еще 2. Закрась зеленым цветом тюльпаны, которые доложили.
Рисунок 1. Иллюстрация примера 1
Не менее интересным и продуктивным является - кластер. Это карта понятий, позволяющая расширить знания и представления об изучаемом объекте. Данный приём способствует развитию памяти обучающихся, усвоению информации до уровня полного понимания, а так же систематизации знаний младших школьников. Применение кластера на уроках математики даёт возможность учителю наглядно представить информацию и описать вместе с обучающимися.
К приёмам моделирования относятся также схемы (иллюстрация, отражающая суть построения предмета). Схемы можно применять на уроках математики при решении задач с буквами, с большими числовыми значениями, показывая тем самым характер процесса, повествующегося в условиях задачи. Схемы – это обобщающий способ для решения задач. Применение схем и чертежей на уроках математики делает учебный материал более доступным для младших школьников.
· Пример 2: Обведи на каждой схеме синим цветом отрезок, который соответствует данному выражению.
Рисунок 2. Схема к примеру 2
Наиболее распространённым способом моделирования является таблица. Это текстовая или числовая информация, представленная в определённом порядке. Учащиеся могут заполнять таблицы, как на уроке, так и дома при выполнении домашнего задания.
При этом учитель совместно с классом может провести обсуждение заполненного материала. Следует отметить, то существует несколько видов таблиц. Один из них сравнительная таблица, которая способствует более качественному выполнению домашнего задания, так как в ней представлена основная информация за урок [2, c. 54]. В то же время сравнительные таблицы можно применять как при разборе новой темы, так и на этапе закрепления знаний.
Пример 3: Юля подарила Саше 2 мелка и у нее осталось 5 мелков. Сколько мелков было изначально у девочки?
Рисунок 3. Иллюстрация к примеру 3
Работа с моделями позволяет учителю стимулировать самостоятельную деятельность учащихся. Так дети сами выбирают и строят модели, а затем работают с ними. Например, при решении ситуативных задач обучающиеся могут представить модель какой-либо реальной ситуации описанной в условиях задачи, затем изучив её прийти к решению.
Целесообразным использованием схем будет при решении задач с знаками сравнения (>, < или =). С помощью чертежа легко выполнять задачи, связанные с движением. Так же при прохождении темы «целого» и «части» наиболее доступным для её понимания детьми будет представленная информация в виде графических моделей. В таблице можно выполнять краткие записи, показывающие данные и искомые задачи.
Пример 4: Из точки A и из точки B навстречу друг другу выехали две машины. Скорость одной машины –80 км/ч, а скорость 2 машины – 60 км/ч. Они встретились через 1,5 часа. Какое расстояние между пунктами A и B?
Рисунок 4. Иллюстрация к примеру 4
Таким образом, применение различных способов моделирования на уроках математики способствует развитию логического мышления учащихся, при этом раскрываются их творческие способности.
Дети учатся не только анализу информации, но и способам её замены на графические символы, что позволяет лучшему запоминанию материала.
Моделирование позволяет значительно экономить время на выполнение различных заданий. Оно даёт возможность учителю сформировать у учащихся умение работать с информацией на уроках математики в начальной школе.