Статья:

ТЕХНИКА ФИЛИГРАНЬ В ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Конференция: XLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шишкина Ю.М., Егорова О.С. ТЕХНИКА ФИЛИГРАНЬ В ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(45).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕХНИКА ФИЛИГРАНЬ В ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Шишкина Юлия Михайловна
студент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга
Егорова Ольга Сергеевна
студент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Джутовая филигрань – это изящное искусство, созданное из клея и джута. Посредством переплетения нитей можно создать ажурные изделия и предметы декора. Данная техника возникла еще в древности, но тогда мастера в качестве исходного материала использовали нити драгоценных металлов. Джутовый шнур более доступный, поэтому этим видом филиграни может заняться любой человек.

 

Ключевые слова: филигрань; ювелирные изделия; технология художественной обработки материалов.

 

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — «украшаю») — широкий раздел художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную и художественную функции. Произведения декоративно-прикладного искусства имеют нескольким характеристик: обладают эстетической ценностью, специфической художественной образностью, имеют важное историко-культурное значение, служат для оформления быта и интерьера.

Искусство джутовой филиграни не имеет как таковой длинной истории, так как появилось относительно недавно. Мастера декоративно-прикладного творчество обратив внимание на завитки филиграни и самый обычный джут дали начало этому виду искусства.

Сейчас, в наше время традиции филиграни давно известны и являются популярными во многих странах. Особенно сильны традиции в ряде стран, таких как Россия, страны Средиземноморья. Мастера каждого региона стараются принести что-то свое, уникальное и ассоциируемое с родиной автора.

Единственное что не изменилось с древних времен так это способ выполнения филиграни. Первоначально филигрань зародилась как ювелирная техника. Так как, делая изделия, мастера использовали тонко скрюченную проволоку из золота, серебра и выкладывали в разные изящные узоры. Таким образом, такая тонкая работа мастера была настоящим произведением искусства.

Если рассматривать исторические аспекты филиграни, то можно отметить заслуги мастеров из Киевской Руси, где сканное ремесло было очень развито. Там оно было одним из древнейших художественных ремесел, отличавшимся разнообразием технических приемов.

Слово «филигрань» происходит от двух латинских слов нить и зерно. Филигрань – ювелирная техника, разновидность художественно – прикладного искусства, использующая напаянный на металлический фон или ажурный узор из тонкой медной, серебряной или золотой проволоки. Такое же наименование носят и изделия, созданные в этой технике.

Техника филиграни применяется для изготовления предметов домашнего обихода, церковной утвари, высокохудожественных произведений. Раньше такой вид филиграни назывался «Казаковский», мастера филиграни на Руси работали в царских и монастырских дворах. Древнерусское слово «съкати» (глагол, от которого произошло слово «скань» - второе название филиграни) характеризует один из способов обработки проволок, свивание, скручивание, сучение. Центров филигранного дела в России осталось немного. Одним из таких, является производство в селе Казаково, Вачского района, Нижегородской области. Эти мастерские были созданы в 1939 году. В настоящее время завод успешно работает. Ювелирная филигрань отличается тем, что ее производство остается полностью ручным, поэтому каждый предмет уникален.

Элементы филигранного узора разнообразны: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади и т.д. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Материалами для филигранных изделий служат сплавы меди, золота, платины, серебра, латунь, мельхиор. В XVII в. потребность в сканных вещах увеличивается. В XVIII в. изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки.

Джутовая филигрань берет свое начало из ювелирной отросли и соответственно виды филиграни перешли и к мастерам декоративно – прикладного творчества. Не зря второе название филиграни скань. Ведь именно так на древнерусском языке звучит слово «скручивать».

Филигранной мы называем искусно выполненную вещь, с особой тщательностью и большим вниманием к мелким деталям. Эта та техника, которая позволяет начинающему мастеру воспроизводить невероятно изящные узоры на любой поверхности. В работах данной техники все линии настолько тонкие и аккуратные, что сложно поверить в их истинную природу, настолько они похожи на работы, выполненные резьбой. Алгоритм работы не сложен, поэтому джутовая филигрань доступна начинающим мастерицам: достаточно изучить базовые правила, набрать интересных трафаретов и пробовать свои силы в этом увлекательном деле. Процесс создания композиции из джута начинается с определения предмета и разработки эскиза. Джутовая нить имеет естественный невзрачный цвет, но в выполненном ажурном изделии удивительно гармонична практически в любом интерьере. Иногда мастера для внесения разнообразия в предмет художественного творчества, используют покраску шнура дополнительными цветами акриловой краски до начала работы. Полный уход от природного цвета не всегда приветствуется настоящими художниками декоративно-прикладного искусства, так как ими всегда ценится именно естественный оттенок материала. Все чаще стали применять при создании композиций бамбуковые палочки, проволоку для каркаса, бусины, цветные камешки, стразы для декорирования изделия. Выполненное изделие предлагается покрывать акриловым лаком или же клеим ПВА который придает блеск и прочность.

 

Список литературы:
1. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Бугорчатая филигрань // Татарская энциклопедия. Т.1. Казань: ИТЭ, 2002. - С. 468
2. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Организация и технологии ювелирного производства // Вестник КГУКИ. 2013, № 4-2.Т.2. С.18-20
3. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Филигрань в контексте генезиса и развития ювелирного искусства // Из истории татарского народного искусства. Казань: ИЯЛИ, 1995. С.67-100