Статья:

МЕТОД ПРОЕКТОВ, СОЗДАНИЕ ВИДЕОПРОЕКТА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВИД ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сайкина К.И. МЕТОД ПРОЕКТОВ, СОЗДАНИЕ ВИДЕОПРОЕКТА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВИД ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(58). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(58).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОД ПРОЕКТОВ, СОЗДАНИЕ ВИДЕОПРОЕКТА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВИД ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сайкина Карина Ильдаровна
студент, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, РФ, г. Казань

 

Одной их самых интересных, современных и творческих технологий для одаренных младших школьников является проектный метод.

Метод проектов – это процесс самостоятельной работы обучающихся, организованный учителем. Он включает в себя одновременно учебную и исследовательскую деятельность, которая завершается созданием совершенно нового творческого продукта

Проект реализует личностно-ориентированный подход в обучении, помогает организовать коллективную творческую деятельность и развивать учащегося как личность.

Несмотря на то, что данный метод начинают активно применять на среднем этапе обучения, для одаренных младших школьников с легкостью возможно организовать проектную деятельность поэтапно переходя от постановки проектных задач на уроке к выполнению полноценного проекта.

Ценность проекта заключается в том, что в процессе работы ученики учатся самостоятельно получать знания и накапливать опыт познавательной и учебной деятельности. Также отмечается высокая коммуникативная направленность, формирование чувства ответственности и возможность свободного выражения личного мнения. Метод проектов вводится в школьную практику для того чтобы применить полученные навыки и умения, использовать исследовательский опыт, реализовать интерес к предмету исследования и углубить знания о нем, продемонстрировать уровень знания английского языка, перейти на новую ступень развития. Традиционные и современные идеи, стоящие в основе применения метода проектов разнообразие видов деятельности, проблемы, которые заставляют думать и развиваться, учение с удовольствием, возможность говорить о том, что интересно. Проектная деятельность в младшей школе дает возможность учащимся раскрыть свои способности и таланты, воплотить идеи в жизнь. Таким образом, благодаря проектному методу уже на начальном этапе обучения школьники учатся мыслить креативно, выражать свою точку зрения, определять задачи, планировать результат, работать в команде и реализовывать поставленные цели.

Метод проектов, возникший в начале прошлого века в России практически параллельно с США, так же называется проблемным методом. Данный метод опирается на идеи таких известных ученых и педагогов, как Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьев, Л.К. Шлегер, А.У. Зеленко, а также современных исследователей, а именно Е.С. Полат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев, Т. А. Воронина, А. И. Савенков и других. Одним из ярких ученых-современников является профессор Евгения Семеновна Полат. Она разработала теоретические основы проектного метода. По определению Е. С. Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути».

Применяя метод проектов на практике важно учесть трудности и постараться предотвратить их. Одна из главных сложностей, с которой может столкнуться каждый учитель – быть в роли независимого консультанта. Очень важно давать ученикам больше свободы для творчества и только лишь отвечать на возникающие вопросы.  Также при создании проекта важно не допустить его превращение в реферат. Проект – это прежде всего личный опыт, учащиеся должны выразить свою точку зрения, конечно, с опорой на источники информации и исследования.  Достаточно сложным является вопрос о критериях оценки работы. Знание языка в проектной работе – это только верхушка айсберга. Важно учитывать все аспекты работы, а не только ее языковую часть.

Также в процессе проектной деятельности важно не забывать о реализации воспитательных задач. Неизбежно появление ошибок, поэтому учителю нужно постараться предвосхитить языковые ошибки по максимуму: перед началом проектной деятельности повторить необходимый грамматический и лексический материал, и проводить проект на заключительном этапе работы с темой. Каждый проект должен быть организован на основе определённой схемы. Количество дополнительных шагов зависит сложности проекта и сроков выполнения.

  1. Подготовительный этап

Приступая к организации проекта важно проанализировать характер, способности, жизненный опыт и круг интересов каждого ученика, чтобы определить примерную тематику проектной работы. Далее на этом этапе идет выбор темы и формулировка проблемы. Учитель может предлагать идеи.

  1. Организация участников проекта

На данном этапе происходит формирование групп на основе дифференцированного подхода. Каждая группа должна состоять из учеников разных полов, с разным темпераментом, успеваемостью, интересами и способностями.

  1. Реализация проекта

Этот шаг включает в себя поиск новой информации, анализ, обсуждение, выбор способов воплощения идей в жизнь и подготовка к презентации. Главное на этом этапе и поддерживать проявление инициативы и с уважением относиться к идеям учеников, создавать ситуацию успеха.

  1. Защита

Участники представляют весь подготовленный материал в виде презентации перед классом и защищают проект. Это очень важный этап для начинающего исследователя.

  1. Подведение итогов проектной работы

На данном этапе идет подведение итогов. Итоги защиты являются важнейшим моментом для формирования мотивации к дальнейшей исследовательской деятельности школьника. Поэтому при оценивании проекта нужно помнить о правиле И.Г. Песталоцци, которое гласит: «Никогда не сравнивайте ребенка с другим; сравнивать следует каждого ребенка с самим собой».

В начальной школе одним из главных инструментов формирования личности школьника является педагогическое оценивание, которое напрямую влияет на самооценку. При правильном подходе этот инструмент поможет при формировании многих важных качеств, таких как самостоятельность, организованность, трудолюбие, добросовестность.

Итоги следует подводить обращая внимание не только на правильность использования языка, а на степень творчества и организованности, не стоит беспокоиться об ошибках, ведь ошибки – это обязательная часть роста, благодаря ошибкам мы становимся лучше. В настоящее время мир развивается с фантастической скоростью, и новые технологии давно стали частью повседневной жизни. Особенно быстро они встроились в жизни нового поколения. Процесс обучения поколения Z (зет) или «зумеров» (2000–2015) кардинально отличается от процесса обучения наших бабушек и дедушек. Для них не существует шаблонов и ограничений.

Это поколение детей, родившихся в период глобализации. Они учатся пользоваться телефоном, планшетом, ноутбуком раньше, чем говорить и читать. Они с раннего возраста учатся новому по видео на YouTube, следят за блоггерами, которые делятся своей точкой зрения на актуальные темы, применяют лайфхаки и легко находят себе новых знакомых из разных уголков мира. Глупо будет игнорировать этот момент при обучении, ведь благодаря использованию новых технологий можно достичь огромного скачка в развитии.

В современных образовательных учреждениях на уроках активно применяются IT-технологии. М.И. Махмутов, один из основателей проблемного обучения в общеобразовательной и профессиональной школе в России, действительный член Академии наук Республики Татарстан, в своей классификации типов и видов урока выделил такие виды уроков, как урок с использованием учебного видеофильма, урок теоретических и практических самостоятельных работ исследовательского типа. На данный момент наиболее интересным и перспективным направлением работы с видеофильмами является создание собственных видеофильмов, видеопроектов. Видеопроект является современным, эффективным и актуальным для нового поколения творческим видом деятельности. В процессе такой проектной деятельности каждый ученик вносит свой вклад, создается что-то новое и неповторимое. Также такая творческая деятельность отлично помогает сплотить коллектив и учит работать в команде. Также она помогает каждому ученику раскрыться.

Изучив труды М.И. Махмутова, можно сказать, что видеопроект возможно использовать на этапе обобщения и систематизации и как форму контроля.

Создание видеопроекта – это один из самых современных и интересных видов творческой деятельности. Такой проект помогает нам достигать цели и решать задачи на уроке английского языка. Он является интересным и полезным опытом не только для обучающихся, но и для учителя.

 

Список литературы:
1. Вараксин, В.Н. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050400 «Психолого-педагогическое образование» / В.Н. Вараксин, Е.В. Казанцева. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 283 с.
2. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Матюшкин. – М. : Педагогика, 1972. – 392 с.
3. Махмутов М.И. Избранные труды: В 7 т. — Казань: Магариф—Вакыт, 2016. Т. 1: Проблемное обучение: Основные вопросы теории / Сост. Д.М. Шакирова. — 423 с
4. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя [Текст] / Е.Л. Мельникова.– М. : Просвещение, 2002. – 168 с.
5. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С.6-8.
6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 271 с.
7. Савенков, А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. Практические задания / А.И. Савенков. – М. : Академия Развития, 2004. – 126 с.
8. Тургель, В.А. Творческая деятельность младших школьников как основа оптимизации начального образования / В.А. Тургель // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2010. – № 128. – С. 62–71.