Статья:

Обучение чтению на современном уроке английского языка

Конференция: XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Алексеева Т.А. Обучение чтению на современном уроке английского языка // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(15).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Обучение чтению на современном уроке английского языка

Алексеева Татьяна Александровна
магистрант, Государственный Гуманитарно-Технологический Университет (ГГТУ), РФ, г. Орехово-Зуево
Юсупова Татьяна Геннадьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Государственный Гуманитарно-Технологический Университет (ГГТУ), РФ, г. Орехово-Зуево

 

Аннотация. Современное образование ставит перед собой цель – воспитание личности, умение мыслить и развиваться в современном мире, поэтому очень важно изучать иностранные языки.  Владение иностранными языками открывает перед будущим специалистом намного больше дверей. Обучение иностранному языку в рамках ФГОС считается главным направлением современного образования. Рассмотрим в статье  процесс обучения чтению на современном уроке английского языка, с указанием эффективного метода развития навыков чтения.

Abstract. Modern education aims to educate the individual, the ability to think and develop in the modern world, so it is very important to learn foreign languages.  Knowledge of foreign languages opens much more doors for the future specialist. Foreign language teaching in the framework of the GEF is considered to be the main direction of modern education. Let us consider the process of learning to read in the modern English lesson, indicating an effective method of development of reading skills.

 

Ключевые слова: чтение, английский язык, современный урок, обучение, современный методики.

Keywords: reading, English, modern lesson, teaching, modern methods.

 

Изучение иностранных языков стало неотъемлемой частью жизни современного человека. Самым необходимым иностранным языком для обучения является английский язык. Изучение английского языка и других иностранных языков начинается еще в начальных классах. Главной целью современного школьного образования является воспитание личности, которая способна отлично мыслить, и имеющая навыки жизни в конкурентном и высокотехнологичном мире. Поэтому, чтобы жить и развиваться в современном мире, необходимо изучать иностранные языки.

Актуальность исследуемого вопроса заключается в том, что изучение английского языка является приоритетной задачей современного образования. Огромное количество информации приходит к нам именно с англоязычных ресурсов.  [1, с.54].

Чтение возникло на основе устной речи. Оно стало автономным средством общения и познания. Чтение является рецептивным видом деятельности и заключается в восприятии и переработке человеком объективно существующего текста – продукта репродуктивной деятельности некоего автора. В процессе чтения возможна передача и усвоение опыта, который человек приобретает в самых разнообразных сферах деятельности: социальная, культурная, трудовая. Извлечение информации – это самая важная и основная роль чтения. Процесс чтения выполняет очень важную воспитательную и образовательную функцию, так как этот процесс предполагает анализ, синтез, обобщение, умозаключения и прогнозирование. Оно шлифует интеллект и обостряет чувства. Несмотря на то, что за многовековую историю становления и развития методики обучения чтению ученые разработали огромное множество методов, ни один из них не стал основным и ведущим, но при этом практически все они используются при обучении. Все вышесказанное и обусловило актуальность исследуемого вопроса.

Урок в наше время будет интересен в том случае, если он современный. Что же несет современный урок? Современный урок нельзя отнести к урокам 20 века, он не связан с прошлым. Современный урок – абсолютно новый, актуальный и весьма важный для современного общества. Такой урок способен вызывать желание «учиться», узнавать новое. Другими словами, современный урок закладывает своеобразный фундамент для дальнейшего развития и становления личности [2, с. 91].

Когда ребенок приступает к чтению на английском языке, он уже имеет навыки чтения на родном языке. Благодаря этим навыкам, процесс восприятия 7 графики полностью автоматизируется, и ребенок может сконцентрировать свое внимание на смысловой стороне чтения. Дети 10-11 лет обычно имеют очень сильную мотивацию к чтению: они получают от него удовольствие; оно обогащает их внутренний мир, расширяет их познавательные горизонты. Опыт, который получают учащиеся при чтении, их отношение к чтению на русском языке могут и должны стать основой для переноса этого опыта на чтение на английском. Современная методика рассматривает использование опыта чтения как один из важнейших принципов обучения чтению на иностранном языке в современной методике. В содержании обучения чтению есть 2 важных компонента: языковой материал, который облечен в графическую форму, т.е. имеющий соответствующую звукобуквенную символику, словарный и грамматический материал – основные умения в чтении.

Чтение является одним из главных инструментов обучения английскому языку. С.К. Фоломкина приводит общую характеристику чтения: «Чтение входит в сферу коммуникативно общественной деятельности человека и обеспечивает в ней одну из форм – письменную – вербального (словесного) общения». Овладение навыками чтения на иностранном языке является необходимым умением современного человека. Известно, что существует несколько видов чтения. Вид изучающего чтения был выбран не так просто. По статистике, 11-классники, которые сдают ЕГЭ по английскому языку в разделе «Чтение» испытывают наибольшие трудности именно с заданиями 12-18 полное и точное понимание информации в тексте. Данные задания являются заданиями высокого уровня сложности. Средний процент выполнения в 2017 г. – 60,2%, в 2018 г. – 63%. Данные проценты явно ниже в сравнении с другими разделами «Чтение» [3, с. 128].

Главной целью изучающего вида чтения является полное и точное понимание всей информации, данной в тексте. При процессе, читающий должен понять всю информацию, критически ее осмыслить и интерпретировать.

Наиболее полно сформированный навык чтения характеризуется совокупностью нескольких критериев, при этом критерии будут меняться с каждым видом чтения. Оценивание навыков чтения является одной из задач обучения чтению на иностранном языке. Оценка навыков чтения помогает определить уровень умения учащихся работать с различными текстами, находить слабые места и проводить коррекцию навыка чтения на всех этапах обучения чтению.

Обучение чтению на современном уроке английского языка произведет фурор только тогда, когда сам учитель заинтересован в исходе процесса. Интересный, эмоциональный урок с элементами игры принесет результаты. Учитель должен заинтересовать материалом, использовать больше игровых приемов.

Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у обучающихся очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для учеников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача.

Научиться читать на английском языке представляет трудности, потому что английский язык насыщен графическими и орфографическими моментами. Сложность вызывает чтение гласных и их сочетание, также согласные, так как они будут читаться по-разному, смотря как, расположены в слове. Некоторые обучающиеся плохо запоминают правила чтения букв и буквосочетаний, читают неверно слова, заменяя другим правилом чтения. Не редко возникают сложности, связанные с психологическими особенностями учеников, ведь они могут быть разного возраста.

Материал будет восприниматься легче, если сделать подачу материала более яркой, доступной, то есть придать эмоциональную окраску. Для того, чтобы обучение чтению было не скучным, а вызывало интерес, можно применить цветные карточки. Такой вариант идеален для начальной школы. Как пример, можно привести знакомство с чтением гласных букв под ударением с применением яркой бумажной бабочки с необычными крыльями, где каждое крыло обозначает определенное правило.

Есть несколько методов, которые способствуют обучению техники чтения на современном уроке английского языка: алфавитный, звуковой, слоговый, метод целых слов, фонемно-графический метод, звуковой аналитико-синтетический метод.

В современных методиках также выделяют метод устного опережения, когда обучающиеся сначала изучают основные разговорные фразы иностранного языка и только потом переходят изучению правил чтения и написания букв и буквосочетаний. Как пишет С.Ф.Шатилов, такой метод устраняет две трудности из трёх:

- усвоение звукового образа слова и его значения;

- обучающимся остаётся только связать графический образ со звуковым, но не все могут это сделать, особенно труден переход к чтению после длительного устного вводного курса [4, с. 98].

Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить обучающихся читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. Овладение техникой чтения на современном уроке английского языка на начальном этапе является самостоятельной проблемой. Именно поэтому необходимо обратить особое внимание на формирование данного навыка в процессе обучения чтению. Проведенное исследование еще раз выявило проблемы, с которыми может столкнуться учитель в процессе обучения чтения на современном уроке английского языка [5, с. 71].

 

Список литературы:
1. Вербицкая М.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по иностранным языкам // М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, Н.В. Симкин. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // www.fipi.ru/sites/default/files/document/
2. Миролюбова А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность // А.А. Миролюбова. – Издательство «Титул». – 2016г. – 464с. 
3. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке: учебно-методическое пособие // С. К. Фоломкина. – Издательство «Москва: Высшая школа». – 2017. – 324с.
4. Шатилов С.Ф. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя // С.Ф. Шатилов. – Издательство «Аркти». – 2018г. – 98с.
5. Соловьёва Е.Н. Методика обучения иностранным языкам // Е. Н. Соловьёва. – Издательство «Астрель». – 2017г. – 71с.