Статья:

Формирование навыка чтения у школьников с ЗПР

Конференция: CXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ненадышина Е.К. Формирование навыка чтения у школьников с ЗПР // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(134). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(134).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование навыка чтения у школьников с ЗПР

Ненадышина Евгения Константиновна
студент Московский психолого-социальный университет, РФ, г. Москва
Майорова Юлия Анатольевна
научный руководитель,

 

Аннотация. Экспериментальное исследование посвящено изучению формирования навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития. Проведённое обследование позволило определить и апробировать основные направления, принципы и особенности организации коррекционно-развивающей работы по формированию навыка чтения у обследуемой категории детей, а также оценить их эффективность.

 

Ключевые слова: письменная речь, чтение, задержка психического развития, коррекция, формирование.

 

Проблемы успешного обучения детей в школе представляют сегодня особую важность как для педагогов, так и для родителей. Нередко исследователи таких сфер научного знания, как специальная педагогика, психология, языкознание, психолингвистика в качестве объекта изучения рассматривают читательскую компетенцию, которая выступает одним из ряда факторов, способствующих формированию познавательной, учебно-информационной, коммуникативной, общекультурной, социальной, ценностно-смысловой ориентаций ученика. На сегодняшний день практически в каждом классе любой школы есть младшие школьники, испытывающие трудности овладения навыком чтения. Нарушения чтения негативно влияет на овладение учащимися всеми школьными предметами. Навык чтения представляет собой комплексное явление. Это сложный психофизиологический процесс, в котором важную роль играют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, по мнению Б.Г. Ананьева, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» [2, c.21].  Д.Б. Эльконин отмечал, что «чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели» [10, c.22]. По мнению А.Н. Корнева чтение – это комплексный вид деятельности, включающий в себя определенные компоненты [7].

Вопросы нарушений чтения также широко представлены в трудах таких авторов как Т.А. Алтухова [1], Т.В. Ахутина [3], О.Б. Иншакова [6], А.Н. Корнев [7], М.Н. Русецкая [8], Ю,А.Гузий  [5 ] и других. Особого внимания со стороны специалистов требует процесс обучения чтению детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (Т.А. Власова [4], О.Ю. Чиж [9]). Вопрос поиска эффективных методик преодоления нарушений чтения возрастает в связи с активным внедрением инклюзивного образования и требований государственных образовательных стандартов к обеспечению качественного обучения всех детей, независимо от имеющихся у них нарушений развития.

Целью исследования являлась разработка, апробация и оценка эффективности  логопедической работы, направленную на формирование навыка чтения с учётом особенностей становления технической и смысловой стороны чтения у младших школьников с ЗПР.

Исследование проводилось на базе МБОУ №8 для детей с ОВЗ в г.Лыткарино. В исследовании принимали участие учащиеся второго класса с ЗПР в количестве 14 учащихся. Для оценки особенностей чтения использовалась апробированная методика О.Б. Иншаковой и Т.В. Ахутиной [3]. Выбор методики обусловлен тем, что она позволяет оценить техническую и смысловую стороны двух видов чтения. Методика включала в себя изучение:

1. Чтения «про себя».

2. Чтения вслух.

Также исследование по данной методике позволило:

  • выполнить оценку технической стороны чтения вслух и «про себя»;
  • выполнить оценку семантической стороны чтения вслух и «про себя»

Результаты исследования.

Скорость чтения. При оценке скорости чтения отмечено, что самое большое число знаков, прочитанных участниками вслух составило 183 знака, при чтении «про себя» – 179 знаков. Минимальное число знаков при чтении вслух – 79, «про себя» – 75. Таким образом, скорость чтения вслух у участников исследования выше, чем про себя.

Способ чтения.

При чтении вслух плавное чтение словосочетаниями и словами демонстрировали только 29% обучающихся, остальные плавно читали слогами и слияниями. При чтении «про себя» автоматизированным чтением характеризовались 29% участников, молчаливым чтением – 50% школьников. Читали с беззвучной артикуляцией 21% участников. Младших школьников с ЗПР, которые читали бы тихо или громко шепотом – не выявлено.

Правильность чтения.

Только 29% младших школьников с ЗПР допустили до 3 – х ошибок чтения. В большинстве случаев это были ошибки, связанные с неправильной расстановкой ударения, а также неправильным прочтением окончания слов. 36% обучающихся допустили 4 – 6 ошибок на уровне слова или слога. Данные дети также путали окончания слов, а также допускали смешения и замены букв.

Понимание прочитанного.

При оценке точности пересказа прочитанного вслух текста максимальный балл группы составил 62, минимальный – 22 балла из 100 возможных. При пересказе младшие школьники с ЗПР, в большинстве, использовали около половины и меньше слов и словосочетаний из авторского текста. Было выявлено несколько слов, не передающих авторский текст, но приблизительно отражающий его. При пересказе прочитанного большинству участников была необходима существенная стимулирующая помощь, самостоятельно пересказать текст без помощи для них было затруднительно. Только 21% младших школьников с ЗПР смогли пересказать текст, соблюдая все смысловые звенья. Эти дети характеризовались плавным чтением словосочетаниями и словами, поэтому смогли понять его суть и передать все события в нужной последовательности. По всем изучаемым параметрам понимания прочитанного результаты чтения «про себя» ниже, чем при чтении вслух. Узость словаря, в частности, активного, не давали детям возможности передать прочитанное, а недостаточный уровень памяти не позволял удержать всю прочитанную информацию.

Общение результатов исследования позволило сделать вывод о том, что  навык чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР отличается качественным своеобразием, выражающимся трудностях развития ассоциаций между звуком и буквой; нарушениях фонематического восприятия, анализа и синтеза; оптико-пространственных представлений. Недостаточность скорости чтения, его правильности, точности и выразительности приводит к снижению понимания его смысла. Узость словаря, снижение памяти приводят к трудностям запоминания прочитанного и передаче его смысла. На снижение осознанности чтения обучающихся с ЗПР повлияли следующие факторы: нарушение технической стороны чтения, проявляющееся при чтении вслух и про себя, сочетание с расстройствами речи, что проявлялось в виде пропусков, искажений, привнесением слов или их частей, снижением скорости чтения, потерями места в тексте, перестановкой слов в предложении, трудностями воспроизведения прочитанного и неспособностью сделать выводы из материала. Все это, в совокупности, отрицательно повлияло на темп чтения.

В рамках специально разработанной программы логопедических занятий особое внимание уделялось развитию не только устной речи, но и невербальных функций. Были реализованы два основных направления:

  1. Формирование технической стороны чтения

Задачи:

1. Формирование фонетико-фонематических процессов.

2. Упрочение звуко-буквенных связей.

3. Автоматизация слогослияния и чтения словами.

4. Развитие зрительных и оптико-пространственных представлений

  1. Формирование смысловой стороны чтения

Задачи:     

1. Развитие лексико-грамматического строя речи.

2. Уточнение синтаксических связей слов в предложениях.

3. Расширение и уточнение лексики.

4. Выработка самоконтроля понимания прочитанного, путем пересказа и подбора иллюстраций.

Применялся дифференцированный подход в процессе коррекции нарушений чтения у обучающихся с ЗПР.

Эффективность проведенных мероприятий была доказана на контрольном этапе. При вторичной диагностике навыка чтения вслух и «про себя» участников экспериментальной и контрольной групп получены разные результаты. Учащиеся, с которыми проводилась специально разработанная логопедическая работа, направленная на формирование технической и смысловой сторон чтения, показали более высокие результаты, что позволило признать разработанную и проведённую логопедическую работу эффективной. Исследование показало важность рассматриваемой проблемы и необходимость дальнейших исследований по поиску новых форм и методов работы по совершенствованию обучения чтению детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

 

Список литературы:
1. Алтухова Т. А. Изучение особенностей перцептивно – смысловой обработки текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи III и IV уровней //Школьный логопед. – 2005. – № 1 (4). – С. 31 – 43.
2. Ананьев Б.Г. Психология. – М.: Просвещение, 2002. – 220 с.
3. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. – М.: В Секачев, 2011. – 128 с.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение. 1985. – 321 с.
5. Гузий Ю.А. Чтение "про себя" у школьников с особенностями зрительного восприятия. - LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 152с.
6. Иншакова Н.С. Развитие и коррекция навыка чтения у детей с ЗПР // Педагогика и психология: от вопросов к решениям. Сборник научных трудов по итогам международной научно – практической конференции, Москва. – 2016. – С. 38 – 42.
7. Корнев А.П. Психология усвоения чтения. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. – 224 с.
8. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2014. – 192 с.
9. Чиж О.Ю. Формирование навыка чтения у детей с задержкой психического развития в условиях специализированного центра / О.Ю. Чиж: Дис. ... канд. пед.наук: 13.00.03 : Екатеринбург, 2004. – 192 c.
10. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии, 1956. – 90 с.