Изучение заинтересованности школьников в физике как науке и школьном предмете
Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Изучение заинтересованности школьников в физике как науке и школьном предмете
Проблема восприятия школьного материала и связи его с повседневной жизнью была актуальной всегда, особенно для курса естественных наук, в частности физики. Изучение физики необходимо для развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта на школьном этапе образования. В настоящее время вся школьная программа ограничивается государственными стандартами. Это привело к тому, что современные дети привыкли только «зубрить», списывать и совершенно разучились связывать выдаваемый им материал на уроке с окружающим нас миром. Как следствие, большинство молодых людей уже через год после выпуска из учебного заведения не помнят большей части материала.
К сожалению, но большинство нынешних учителей работают по устаревшей концепции, направленной на бездумное заучивание материала. Это необходимо лишь для того, чтобы успешно сдать Единый Государственный Экзамен, который подразумевает в себе демонстрацию учениками умения ставить галочки в нужной клетке и правильно написать нужную формулу. Стоит только перепутать буквы местами, и ученик теряет баллы, которые так необходимы для поступления в ВУЗы. Что мы имеем в итоге? Поколение людей, думающих только в пределах учебника, боящихся допустить ошибку, мыслящих узко и не стремящихся связывать окружающий мир со школьным курсом. Именно поэтому школьный предмет «физика» превратился в один из самых трудных предметов.
С чего начинается изучение новой темы на уроке? С экскурса в прошлое. Школьник отдаленно знает кто такой Эйнштейн и Кулон, но ему будет намного интереснее узнать об испытателях современности. Кто такой Илон Маск и как его изобретения могут изменить мир? Никто не предлагает поинтересоваться жизнью и научной деятельностью гениального английского физика Стивена Хокинга. Чтобы не быть в вакууме, человек должен идти в ногу со временем, изучать технические новинки и связывать из с законами природы. Это поможет заинтересовать, развивать и раскрывать скрытые таланты подрастающего поколения.
Большинство опытов, демонстрирующих на уроке, проводит сам учитель. Учащиеся просто смотрят и записывают в тетради то, что говорит педагог. Если бы у детей была возможность самим проводить эксперименты, самим собрать работающую электрическую цепь, то интерес к физике бы возрос. Но, так как не каждая школа может позволить себе купить оборудование на весь класс, то есть и альтернативный вариант. Вместо старых научных видеозаписей можно продемонстрировать фрагменты из научно-развлекательной программы «Галилео». Она освещает многие научно-популярные темы и показывает связь законов физики с современными технологиями. Как только вышли в прокат фильмы «Марсианин» или «Интерстеллар» — интерес к физике заметно возрос. Какими знаниями должен обладать человек, чтобы выжить, оставшись в одиночестве на Марсе? Интересен тот факт, что большую часть физических принципов, использованных в фильмах, тоже проходят в школе. Но чаще всего проходят мимо.
Чтобы качественно подготовить учеников к изучению физики, необходимо сначала привить любовь и заинтересованность к этому предмету, дать понять, что она не ограничивается страницами учебной литературы. В 6-7 классе дети, на наш взгляд, не готовы для изучения физики. Большинство уроков превращаются в заполнение пробелов в знании математики. Ученики сталкиваются с проблемами при подсчете в формуле и их уже не интересует ничего, кроме как побыстрее закончить с задачей и уйти. В такой ситуации любовь к предмету — это отношения вопреки.
Особое внимание стоит уделить задачам. Большинство школьных задач абстрактны. «Имеется некоторое тело…» или «Дан некий объект…». Это трудно представить и воспринять. Необходимы конкретные условия: «За какое время остынет горячий шоколад при температуре -10 градусов Цельсия?». Условия, связанные с жизнью, заинтересуют школьников намного больше, нежели абстрактные задачи.
Чтобы подкрепить наши доводы, мы провели анкетирование в 7-8 классах общеобразовательных школ города Тобольска. Цель анкетирования – изучение отношения учащихся к школьной физике и выявление заинтересованности в физике как науке.
Задачи анкетирования включают в себя качественное определение:
- факторов, влияющих на наличие интереса к предмету «Физика»,
- соответствуют ли методы и средства обучения физике ожиданиям учащихся.
Всего было составлено 14 вопросов, один из которых предполагал вариант с развернутым ответом, остальные – 3 варианта (да, не знаю или затрудняюсь ответить, нет). Все вопросы можно разделить на две группы: вопросы интереса в изучении физики как науки (1,7,8,9,12,13,14), и вопросы, связанные со школьной физикой (2,3,4,5,6,10,11). Результаты обработки данных представлены на диаграммах (количество ответов).
1. Интересна ли вам физика как наука? |
|
2. В какой степени вы понимаете материал школьной программы по физике? От 0 до 10 (0 – совсем не понимаю, 10 – отлично понимаю)
|
|
3. Нужно ли, на ваш взгляд, чтобы учитель использовал больше различных методов обучения? (просмотр фильмов, демонстрация опытов, походы на научные фестивали и т.д.) |
|
4. Как часто у вас возникают сложности с усваиванием школьной программы? Как думаете, почему? (из-за чего возникают сложности) |
|
5. Часто ли вам показывают видеоролики и презентации, которые показывают физические явления в реальной жизни? |
|
6. Интересны ли вам задачи, которые вы обычно решаете? |
|
7. Занимаетесь ли вы изучением физики внеурочное время? |
|
8. Хотели бы вы узнавать о новинках в области физики и о современных ученых-испытателях? |
|
9. Если ли у вас желание посещать кружки по изучению физических явлений? |
|
12. Интересуетесь ли вы фильмами о науке? |
|
13. Посещаете ли вы городские научные фестивали? |
|
14. Хотели бы заняться углубленным изучением физики?
|
|
10. Пользуетесь ли вы услугами репетиторов, если у вас возникают трудности с освоением предмета? |
|
11. Помогают ли вам дома родственники в изучении материала? |
Исходя из полученных результатов, делаем выводы:
- Со школьным материалом больше половины детей имеют трудности.
- 100 % школьников высказали желание в просмотре фильмов, опытов на уроках физики.
- Большая часть детей самостоятельно не ходит на городские фестивали, но хотели бы ходить с классом.
- Многие имеют репетиторов по данному предмету или обращаются к родственникам за помощью в изучении школьной физики.
- Большая часть респондентов хотела бы заниматься физикой как наукой и изучать новинки в этой области.
- Фильмы о науке детям интересны, но не многие их смотрели.
- Больше половины учащихся хотели бы посещать кружки по изучению физики.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что дети имеют заинтересованность в физике как науке, желают изучать новинки в данной области, смотреть познавательные фильмы. Но школьная программа не удовлетворяет интересы учащихся в полной мере (малое количество опытов, просмотров научных роликов; приоритет количественных задач над качественными; отсутствие совместных походов на научные фестивали). Это может являться одной из причин возникновения проблем по данной дисциплине.
Наше исследование может помочь школьным методистам, составителям учебных пособий, учителям и начинающим специалистам в улучшении качества выдаваемого материала и повышении уровня заинтересованности учащихся в физике как школьном предмете.