Статья:

Изучение заинтересованности школьников в физике как науке и школьном предмете

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бухрякова Т.Ю., Глухих М.В. Изучение заинтересованности школьников в физике как науке и школьном предмете // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(11).pdf (дата обращения: 28.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение заинтересованности школьников в физике как науке и школьном предмете

Бухрякова Татьяна Юрьевна
студент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тобольск
Глухих Максим Валериевич
студент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тобольск
Малышева Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тобольск

 

Проблема восприятия школьного материала и связи его с повседневной жизнью была актуальной всегда, особенно для курса естественных наук, в частности физики. Изучение физики необходимо для развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта на школьном этапе образования. В настоящее время вся школьная программа ограничивается государственными стандартами. Это привело к тому, что современные дети привыкли только «зубрить», списывать и совершенно разучились связывать выдаваемый им материал на уроке с окружающим нас миром. Как следствие, большинство молодых людей уже через год после выпуска из учебного заведения не помнят большей части материала.

К сожалению, но большинство нынешних учителей работают по устаревшей концепции, направленной на бездумное заучивание материала. Это необходимо лишь для того, чтобы успешно сдать Единый Государственный Экзамен, который подразумевает в себе демонстрацию учениками умения ставить галочки в нужной клетке и правильно написать нужную формулу. Стоит только перепутать буквы местами, и ученик теряет баллы, которые так необходимы для поступления в ВУЗы. Что мы имеем в итоге? Поколение людей, думающих только в пределах учебника, боящихся допустить ошибку, мыслящих узко и не стремящихся связывать окружающий мир со школьным курсом. Именно поэтому школьный предмет «физика» превратился в один из самых трудных предметов.

С чего начинается изучение новой темы на уроке? С экскурса в прошлое. Школьник отдаленно знает кто такой Эйнштейн и Кулон, но ему будет намного интереснее узнать об испытателях современности. Кто такой Илон Маск и как его изобретения могут изменить мир? Никто не предлагает поинтересоваться жизнью и научной деятельностью гениального английского физика Стивена Хокинга. Чтобы не быть в вакууме, человек должен идти в ногу со временем, изучать технические новинки и связывать из с законами природы. Это поможет заинтересовать, развивать и раскрывать скрытые таланты подрастающего поколения.

Большинство опытов, демонстрирующих на уроке, проводит сам учитель. Учащиеся просто смотрят и записывают в тетради то, что говорит педагог. Если бы у детей была возможность самим проводить эксперименты, самим собрать работающую электрическую цепь, то интерес к физике бы возрос. Но, так как не каждая школа может позволить себе купить оборудование на весь класс, то есть и альтернативный вариант. Вместо старых научных видеозаписей можно продемонстрировать фрагменты из научно-развлекательной программы «Галилео». Она освещает многие научно-популярные темы и показывает связь законов физики с современными технологиями. Как только вышли в прокат фильмы «Марсианин» или «Интерстеллар» — интерес к физике заметно возрос. Какими знаниями должен обладать человек, чтобы выжить, оставшись в одиночестве на Марсе? Интересен тот факт, что большую часть физических принципов, использованных в фильмах, тоже проходят в школе. Но чаще всего проходят мимо.

Чтобы качественно подготовить учеников к изучению физики, необходимо сначала привить любовь и заинтересованность к этому предмету, дать понять, что она не ограничивается страницами учебной литературы. В 6-7 классе дети, на наш взгляд, не готовы для изучения физики. Большинство уроков превращаются в заполнение пробелов в знании математики. Ученики сталкиваются с проблемами при подсчете в формуле и их уже не интересует ничего, кроме как побыстрее закончить с задачей и уйти. В такой ситуации любовь к предмету — это отношения вопреки.

Особое внимание стоит уделить задачам. Большинство школьных задач абстрактны. «Имеется некоторое тело…» или «Дан некий объект…». Это трудно представить и воспринять. Необходимы конкретные условия: «За какое время остынет горячий шоколад при температуре -10 градусов Цельсия?». Условия, связанные с жизнью, заинтересуют школьников намного больше, нежели абстрактные задачи.

Чтобы подкрепить наши доводы, мы провели анкетирование в 7-8 классах общеобразовательных школ города Тобольска. Цель анкетирования – изучение отношения учащихся к школьной физике и выявление заинтересованности в физике как науке.

Задачи анкетирования включают в себя качественное определение:

  1. факторов, влияющих на наличие интереса к предмету «Физика»,
  2. соответствуют ли методы и средства обучения физике ожиданиям учащихся.

Всего было составлено 14 вопросов, один из которых предполагал вариант с развернутым ответом, остальные – 3 варианта (да, не знаю или затрудняюсь ответить, нет). Все вопросы можно разделить на две группы: вопросы интереса в изучении физики как науки (1,7,8,9,12,13,14), и вопросы, связанные со школьной физикой (2,3,4,5,6,10,11). Результаты обработки данных представлены на диаграммах (количество ответов).

1. Интересна ли вам физика как наука?

2. В какой степени вы понимаете материал школьной программы по физике? От 0 до 10 (0 – совсем не понимаю, 10 – отлично понимаю)

 

3. Нужно ли, на ваш взгляд, чтобы учитель использовал больше различных методов обучения? (просмотр фильмов, демонстрация опытов, походы на научные фестивали и т.д.)

4. Как часто у вас возникают сложности с усваиванием школьной программы? Как думаете, почему? (из-за чего возникают сложности)

5. Часто ли вам показывают видеоролики и презентации, которые показывают физические явления в реальной жизни?

6. Интересны ли вам задачи, которые вы обычно решаете?

7. Занимаетесь ли вы изучением физики внеурочное время?

8. Хотели бы вы узнавать о новинках в области физики и о современных ученых-испытателях?

9. Если ли у вас желание посещать кружки по изучению физических явлений?

12. Интересуетесь ли вы фильмами о науке?

13. Посещаете ли вы городские научные фестивали?

14. Хотели бы заняться углубленным изучением физики?

 

10. Пользуетесь ли вы услугами репетиторов, если у вас возникают трудности с освоением предмета?

11. Помогают ли вам дома родственники в изучении материала?

 

Исходя из полученных результатов, делаем выводы:

  1. Со школьным материалом больше половины детей имеют трудности.
  2. 100 % школьников высказали желание в просмотре фильмов, опытов на уроках физики.
  3. Большая часть детей самостоятельно не ходит на городские фестивали, но хотели бы ходить с классом.
  4. Многие имеют репетиторов по данному предмету или обращаются к родственникам за помощью в изучении школьной физики.
  5. Большая часть респондентов хотела бы заниматься физикой как наукой и изучать новинки в этой области.
  6. Фильмы о науке детям интересны, но не многие их смотрели.
  7. Больше половины учащихся хотели бы посещать кружки по изучению физики.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что дети имеют заинтересованность в физике как науке, желают изучать новинки в данной области, смотреть познавательные фильмы. Но школьная программа не удовлетворяет интересы учащихся в полной мере (малое количество опытов, просмотров научных роликов; приоритет количественных задач над качественными; отсутствие совместных походов на научные фестивали). Это может являться одной из причин возникновения проблем по данной дисциплине.

Наше исследование может помочь школьным методистам, составителям учебных пособий, учителям и начинающим специалистам в улучшении качества выдаваемого материала и повышении уровня заинтересованности учащихся в физике как школьном предмете. 

 

Список литературы:
1. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 c.
2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 c.