Статья:

Психологические особенности формирования рецептивного умения чтения у учащихся на уроках английского языка

Конференция: LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Карамышева М.М. Психологические особенности формирования рецептивного умения чтения у учащихся на уроках английского языка // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(73). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/4(73).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологические особенности формирования рецептивного умения чтения у учащихся на уроках английского языка

Карамышева Мария Михайловна
магистрант, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Обучение иностранному языку учащихся среднего звена находится под пристальным вниманием исследователей и методистов в современном обществе. Этот процесс имеет особое значение, так как повышение качества обучения иностранному языку является первостепенной задачей обучения и воспитания в период обучения  в средней школе.

И. В. Рахманов отмечает, что обучения иностранному языку - это "процесс систематического и последовательного сообщения учителем знаний и привитие умений и навыков в области иностранных языков, процесс активного и сознательного усвоения их учащимися, процесс создания и закрепления у детей тех качеств, которые мы стремимся у них воспитать". Отсюда следует, что процесс обучения иностранному языку является "двусторонним" процессом - и со стороны ученика, и со стороны учителя. Проблема обучению школьников навыку чтения является актуальной в настоящее время, поскольку чтение является одним из важнейши навыков, составляющих рецептивные умения [3, с. 175].

Чтение реализует познавательную функцию языка, оно способствует развитию как образного, так и логического мышления. В процессе чтения, задействуется мышление, а также такие мыслительные операции, как наблюдение, сравнение, анализ, синтез, которые, в свою очередь, относятся к познавательным  универсальным учебным действиям. В учебном процессе тексты должны соответствовать коммуникативно – познавательным интересам и потребностям школьников, соответствовать по степени сложности их языковому и речевому опыту в родном и иностранном языках, содержать интересную для учащихся  каждой возрастной группы информацию.

Формирование у школьников навыка чтения имеет свои психологические особенности. Известные педагоги и психологи, как А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л.С. Выготский отмечают, что в течении подросткового периода меняется протекание психических процессов. Установленные в начальной школе рамки восприятия языка усложняются, цели обучения переходят из игровой деятельности в учебную. Обучения языку становится комплексным, основательным, постоянным. Кроме того, происходит развитие познавательных универсальных учебных действий – одного из требований современного ФГОС. Как уже отмечалось выше, происходит развитие таких познавательных процессов, как анализ, синтез, сравнение [2, с.13].

Чтение на уроках английского языка может быть различным. Так, профессор психологии  З. И. Клычникова выделяет следующие виды чтения:

- чтение изучающее, просмотровое, с охватом общего содержания, детализирующее;

- чтение текста с неснятыми трудностями, с полностью снятыми трудностями, с частично снятыми трудностями;

- подготовленное, частично подготовленное и неподготовленное;

- объясненное, частично объясненное и необъяснённое;

- обычное и учебное;

- тренировочное и контрольное;

- классное, домашнее, лабораторное;

- индивидуальное и групповое [1, с.155].

Нельзя не отметить и то, что в процессе чтения школьники могут совершать ряд ошибок, характерным для данного вида деятельности. З. И. Клычникова разделяет их на несколько групп, таких как:

1) ошибки в прочтении слова без учета соответствующих правил или особенностей обозначения буквами звуков, входящих в это слово. Данный тип ошибки происходит в том случае, когда учащемуся сложно соотнести зрительный и звуковой образ прочитываемого слова, а далее предложения и текста;

2) ошибки, связанные с прочтением  в рамках родного языка. Часто школьники могут употреблять правила русского языка, изучая английский язык;

3) ошибки, связанные с «исключениями» в правилах чтения. Один из ярких примеров этого является чтение сочетания ea – как [i:] в словах типа: speak, teach, read. Но, в тоже время, этот же слог в словах bread spread ready читается как [e]. Это является одной из самых распространенных ошибок, так как школьники действуют «по образцу», по «заученному» правилу;

4) данный тип ошибки связан с неумением применить изученное правило чтения. Это происходит в случае сложностей у школьников с умением анализировать и языковые особенности  и явления.

5) ошибки внеконтекстного восприятия. Это значит, что в сознании учащегося слово функционирует не в тексте, как целом, а как самостоятельная часть, вне текста. Соответственно, школьники не понимают смысла целой фразы (предложения, текста) [1, с. 156].

В заключение стоит отметить, что обучения школьников рецептивному умению чтению является важнейшим этапом в обучении иностранному языку. Перед учителем английского языка стоит сложная и важная задача – учитывать психологические, возрастные особенности  учащихся, а также языковые вариации английского языка. Необходимо не только определить цель, методику и этапы обучения чтению, но и предвидеть возможные ошибки учеников. Чтение как вид речевой деятельности играет огромную роль на уроках иностранного языка. Обучение является одной из главнейших задач, поставленных перед преподавателем в школе.

 

Список литературы:
1. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Пособие для учителя. // – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1983. – 207 с.
2. Орещенко Э. А. Психологические особенности обучения чтению на английском языке. /Орещенко Э.А. // – П. Синегорск, 2009.– 13с
3. Рахманов И.В., Гез Н.И., Зимняя И.А., Фоломкина С.К., Шайкевич А.Я. Основные направления методики преподавания иностранных языков в XIX-XX веке. Ч. 1. В 3-х частях. М.: Педагогика, 1972. 320 с.