Статья:

Особенности межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Попова Е.С. Особенности межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/11(12).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста

Попова Елена Сергеевна
студент, ФГБОУ Мичуринский ГАУ Социально-педагогический институт, РФ, г. Мичуринск
Корепанова Елена Васильевна
научный руководитель, заведующая кафедрой педагогики и психологии, канд. психол. наук, доцент, ФГБОУ Мичуринский ГАУ Социально-педагогический институт, РФ, г. Мичуринск

 

Младший школьный возраст (6-7 - 10-11 лет) - начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус, внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию.

Ребенок, поступая в школу, попадает в группу сверстников, объединенную в учебный класс. С социально-психологической точки зрения, учебный класс - это малая группа, под которой, как правило, понимается объединение трех или более людей, взаимодействующих друг с другом и разделяющих общие цели и нормы[4, с. 110]. Школьник включается в новую для него группу, в которой он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. По сравнению с дошкольным возрастом, где взаимодействие ребенка со сверстниками происходит через игру, в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является - учебная, в связи с которой между детьми возникает система деловых отношений. Структура этих отношений задаётся извне, педагогом.

Взаимодействуя с детьми, педагог обязан изучать, знать и учитывать особенности любого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную развивающую деятельность.

С приходом в школу отношения «ребенок - взрослый» разделяются на две системы отношений: «ребенок – учитель» и «ребенок – родители». Ведущая роль принадлежит структуре «ребенок – учитель», определяющей все остальные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Взаимоотношения, межличностное общение младших школьников во многом определяются учителем через организацию образовательного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе[4, с. 115].

 Дети, как правило, ориентируются на мнение учителя, он, в свою очередь выступает для учащихся носителем общественного мнения, которое является авторитетным для учащихся. На это указывают все исследователи, которые пишут об этом возрасте. «Учителю он верит безгранично» [2; 5].

Ученики, занимающие наиболее благоприятное место в системе личных взаимоотношений, это дети, обладающие общительным, ровным характером, хорошими способностями, богатой фантазией и инициативой. Большинство из них хорошо учатся. Девочки обладают привлекательной внешностью. Прежде всего, особенность их личности - хорошие способности. Не все эти ребята отличники. Среди них есть и просто хорошие ученики, и троечники. Более того, многие не всегда добросовестно относятся к учебной деятельности. Однако среди них нет ни одного малоспособного, таким образом, хорошие способности - один из важнейших факторов, обеспечивающих ученику благоприятное положение в системе личных взаимоотношений. Хорошие способности - необходимый, но не достаточный фактор для того, чтобы ученик занял благоприятное место[6,с. 328].

Для детей младшего школьного возраста очень важно приобрести навыки социального взаимодействия со сверстниками, а также умение заводить друзей. Это является одной из важных задач развития детей на данном возрастном этапе.

Характерным для взаимоотношений младших школьников является то, что их выбор друга основывается прежде всего на общих жизненных обстоятельств и интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются определенной литературой и т.п.) Дети еще не могут выбирать друзей по каким-то различным качествам личности, но в целом к середине четвертого класса дети начинают осознавать черты личности, характера, обсуждать их между собой и со значимыми взрослыми. При необходимости выбрать одноклассников для какой-то совместной деятельности, они начинают мотивировать свой выбор определенными качествами других детей.

На первых этапах ориентации в новом коллективе у части детей проявляются, в общем, не свойственные им черты характера (застенчивость, развязанность). Эти проявления являются временным явлением - проявлением адаптации ребенка к межличностному общению в новой для него группе сверстников. Иногда дети "ищут" свою позицию в коллективе, проявляя разные стили поведения, и по мере стабилизации коллектива и отношений в группе такие проявления проходят, и ребенок начинает проявлять истинные, присущие ему черты характера [3, с. 757].

У детей младшего школьного возраста, в первый год обучения возрастает уровень конформности, являющимся закономерным следствием вхождения в новую группу. Происходит это из-за новой социальной ситуации и новых правил поведения. Общение ребенка со сверстниками стимулирует их учебную деятельность. К концу первого класса дети воспринимают учебные задачи как стоящие перед всем классом. Они замечают, кто из одноклассников мешает работать, у кого хорошо получается усваивать учебный ма­териал, а у кого плохо.

К 3-му и 4-ому классу учитель является уже менее значимым для ребенка, чем связи с одноклассниками, которые становятся более тесными и дифференцированными. Вместе с тем, что изменяется внешний характер общения, меняется также и его внутренняя содержательная структура, выражающаяся в том, что темы и мотивы общения изменяются. Если в 1-ом и 2-ом классе выбор детьми партнеров по общению зависел в основном от успехов в учении и от оценок учителя, то к 3-му и 4-ому классу появляется иная мотивация, которая связана с независимой оценкой со стороны школьных и личностных достоинств и форм поведения партнера по общению. 

Межличностные отношения со сверстниками становятся все более важными и оказывают практически основное влияние на социальное и личностное развитие детей. Феномен дружбы появляется как раз в период младшего школьного возраста, как индивидуально-избирательные глубокие межличностные отношения между детьми, они характеризуются взаимной привязанностью, которая основана на симпатии и определенного принятия другого. Групповая дружба является распространенным видом дружбы в младшем школьном возрасте. Дружба выполняет такие важные функции, как самосознание и формирует чувство причастности к обществу себе подобных. [2, с. 88].

Дружеские отношения в младшем школьном возрасте нестабильны, так как возрасту свойственна смена интересов, меняются и дружеские предпочтения.

Причем, если в 1–2 классе дети предпочитают дружить только с детьми своего пола, то к 3 классу появляются смешанные группы и даже пары мальчик – девочка, склонные проводить время вместе. Таким образом, в выборе партнера для дружеских отношений пол перестает играть значимую роль, на первое место выходят сходство интересов, умение общаться, умение поддерживать дружеские отношения, своего рода духовная близость.

Общение является важным условием психического развития младшего школьника. И для того, чтобы ребенок был лучше адаптирован к жизни в социальной сфере, смог реализовать себя, всегда мог завести друзей и найти общий язык с любым человеком, необходимо развитие его коммуникативных способностей.

Дети, которые мало общаются со своими сверстниками из-за того, что не могут организовать общение, чувствуют себя уязвленными, что может привести к их эмоциональному неблагополучию, а именно, к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Такие дети, как правило, сосредоточены на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах или недостатках. Такое неблагополучное внутренне состояние ребенка может вызывать тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение младшего школьника со сверстником, но и в будущем может принести массу различных проблем.

Социальная перцепция - один из важных показателей развития коммуникативных способностей, и в младшем возрасте она имеет свои специфичные черты: ситуативность, стереотипность, ориентация на внешние признаки. Внешнее обличие других для детей младшего школьного возраста, является "фундаментом", на котором строятся образы других людей. Поэтому дети выбираю партнеров по общению, именно с привлекательной для них внешностью.

Адекватная самооценка является основой для развития коммуникативных способностей младших школьников. В этом возрасте у детей появляется определенная самооценка по отношению к своим коммуникативным качествам. Если ребенок осознает наличие своих коммуникативных особенностей и возможности для их реализации, то это является условием развития высокой, адекватной самооценки. Главное как ребенок будет осознавать себя в процессе общения: получается ли у него что-то лучше, чем у других, и над чем ему стоит еще работать. Таким образом, у ребенка зарождается коммуникативная рефлексия.

В психологии выделяют три круга общения школьников. Они существуют в каждом классе. В первый круг входят те одноклассники, которые вызывают у ребенка устойчивую симпатию, эмоциональное тяготение. Среди них присутствуют дети, которые в свою очередь отдают предпочтение данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь. У некоторых учеников может и не быть ни одного одноклассника, к которому они испытывали бы устойчивую симпатию, то есть, у таких детей нет в классе первого круга желаемого общения. Понятие первого круга общения включает в себя как частный случай так и группировку. Группировку составляют ученики, объединяемые взаимной связью, те, кто входит в первый круг общения друг с другом. Остальные одноклассники, к которым ученик испытывает большую или меньшую симпатию, входят во второй круг его общения в классе. Психологическая основа коллектива это та его часть, где ученики взаимно составляют друг для друга второй круг желаемого общения[2; 6].

Естественно, что эти круги желаемого общения, не являются застывшим явлением. Дети, которые раньше составляли для ученика второй круг общения, могут войти и в первый, и наоборот. Третий круг самый широкий и взаимодействует с первым и вторым, его составляют все ученики класса.

К 3-му и 4-ому классу критерии приемлемости несколько изменяются. Дети, оценивая сверстников, все также на первое место ставят общественную активность, где ценятся уже действительно организаторские способности, но не сам факт общественного поручения учителя, как было в первом классе. И все также роль играет красивая внешность. Для младших школьников особо важными становятся и определенные личностные качества товарищей, такие как самостоятельность, честность, уверенность. На второй план отходят показатели, связанные с учением, как это было ранее.

Таким образом, в младшем школьном возрасте меняется характер общения, межличностных отношений со сверстниками и взрослыми. Общение является важным условием психического развития младшего школьника. 

 

Список литературы:
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. – М.: Московский псих.-соц. ин-т, 2010. – 416 с.
2. Амельков А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия.  Мозырь: Содействие, 2006.  108 с.
3. Вахтеров В. П. Нравственное воспитание и начальная школа. - М.: Книга по Требованию, 2015. – 898 с.
4. Виноградова, Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: "Просвещение", 2010. – 2011. – 184 с.
5. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. пособие для педагогов и психологов. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003. – 312 с.
6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. – М.: Академия, 2010. – 452 с.
7. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева – 4-е изд. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2011. – 398 с.