Статья:

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Конференция: CLXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Колпакова В.И. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(172). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(172).pdf (дата обращения: 15.06.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Колпакова Вероника Игоревна
студент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Быков Сергей Александрович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

 

Существует множество точек зрений о том, что подразумевает под собой управление как самостоятельный процесс. Для того, чтобы прийти к единому мнению, проанализируем несколько из них:

Так, к примеру, З. П. Румянцева утверждала, что «управление – деятельность и процессы, связанные с разработкой концепции и стратегии развития организации, постановкой целей, планированием, организацией деятельности, координированием и контролем, а при необходимости корректировка уже принятых решений» [7, с.17].

В работе «Задачи менеджмента в XXI веке» управление трактуется как «особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу» [3, с. 27].

Помимо этого, ряд научных деятелей сходится во мнении, что управление можно расценивать как «целенаправленное воздействие субъекта управления на его объекты с целью создания эффективной функционирующей системы на основе информационных связей и отношений» [1, с. 4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в общем смысле управление – это процесс, направленный на объединение и структурирование всех внутренних систем, с целью достижения поставленных целей и поиска решений возникающих на пути проблем.

Говоря об образовательном процессе, стоит отметить, что согласно педагогическому словарю под авторством Коджаспирова Г.М. «образовательный процесс – это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом [5, с. 94].

В педагогическом словаре под редакцией Загвязинского В.И. образовательный процесс трактуется как «педагогически обоснованное, последовательное, непрерывное изменение состояний субъектов обучения и воспитания в социально организованной среде с целью достижения ими (как минимум) заданного государственным стандартом уровня» [4, с.21].

По мнению Шарохиной Е.В. этот процесс обуславливается общением, управляемым познанием, усвоением знаний и опыта, а также воспроизведением и овладением какой-либо деятельностью [10, с. 37].

Таким образом, обобщая вышеперечисленные понятия, можно сделать вывод о том, что образовательный процесс – совокупность целенаправленного непрерывного взаимодействия между субъектами образования, направленное на обучение, воспитание и развитие личности обучающегося.

Обратимся к функциональной стороне управления образовательным процессом, рассмотрев систему Т.И.Шамовой, выделившей шесть основных функций: мотивационно-целевая, информационно–аналитическая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная [9, с 73].

Мотивационно-целевая функция. Характеризуя данную функцию в управлении образовательными процессами, стоит отметить, что сама по себе цель – это осознанный желаемый конечный результат. Мотивационно-целевая функция ориентирована на отлаженную работу педагогического коллектива, обеспечивающего результативность в обучении школьников. С одной стороны, степень мотивации и целеполагание – основные оставляющие функционирования и развития образовательного процесса, а способность руководителя, в данном случае учителя, грамотно их связать - одно из важнейших качеств управления.

Информационно-аналитическая функция важна тем, что она обеспечивает коммуникативную составляющую в рамках образовательного процесса, причем данная составляющая включает в себя не только взаимодействие между субъектами организации, но и способствует устойчивому и достоверному потоку информации за счет поиска, анализа и систематизации. 

Планово-прогностическая функция отличается тем, что ее можно определить как «деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и путей по их реализации». При этом, при реализации планирования, нужно придерживаться ряда принципов, например, таких как: «единство целей и условий реализации; деление на долгосрочность и краткосрочность; комплексный подход к планированию; стабильность и гибкость на основе имеющихся прогнозов» [8, с. 39].

Организационно-исполнительская функция воплощает в себе деятельностный характер системы управления внутри образовательного процесса. Данная функция способствует формированию и урегулированию межличностных взаимодействий через множество методов и форм, необходимых для достижения поставленных результатов.

Контрольно-диагностическая функция имеет важную роль в системе управления образовательным процессом. Выстраивая взаимоотношения между учащимся и педагогами, не стоит забывать и об организации общего контроля деятельности или системе самообследования, включающую в себя самоконтроль, самоанализ и самооценку. Каждый процесс состоит из множества аспектов, которые, в результате отлаженной работы действенной системы складываются в конечный продукт – результат деятельности.

Регулятивно-коррекционная отвечает за внесение изменений как больших, так и незначительных для удержания процесса обучения на должном уровне и повышение его качества за счет своевременного реагирования на возникающие столкновения, конфликтные ситуации и масштабные проблемы.

При этом стоит помнить о том, что нельзя приступать к коррекционным шагам без анализа и выявления «раздражителей», вызывающих нарушения и отклонения от заданного курса по достижению образовательных результатов.

Анализируя литературу на тему подходов в управлении образованием, можно выделить несколько, получивших наибольшее распространение: системный, функциональный, поведенческий, синергический, деятельностный, ситуационный, рефлексивный. Рассмотрим некоторые из них.

Системный подход один из часто встречающихся подходов, представляющий собой структурированное управление, с постановкой главенствующей цели, выделением второстепенных целей, помогающих в достижении главной. Далее в управлении ставятся соответствующие целям задачи, к задачам прописываются пути и сроки их реализации. Строится схема распределения ресурсов, согласно выделенным путям решения проблемы (главной цели), а также на протяжении всех этапов проводится промежуточный контроль, а также контроль на начальных и конечных этапах.

Функциональный подход является воплощением основных функций управления. Данный подход позволяет распределять обязанности и ответственность между работниками, наделяя их конкретными функциями. «Внутри организации происходит деление на функциональные области, схожие блоки заданий и полномочий, выполняемых сотрудниками. Во главу каждой функциональной области встает руководить, далее происходит деление на подсистемы со своими подфункциями, во главе которых также имеется руководитель, отвечающий за управление и исполнение наделенных функций. Руководитель отвечает за результат и его эффективность. стоит отметить, что данный подход применяется при многократно повторяющейся деятельности» [6, с.1].

Деятельностный подход сосредоточен на том, чтобы рассмотреть организацию с точки зрения целостной системы, осуществляющей организационно-управленческую деятельность. Управление организацией в данном случае выступает в качестве профессиональной деятельности, состоящей из конкретных целей, средств, процессов и результатов [2, с.31].

Ситуативный подход призывает принимать управленческие решения в рамках одной конкретной ситуации, т. е. адаптировать свои управленческие знания и умения под ситуацию, тем самым обеспечивая наибольшую эффективность и результативность своей деятельности. Основной механизм реализации подхода: «анализ образовательной ситуации с целью выделения значимых проблем; определение ценности полученных результатов в различных педагогических ситуациях; прогноз развития педагогических систем на основе конкретных образовательных ситуаций.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что системный подход является одним из самых рентабельных и распространённых подходов, так как представляет собой совокупность указанных выше подходов, что делает его одним из самых гибких и универсальных при формировании готовности педагогов к использованию дистанционных технологий.

Помимо этого, подводя итоги о функциональной стороне управления, можно сделать следующие выводы: цель – это системообразующая составляющая, без которой невозможно организовать результативную специализированную деятельность. Мотивационно-целевая функция – основополагающая функция всех процессов, в том числе образовательного. Начиная с мотивации и анализа, необходимо обдумывать дальнейшие шаги по достижению конечной цели. Для этого важно проанализировать информационное поле, выделить проблему и причины ее появления, распланировать и организовать комплекс мероприятий, например программу или дорожную карту, способствующую решению возникшей проблемы. В процессе реализации запланированных мероприятий важно контролировать и диагностировать этапы программы для своевременной корректировки при отклонении или не результативности выполняемых действий.

 

Список литературы:
1 Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. 4 издание с изменениями и дополнениями. Москва: НОРМА, 2009. 465 с.
2 Виноградова И.И. Управление дошкольным образованием: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: ЮРАЙТ, 2018. 394 с.
3 Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. Москва: Вильямс, 2004. 272 с. 
4 Закирова А. Ф. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений под ред. В.И. Загвязинского. Москва.: Академия, 2008. 352 с.
5 Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2005. 176 с.
6 Мальцев С.В. Корпоративный менеджмент. Процессный подход к управлению: теория и практика применения: [сайт]. Москва, 2018. URL: https://www.cfin.ru/itm/bpr/t&p.shtml (дата обращения: 15.04.2022).
7 Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика. Москва: ИНФРА-М, 2007. 304 с.
8 Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в школе, Москва: Скрипторий, 2004. 568 с.
9 Шамова Т.И. Управление образовательными системами. Москва: Владос, 2002. 214 с.
10 Шарохина Е В. Образовательный процесс: [сайт]. Москва, 2009. URL: https://psy.wikireading.ru/2777 (дата обращения: 17.02.2022).