СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
Конференция: CLXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CLXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
Существует множество точек зрений о том, что подразумевает под собой управление как самостоятельный процесс. Для того, чтобы прийти к единому мнению, проанализируем несколько из них:
Так, к примеру, З. П. Румянцева утверждала, что «управление – деятельность и процессы, связанные с разработкой концепции и стратегии развития организации, постановкой целей, планированием, организацией деятельности, координированием и контролем, а при необходимости корректировка уже принятых решений» [7, с.17].
В работе «Задачи менеджмента в XXI веке» управление трактуется как «особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу» [3, с. 27].
Помимо этого, ряд научных деятелей сходится во мнении, что управление можно расценивать как «целенаправленное воздействие субъекта управления на его объекты с целью создания эффективной функционирующей системы на основе информационных связей и отношений» [1, с. 4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в общем смысле управление – это процесс, направленный на объединение и структурирование всех внутренних систем, с целью достижения поставленных целей и поиска решений возникающих на пути проблем.
Говоря об образовательном процессе, стоит отметить, что согласно педагогическому словарю под авторством Коджаспирова Г.М. «образовательный процесс – это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом [5, с. 94].
В педагогическом словаре под редакцией Загвязинского В.И. образовательный процесс трактуется как «педагогически обоснованное, последовательное, непрерывное изменение состояний субъектов обучения и воспитания в социально организованной среде с целью достижения ими (как минимум) заданного государственным стандартом уровня» [4, с.21].
По мнению Шарохиной Е.В. этот процесс обуславливается общением, управляемым познанием, усвоением знаний и опыта, а также воспроизведением и овладением какой-либо деятельностью [10, с. 37].
Таким образом, обобщая вышеперечисленные понятия, можно сделать вывод о том, что образовательный процесс – совокупность целенаправленного непрерывного взаимодействия между субъектами образования, направленное на обучение, воспитание и развитие личности обучающегося.
Обратимся к функциональной стороне управления образовательным процессом, рассмотрев систему Т.И.Шамовой, выделившей шесть основных функций: мотивационно-целевая, информационно–аналитическая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная [9, с 73].
Мотивационно-целевая функция. Характеризуя данную функцию в управлении образовательными процессами, стоит отметить, что сама по себе цель – это осознанный желаемый конечный результат. Мотивационно-целевая функция ориентирована на отлаженную работу педагогического коллектива, обеспечивающего результативность в обучении школьников. С одной стороны, степень мотивации и целеполагание – основные оставляющие функционирования и развития образовательного процесса, а способность руководителя, в данном случае учителя, грамотно их связать - одно из важнейших качеств управления.
Информационно-аналитическая функция важна тем, что она обеспечивает коммуникативную составляющую в рамках образовательного процесса, причем данная составляющая включает в себя не только взаимодействие между субъектами организации, но и способствует устойчивому и достоверному потоку информации за счет поиска, анализа и систематизации.
Планово-прогностическая функция отличается тем, что ее можно определить как «деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и путей по их реализации». При этом, при реализации планирования, нужно придерживаться ряда принципов, например, таких как: «единство целей и условий реализации; деление на долгосрочность и краткосрочность; комплексный подход к планированию; стабильность и гибкость на основе имеющихся прогнозов» [8, с. 39].
Организационно-исполнительская функция воплощает в себе деятельностный характер системы управления внутри образовательного процесса. Данная функция способствует формированию и урегулированию межличностных взаимодействий через множество методов и форм, необходимых для достижения поставленных результатов.
Контрольно-диагностическая функция имеет важную роль в системе управления образовательным процессом. Выстраивая взаимоотношения между учащимся и педагогами, не стоит забывать и об организации общего контроля деятельности или системе самообследования, включающую в себя самоконтроль, самоанализ и самооценку. Каждый процесс состоит из множества аспектов, которые, в результате отлаженной работы действенной системы складываются в конечный продукт – результат деятельности.
Регулятивно-коррекционная отвечает за внесение изменений как больших, так и незначительных для удержания процесса обучения на должном уровне и повышение его качества за счет своевременного реагирования на возникающие столкновения, конфликтные ситуации и масштабные проблемы.
При этом стоит помнить о том, что нельзя приступать к коррекционным шагам без анализа и выявления «раздражителей», вызывающих нарушения и отклонения от заданного курса по достижению образовательных результатов.
Анализируя литературу на тему подходов в управлении образованием, можно выделить несколько, получивших наибольшее распространение: системный, функциональный, поведенческий, синергический, деятельностный, ситуационный, рефлексивный. Рассмотрим некоторые из них.
Системный подход один из часто встречающихся подходов, представляющий собой структурированное управление, с постановкой главенствующей цели, выделением второстепенных целей, помогающих в достижении главной. Далее в управлении ставятся соответствующие целям задачи, к задачам прописываются пути и сроки их реализации. Строится схема распределения ресурсов, согласно выделенным путям решения проблемы (главной цели), а также на протяжении всех этапов проводится промежуточный контроль, а также контроль на начальных и конечных этапах.
Функциональный подход является воплощением основных функций управления. Данный подход позволяет распределять обязанности и ответственность между работниками, наделяя их конкретными функциями. «Внутри организации происходит деление на функциональные области, схожие блоки заданий и полномочий, выполняемых сотрудниками. Во главу каждой функциональной области встает руководить, далее происходит деление на подсистемы со своими подфункциями, во главе которых также имеется руководитель, отвечающий за управление и исполнение наделенных функций. Руководитель отвечает за результат и его эффективность. стоит отметить, что данный подход применяется при многократно повторяющейся деятельности» [6, с.1].
Деятельностный подход сосредоточен на том, чтобы рассмотреть организацию с точки зрения целостной системы, осуществляющей организационно-управленческую деятельность. Управление организацией в данном случае выступает в качестве профессиональной деятельности, состоящей из конкретных целей, средств, процессов и результатов [2, с.31].
Ситуативный подход призывает принимать управленческие решения в рамках одной конкретной ситуации, т. е. адаптировать свои управленческие знания и умения под ситуацию, тем самым обеспечивая наибольшую эффективность и результативность своей деятельности. Основной механизм реализации подхода: «анализ образовательной ситуации с целью выделения значимых проблем; определение ценности полученных результатов в различных педагогических ситуациях; прогноз развития педагогических систем на основе конкретных образовательных ситуаций.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что системный подход является одним из самых рентабельных и распространённых подходов, так как представляет собой совокупность указанных выше подходов, что делает его одним из самых гибких и универсальных при формировании готовности педагогов к использованию дистанционных технологий.
Помимо этого, подводя итоги о функциональной стороне управления, можно сделать следующие выводы: цель – это системообразующая составляющая, без которой невозможно организовать результативную специализированную деятельность. Мотивационно-целевая функция – основополагающая функция всех процессов, в том числе образовательного. Начиная с мотивации и анализа, необходимо обдумывать дальнейшие шаги по достижению конечной цели. Для этого важно проанализировать информационное поле, выделить проблему и причины ее появления, распланировать и организовать комплекс мероприятий, например программу или дорожную карту, способствующую решению возникшей проблемы. В процессе реализации запланированных мероприятий важно контролировать и диагностировать этапы программы для своевременной корректировки при отклонении или не результативности выполняемых действий.