Организация самостоятельной работы учащихся
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Организация самостоятельной работы учащихся
Самостоятельная работа играет огромную роль в обучении учащихся, она помогает привить ученику самостоятельность мышления, умение добиваться поставленной цели, трудолюбие, усердие, обогащает внутренний мир и развивает творческую фантазию.
Зачастую, приходя в музыкальную школу, родители и будущие ученики настроены положительно на обучение, детям интересны новые занятия, новые друзья и учителя. Но по мере возрастания сложности информации, исполняемой программы и тех фактов, что в данной сфере обучения необходимо много времени уделять самостоятельной работе, или по другому – домашней работе, у ребенка желание заниматься и углубляться в данную область снижается или вовсе пропадает.
Для поддержания и развития интереса в процессе обучения важную роль, особенно на первоначальном этапе, играет педагог. Именно от него будет зависеть, возрастет ли интерес ученика или вовсе будет пропадать от урока к уроку. Занятия должны проходить максимально интересно для ученика. Важно не только учитывать возраст учащегося, но и преподносить ему учебный материал в доступной и интересной форме, применяя творческие задания, направленные на развитие музыкального воображения, слуха, памяти, например, слушать как можно больше музыки, сочиняя к ней различные истории, создавая музыкальные образы. Такой вид занятий поможет развить музыкально-образное мышление, выявить творческую индивидуальность учащегося, которые так важны для музыканта. К занятиям необходимо добавлять разнообразные игры и упражнения, как за инструментом, так и без него. Все это наряду с традиционными видами учебной работы поможет подготовить пианистический аппарат к дальнейшей работе. Такая творческая направленность учебного процесса поможет маленькому ученику развиваться как личности и проявлять интерес к занятиям игре на инструменте.
К сожалению, одного желания для выполнения самостоятельной работы учащимся по подготовке к учебному предмету недостаточно. Для развития самостоятельности ученика в работе необходимы определенные знания. В первую очередь маленького ученика нужно организовать к выполнению самостоятельной, домашней работы. Для этого ему необходимо объяснить, как правильно и сколько нужно заниматься, так же, при необходимости можно помочь составить режим рабочего дня. Каждому человеку творчества известно, что систематические занятия помогают улучшить и закрепить пройденный материал на уроке, добиться успешных результатов в учебе, да и в любом деле. Поэтому, ученика необходимо приучать к систематической домашней работе с первых уроков. Стоит обратить внимание, что нельзя давать домашнее задание учащемуся, если данный материал не был пройден на уроке, так как при выполнении самостоятельной работы дома, у ребенка возникнет ряд сложностей, из-за которых, в последствии, ученик может заучить материал неправильно, что приведёт к переучиванию, либо к не выполнению домашнего задания. Из этого можно сделать вывод: домашние задания должны быть разобраны на уроке, педагог должен быть убежден, что ученик понял данный материал, и только после этого давать работу на дом. Каждый педагог, бесспорно, знает, что искусство требует большого и упорного труда, но, тем не менее, работа заданная домой должна быть дозирована. Объём заданий не должен превышать определенных временных норм Санпина. Превышения этого объёма может навредить здоровью ученика и повести за собой такие последствия как перегрузка, психологическая и физическая усталость. Ко всему этому, перегружая ученика и ставя перед ним непосильные для него задачи, педагог может столкнуться с тем, что воспитанник может потерять веру в свои возможности и силы, а это приведёт к безразличному выполнению домашней работы. Зачастую, при домашних занятиях ученик не работает над произведением, а просто проигрывает его и здесь очень важно объяснить ученику различие игры и работы. При выполнение домашнего задания, ученик должен не просто играть произведение от начала до конца, а внимательно работать над ним, разбирая его сосредоточено и досконально, при этом ноты должны быть открыты для постоянной проверки текста, штрихов, динамики и всевозможных обозначений, даже, несмотря на то, что ученик знает произведение наизусть. Для более грамотного выполнения домашнего задания и умения самостоятельно работать, следует просить ученика работать на уроке, так, как он бы работал в отсутствие учителя и только периодически вмешиваться в ход работы для исправления допущенных ошибок. Такой ход урока поможет в дальнейшем самостоятельно обнаруживать те или иные ошибки. Немало внимания нужно уделять отказу от так называемой механической игры. При такой игре, работа, проделанная ранее учеником на уроке, становится пустой и бессмысленной. Результатом этого станет заигрывание. Заниматься нужно всегда обдумано, умея услышать поставленную задачу перед собой, ещё до того, как собрался её выполнить. И здесь большую помощь может оказать такой навык в музыке, как чтение с листа. Педагогу необходимо объяснить ученику, что прежде чем начать играть, читая с листа, необходимо просмотреть текст глазами, обратить внимание на тональность, знаки, динамику, штрихи, а только потом приступать к игре. Для того что бы выработать навык чтения с листа, желательно выбирать интересные, не сложные произведения в умеренном темпе. При умении грамотного чтения с листа, в дальнейшем возникает меньше проблем с разбором нотного текста и его выучиванием при самостоятельной работе. К тому же, чтение с листа активно способствует развитию кругозора учащегося. Чем больше ученик читает с листа, тем лучше развит его навык и тем больше он знакомится с различными новыми произведениями, переложениями симфонической и оперной музыки, которые и способствуют развитию его кругозора и слуховых представлений.
У каждого музыканта должно присутствовать чувство ритма, ведь музыка без ритма – это просто набор звуков. Очень часто можно столкнуться с такой проблемой, когда во время работы на уроке учитель считает ученику, но стоит только перестать учителю считать, как сразу появляются не выдержанные длительности, неровности в произведении, соответственно, при выполнении самостоятельной работы, в таком случае будут допускаться такие же ошибки, и слух будет привыкать к этому. Следовательно, ученик перестаёт слышать допускаемые ритмические неточности, а это приводит не только к неровностям в игре, но и к нестабильной игре. Для устранения этой проблемы на уроках требуется развивать внутренний ритмический слух и просить считать самого ученика, как вслух, так и про себя.
Большое внимание на уроках нужно уделять проблеме звукоизвлечения. Работа над звуком должна стоять всегда в центре внимания педагога на протяжении всего процесса обучения, ученик должен слышать тембр и характер извлеченной ноты, уметь взять правильно тот или иной звук. Только научившись всему на уроке, ребенок сможет самостоятельно контролировать хороший звук. И конечно нельзя забывать про поощрение, ведь оно воодушевляет ученика, придаёт ему бодрость и тонус, которые отразятся на его работоспособности и занятиях музыкой. Поощрять можно в виде доброго слова или положительной оценки, если у ученика что-то не получается необходимо поискать причину того, почему у него не выходит выполнить поставленную задачу. Но, ни в коем случае нельзя обвинять учащегося в нежелании работать, такое обвинение может вызвать у ученика растерянность, неуверенность, что поведет за собой ряд отрицательных последствий.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогом детской музыкальной школы – воспитать ученика как гармонично развитую личность, после окончания ДМШ учащийся должен сформироваться как гармонично развитый человек, с классическими нравственными и моральными устоями. Воспитанный эстетикой человек – духовно богаче, добрее, способен замечать красоту окружающего мира, коммуникабельнее, более грамотный в различных направлениях культуры. Чтобы воспитать у ребенка чувство прекрасного, педагогу необходимо проводить беседы, посещать театры, музеи, фестивали, приводить примеры манеры общения и поведения подростков и взрослых. Педагог для своего воспитанника должен быть авторитетом и примером для подражания, только в таком случае получится выполнить поставленные задачи, сформировать ученика как развитую личность.
Заинтересованность родителей, особенно на первоначальном этапе обучения, играет очень значимую роль. В первое время обучения можно приглашать родителей на урок, таким образом, создается не только теплая атмосфера на уроке, но и родители смогут дома помочь своему ребенку при выполнении домашнего задания, ведь взрослый человек способен быстрее и лучше улавливать информацию, нежели маленький ребенок. Крайне важно, что бы родители отслеживали добросовестное выполнение домашней работы. Ведь когда ребенок знает, что его дневник просматривается родителями, он более серьёзно и внимательно относится к выполнению домашнего задания. Особый акцент при работе с родителями необходимо сделать на наличие инструмента дома, в случае его отсутствия, необходимо помочь родителям с выбором инструмента и его настройкой. При заинтересованных в образовании детей родителях, обучение пойдёт быстрее, качественнее и проще.
Без самостоятельной работы и упорного систематического труда, о хороших значимых результатах можно даже и не думать. Организация самостоятельной работы, управление ею - это серьёзная и нелегкая работа. Уже с первоначального этапа обучения, необходимо ребенка приучать к важности самостоятельных занятий и говорить о том, что совершенство приходит только благодаря упорному труду. Самостоятельная работа является неотъемлемой частью обучения, важно помнить, что воспитание самостоятельности нужно рассматривать не как главную цель, а как составную часть процесса обучения, помогающую в борьбе за крепкие и незыблемые знания. В процессе самостоятельной работы ученика постепенно развивается самоконтроль в обучении, самостоятельность проявляется не только в данной профессии, но и в других сферах обучения и различных жизненных ситуациях.