Статья:

Организация самостоятельной работы учащихся

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Борздых А.С. Организация самостоятельной работы учащихся // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация самостоятельной работы учащихся

Борздых Алина Сергеевна
студент филиала Государственного профессионального образовательного учреждения «Саратовский областной колледж искусств» в г. Марксе, РФ, г. Маркс
Денисова Светлана Юрьевна
научный руководитель, преподаватель филиала Государственного профессионального образовательного учреждения «Саратовский областной колледж искусств» в г. Марксе, РФ, г. Маркс

 

Самостоятельная работа играет огромную роль в обучении учащихся, она помогает привить ученику самостоятельность мышления, умение добиваться поставленной цели, трудолюбие, усердие, обогащает внутренний мир и развивает творческую фантазию.

Зачастую, приходя в музыкальную школу, родители и будущие ученики настроены положительно на обучение, детям интересны новые занятия, новые друзья и учителя. Но по мере возрастания сложности информации, исполняемой программы и тех фактов, что в данной сфере обучения необходимо много времени уделять самостоятельной работе, или по другому – домашней работе, у ребенка желание заниматься и углубляться в данную область снижается или вовсе пропадает.

Для поддержания и развития интереса в процессе обучения важную роль, особенно на первоначальном этапе, играет педагог. Именно от него будет зависеть, возрастет ли интерес ученика или вовсе будет пропадать от урока к уроку. Занятия должны проходить максимально интересно для ученика. Важно не только учитывать возраст учащегося, но и преподносить ему учебный материал в доступной и интересной форме, применяя творческие задания, направленные на развитие музыкального воображения, слуха, памяти, например, слушать как можно больше музыки, сочиняя к ней различные истории, создавая музыкальные образы. Такой вид занятий поможет развить музыкально-образное мышление, выявить творческую индивидуальность учащегося, которые так важны для музыканта. К занятиям необходимо добавлять разнообразные игры и упражнения, как за инструментом, так и без него. Все это наряду с традиционными видами учебной работы поможет подготовить пианистический аппарат к дальнейшей работе. Такая творческая направленность учебного процесса поможет маленькому ученику развиваться как личности и проявлять интерес к занятиям игре на инструменте.

К сожалению, одного желания для выполнения самостоятельной работы учащимся по подготовке к учебному предмету недостаточно. Для развития самостоятельности ученика в работе необходимы определенные знания. В первую очередь маленького ученика нужно организовать к выполнению самостоятельной, домашней работы. Для этого ему необходимо объяснить, как правильно и сколько нужно заниматься, так же, при необходимости можно помочь составить режим рабочего дня. Каждому человеку творчества известно, что систематические занятия помогают улучшить и закрепить пройденный материал на уроке, добиться успешных результатов в учебе, да и в любом деле. Поэтому, ученика необходимо приучать к систематической домашней работе с первых уроков. Стоит обратить внимание, что нельзя давать домашнее задание учащемуся, если данный материал не был пройден на уроке, так как при выполнении самостоятельной работы дома, у ребенка возникнет ряд сложностей, из-за которых, в последствии, ученик может заучить материал неправильно, что приведёт к переучиванию, либо к не выполнению домашнего задания. Из этого можно сделать вывод: домашние задания должны быть разобраны на уроке, педагог должен быть убежден, что ученик понял данный материал, и только после этого давать работу на дом. Каждый педагог, бесспорно, знает, что искусство требует большого и упорного труда, но, тем не менее, работа заданная домой должна быть дозирована. Объём заданий не должен превышать определенных временных норм Санпина. Превышения этого объёма может навредить здоровью ученика и повести за собой такие последствия как перегрузка, психологическая и физическая усталость. Ко всему этому, перегружая ученика и ставя перед ним непосильные для него задачи, педагог может столкнуться с тем, что воспитанник может потерять веру в свои возможности и силы, а это приведёт к безразличному выполнению домашней работы. Зачастую, при домашних занятиях ученик не работает над произведением, а просто проигрывает его и здесь очень важно объяснить ученику различие игры и работы. При выполнение домашнего задания, ученик должен не просто играть произведение от начала до конца, а внимательно работать над ним, разбирая его сосредоточено и досконально, при этом ноты должны быть открыты для постоянной проверки текста, штрихов, динамики и всевозможных обозначений, даже, несмотря на то, что ученик знает произведение наизусть. Для более грамотного выполнения домашнего задания и умения самостоятельно работать, следует просить ученика работать на уроке, так, как он бы работал в отсутствие учителя и только периодически вмешиваться в ход работы для исправления допущенных ошибок. Такой ход урока поможет в дальнейшем самостоятельно обнаруживать те или иные ошибки. Немало внимания нужно уделять отказу от так называемой механической игры. При такой игре, работа, проделанная ранее учеником на уроке, становится пустой и бессмысленной. Результатом этого станет заигрывание. Заниматься нужно всегда обдумано, умея услышать поставленную задачу перед собой, ещё до того, как собрался её выполнить. И здесь большую помощь может оказать такой навык в музыке, как чтение с листа. Педагогу необходимо объяснить ученику, что прежде чем начать играть, читая с листа, необходимо просмотреть текст глазами, обратить внимание на тональность, знаки, динамику, штрихи, а только потом приступать к игре. Для того что бы выработать навык чтения с листа, желательно выбирать интересные, не сложные произведения в умеренном темпе. При умении грамотного чтения с листа, в дальнейшем возникает меньше проблем с разбором нотного текста и его выучиванием при самостоятельной работе. К тому же, чтение с листа активно способствует развитию кругозора учащегося. Чем больше ученик читает с листа, тем лучше развит его навык и тем больше он знакомится с различными новыми произведениями, переложениями симфонической и оперной музыки, которые и способствуют развитию его кругозора и слуховых представлений.

У каждого музыканта должно присутствовать чувство ритма, ведь музыка без ритма – это просто набор звуков. Очень часто можно столкнуться с такой проблемой, когда во время работы на уроке учитель считает ученику, но стоит только перестать учителю считать, как сразу появляются не выдержанные длительности, неровности в произведении, соответственно, при выполнении самостоятельной работы, в таком случае будут допускаться такие же ошибки, и слух будет привыкать к этому. Следовательно, ученик перестаёт слышать допускаемые ритмические неточности, а это приводит не только к неровностям в игре, но и к нестабильной игре. Для устранения этой проблемы на уроках требуется развивать внутренний ритмический слух и просить считать самого ученика, как вслух, так и про себя.

Большое внимание на уроках нужно уделять проблеме звукоизвлечения. Работа над звуком должна стоять всегда в центре внимания педагога на протяжении всего процесса обучения, ученик должен слышать тембр и характер извлеченной ноты, уметь взять правильно тот или иной звук. Только научившись всему на уроке, ребенок сможет самостоятельно контролировать хороший звук. И конечно нельзя забывать про поощрение, ведь оно воодушевляет ученика, придаёт ему бодрость и тонус, которые отразятся на его работоспособности и занятиях музыкой. Поощрять можно в виде доброго слова или положительной оценки, если у ученика что-то не получается необходимо поискать причину того, почему у него не выходит выполнить поставленную задачу. Но, ни в коем случае нельзя обвинять учащегося в нежелании работать, такое обвинение может вызвать у ученика растерянность, неуверенность, что поведет за собой ряд отрицательных последствий.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогом детской музыкальной школы – воспитать ученика как гармонично развитую личность, после окончания ДМШ учащийся должен сформироваться как гармонично развитый человек, с классическими нравственными и моральными устоями. Воспитанный эстетикой человек – духовно богаче, добрее, способен замечать красоту окружающего мира, коммуникабельнее, более грамотный в различных направлениях культуры. Чтобы воспитать у ребенка чувство прекрасного, педагогу необходимо проводить беседы, посещать театры, музеи, фестивали, приводить примеры манеры общения и поведения подростков и взрослых. Педагог для своего воспитанника должен быть авторитетом и примером для подражания, только в таком случае получится выполнить поставленные задачи, сформировать ученика как развитую личность.

Заинтересованность родителей, особенно на первоначальном этапе обучения, играет очень значимую роль. В первое время обучения можно приглашать родителей на урок, таким образом, создается не только теплая атмосфера на уроке, но и родители смогут дома помочь своему ребенку при выполнении домашнего задания, ведь взрослый человек способен быстрее и лучше улавливать информацию, нежели маленький ребенок. Крайне важно, что бы родители отслеживали добросовестное выполнение домашней работы. Ведь когда ребенок знает, что его дневник просматривается родителями, он более серьёзно и внимательно относится к выполнению домашнего задания. Особый акцент при работе с родителями необходимо сделать на наличие инструмента дома, в случае его отсутствия, необходимо помочь родителям с выбором инструмента и его настройкой. При заинтересованных в образовании детей родителях, обучение пойдёт быстрее, качественнее и проще.

Без самостоятельной работы и упорного систематического труда, о хороших значимых результатах можно даже и не думать. Организация самостоятельной работы, управление ею - это серьёзная и нелегкая работа. Уже с первоначального этапа обучения, необходимо ребенка приучать к важности самостоятельных занятий и говорить о том, что совершенство приходит только благодаря упорному труду. Самостоятельная работа является неотъемлемой частью обучения, важно помнить, что воспитание самостоятельности нужно рассматривать не как главную цель, а как составную часть процесса обучения, помогающую в борьбе за крепкие и незыблемые знания. В процессе самостоятельной работы ученика постепенно развивается самоконтроль в обучении, самостоятельность проявляется не только в данной профессии, но и в других сферах обучения и различных жизненных ситуациях.

 

Список литературы:
1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. – Л., 1964.
2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 2004.
3. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 1. – М.: « Музыка», 1979.
4. Перельман Н.Е. Научить размышлять у рояля. – М.: «Музыка», 1983.
5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М.: «Классика – XXI», 2002.