Трудности становления зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями
Конференция: LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Трудности становления зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями
В настоящее время логопеды и психологи школ, консультативных психолого-педагогических центров указывают на длительный период оказания коррекционно-развивающей помощи детям с речевыми нарушениями. Дошкольники с общим недоразвитием речи нуждаются в продолжительной логопедической помощи, которая не завершается в 7 лет, а в рамках подготовки к школьному обучению дополняется нейропсихологической помощью. Развитие речи и других высших психических функций – является основной задачей специалистов, участвующих в процессе предупреждения нарушений письма, чтения, письменной речи у дошкольников с особенностями речевого развития.
Исследования М.М. Безруких показали, что трудности с овладением навыка письма и многие нарушения письма модифицируются и в той или иной степени сохраняются вплоть до окончания школьного обучения, что свидетельствует о важности и необходимости профилактики этих нарушений в дошкольном возрасте, особенно у такой категории дошкольников, как дети с общим недоразвитием речи (III уровень) , которые относятся к группе риска по дисграфии.
По мнению Т.В. Ахутиной, отставание в развитии речи, словарного запаса сочетается с недостаточной дифференцированостью зрительных представлений, слабостью связей «зрительный образ – слово» и проявляется в трудностях актуализации нужного слова. То есть несформированность зрительно – вербальных функций и зрительно – пространственных представлений ведёт к трудностям становления навыка письма и успешного обучения в школе.
Всё вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования и необходимости организации своевременной профилактики, направленной на формирование зрительно – вербальных функций и зрительно – пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Целью нашего исследования стало изучение особенностей зрительно-вербальных функций и зрительно- пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).
Задачи исследования:
- выявление особенностей установления связи «зрительный образ – слово» (т.е. актуализация словаря в сочетании с дифференцированностью зрительных представлений);
- определение уровня сформированности зрительно-пространственных отношений между объектами и их частями;
- исследование знания основных пространственных направлений и понимания лексико-грамматических конструкций с предлогами;
- исследование способности ориентироваться на листе бумаги и определять пространственные отношения на плоскости;
- разработка и проведение логопедической работы, направленной на формирование зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений у дошкольников с ОНР (III уровень), входящих в группу риска по дисграфии.
База исследования: исследование проходило на базе НОЧУ ДО «Центр реабилитации и развития «Генезис» г. Электросталь. В исследовании принимали участие 6 дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).
Для исследования зрительно-вербальных функций у дошкольников с ОНР (III уровень) в данной работе мы использовали методику Т.В.Ахутиной, Н.М. Пылаевой [4].
Для анализа зрительно-пространственных представлений в данной работе мы применили методику Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой [14], взяв некоторые пробы для исследования дошкольников:
Конструктивный праксис. Кубики Кооса.
Рисунок (копирование) трехмерного объекта.
Понимание логико-грамматических конструкций.
Оценивая выполнение проб, мы учитывали продуктивность и типы ошибок.
При исследовании зрительно-пространственных представлений выявляются следующие ошибки:
-координатные;
-метрические;
-структурно-топологические;
-ошибки расположения предметов.
Результаты эксперимента приводятся в процентах от максимально возможного значения в каждой пробе.
Таблица 1.
Результаты изучения сформированности зрительно-вербальных функций у дошкольников с ОНР (III уровень), в %
Испытуемые |
Опознавание |
Вербальные ассоциации |
|||||
реалистичных изображений |
наложенных изображений |
перечёркнутых изображений |
незаконченных изображений |
Свободные |
Действия |
Растения |
|
Любовь А. |
94 |
67 |
71 |
33 |
61 |
80 |
63 |
Виталий Н. |
63 |
42 |
43 |
17 |
61 |
50 |
25 |
Даниил П. |
56 |
33 |
43 |
0 |
39 |
30 |
13 |
Алина Г. |
100 |
67 |
71 |
50 |
70 |
90 |
75 |
Оксана К. |
63 |
50 |
43 |
17 |
57 |
50 |
38 |
Анастасия С. |
56 |
33 |
43 |
0 |
39 |
40 |
25 |
Делая общий вывод о характере допущенных ошибок по всем проведенным 5 пробам, можно сказать следующее:
1) в пробах «Опознание реалистичных изображений», «Опознание наложенных изображений», «Опознание перечеркнутых изображений» больше всего было сделано перцептивно-вербальных и перцептивно-близких замен. Это связано с недостаточным развитием связи «зрительный образ – слово», что обусловлено трудностями переработки зрительной информации и ее последующей вербализацией, недостаточно сформированным словарным запасом.
А также присутствуют вербальные замены. Эти ошибки обусловлены речевыми трудностями детей. Такого рода ошибки свидетельствуют о функциональной недостаточности речевых зон.
2) в пробе «Опознание незаконченных изображений» больше всего фрагментарных ошибок, что связано с трудностями восприятия целостного образа. Дети демонстрировали затруднения с выдвижением гипотез – это отказ называния изображения и персевераторные ответы (повторение предыдущих изображений).
3) в пробе «Вербальные ассоциации» оценивалась продуктивность выполнения заданий, отсутствие повторов и неадекватных слов. У дошкольников, принимающих участие в нашем эксперименте, продуктивность низкая во всех заданиях и, главным образом, в направленных ассоциациях. Это характерная особенностей детей с недоразвитием речевых функций. У обследуемых детей также обнаруживаются трудности с актуализацией названий, недостаточное владение конкретной лексикой (используются частотные слова, обобщенные значения). Детям трудно начать выполнять данные задания, присутствуют паузы и повторы ассоциаций, их содержание носит упрощенный характер. Все это говорит о слабости функции программирования и контроля, т.е. характерны трудности удержания программы действий. В целом на этой пробе выявляется сочетанное отставание в развитии перцептивных и вербальных функций.
Таблица 2.
Результаты изучения сформированности зрительно-пространствен-ных представлений у дошкольников с ОНР (III уровень), в %
Испытуемые |
Конструктивный праксис |
Рисование трехмерного объекта |
Понимание логико – граммати-ческих конструкций |
||
самостоятельно |
по памяти |
копирование |
|||
Любовь А. |
50 |
40 |
40 |
40 |
67 |
Виталий Н. |
25 |
20 |
40 |
40 |
33 |
Даниил П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
17 |
Алина Г. |
50 |
40 |
40 |
40 |
83 |
Оксана К. |
0 |
20 |
40 |
40 |
50 |
Анастасия С. |
0 |
0 |
40 |
40 |
33 |
1) Конструктивный праксис. Кубики Кооса.
Дети показали низкий результат выполнения этой пробы. Основная масса дошкольников затруднялась с началом выполнения пробы, требовалась подробная инструкция. Половина дошкольников вообще с пробой не справились. Даже в случае с выполнением рисунка, дети не укладывались в установленное время. Испытуемые сделали большое количество различных ошибок. Это и координатные, и структурно-топологические ошибки. Например, неправильное положение одного кубика в фигуре, нарушение целостной структуры фигуры, нестыковка деталей фигуры.
2) Рисунок (копирование) трехмерного объекта.
Эта проба состоит из трех этапов. В нашем исследовании детям предлагалось изобразить стол. Самостоятельное изображение стола вызвало у дошкольников огромные трудности. Двое дошкольников вообще не смогли выполнить задание. 2 ребенка выполнили плоскостное изображение стола (вид сбоку с двумя или четырьмя ножками). Двое детей изобразили стол с грубыми топологическими, метрическими и проекционными ошибками.
На следующем этапе детям предложили рисование стола по памяти и копирование стола. 5 дошкольников выполнили неполное трехмерное изображение стола с крышкой в форме прямоугольника без грубых метрических ошибок; 1 дошкольник не справился с заданием несмотря на помощь и допустил грубые ошибки, сделав плоскостное изображение стола.
3) Понимание логико-грамматических конструкций.
Помимо продуктивности мы отмечали ошибки на обратимость (неправильный выбор субъекта или объекта действия, положение которого описывается) и ошибки понимания предлогов. При оценке продуктивности нам был важен быстрый, без колебаний, ответ ребенка. Иначе ответ не засчитывался как правильный. В целом дошкольники справлялись с заданием. 1 ребенок дал 5 правильных ответов. У трех дошкольников продуктивность оказалась невысока из-за колебаний с ответом. Были обнаружены ошибки на обратимость. Ошибки на понимании предлогов сделали трое дошкольников.
Диаграмма 1. Уровни сформированности ЗВФ и ЗПП у дошкольников с ОНР (процентное соотношение дошкольников)
Исходя из полученных результатов исследования зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений, можно сделать вывод о низком уровне сформированности этих функций и представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень), что препятствует успешной подготовке к письму. Многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе. Поэтому для данной категории дошкольников существует необходимость проведения специальной коррекционной работы по формированию зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений.
В рамках экспериментального исследования традиционная логопедическая работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (III уровень) по программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» была дополнена следующими направлениями:
I Формирование зрительно-вербальных функций;
II Формирование зрительно-пространственных представлений.
Для этого были отобраны следующие методики: методика развития и коррекции зрительно-вербальных функций у дошкольников Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной «Учимся видеть и называть» и учебно-методическое пособие Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной «Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи» для формирования зрительно-пространственных представлений.
Работа по формированию зрительно-вербальных функций включала в себя упражнения на развитие зрительных представлений, упрочение связи «зрительный образ – слово», обогащение словарного запаса. Работа формированию зрительно-пространственных представлений включала в себя упражнения на уточнение схемы тела (соматогнозис), на развитие ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве, а также на формирование элементарных графомоторных навыков.
Логопедическая работа в группе дошкольников с ОНР (III уровень) проводилась в течение 6 месяцев. По завершении коррекционно-развивающей работы вновь были изучены особенности зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений.
Результаты выполнения заданий на определение сформированности зрительно - вербальных функций и зрительно - пространственных представлений до обучающего эксперимента и после него представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты изучения особенностей зрительно - вербальных функций и зрительно - пространственных представлений до и после формирующего эксперимента ( в %)
Испытуемые |
Зрительно-вербальные функции |
Зрительно-пространственные представления |
||
|
До |
После |
До |
После |
Любовь А. |
67 |
91 |
52 |
91 |
Виталий Н. |
47 |
88 |
35 |
78 |
Даниил П. |
33 |
67 |
4 |
70 |
Алина Г. |
75 |
97 |
57 |
87 |
Оксана К. |
48 |
80 |
35 |
74 |
Анастасия С. |
35 |
73 |
26 |
82 |
Профилактика нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) очень актуальна в дошкольной логопедии.
Успешное становление навыка письма невозможно без хорошо сформированных зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений у первоклассников. Формирование зрительно-пространственного восприятия и словарного запаса – одна из важнейших составляющих в работе с дошкольниками с речевым недоразвитием. Школьное обучение предъявляет высокие требования к полноте и точности стоящих за словом представлений. Проведенное нами исследование предполагало реализацию трех экспериментов: констатирующего, формирующего и контрольного.
В результате констатирующего эксперимента, целью которого было определение уровня сформированности зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений, мы выявили, что у обследуемых дошкольников вышеуказанные функции и представления недостаточно сформированы.
Исходя из полученных результатов, мы сделали вывод о необходимости дополнить традиционную логопедическую работу такими направлениями как формирование зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений и провели формирующий эксперимент.
По окончании коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент, результаты которого показали следующее:
значительно повысилась продуктивность выполнения заданий дошкольниками, значительно уменьшилось количество вербальных перцептивных замен, связанных с речевым недоразвитием. Произошли значительные изменения при актуализации координатных представлений, значительно уменьшилось количество метрических, структурно-топологических и проекционных ошибок, значительно улучшилось понимание и использование в экспрессивной речи пространственных вербально-понятийных обозначений (предлогов, прилагательных типа «широкий-узкий», «толстый-тонкий», «близкий-далекий» и т.д.). Все дошкольники с ОНР (III уровень) продемонстрировали высокий уровень сформированности зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений.
Таким образом, результаты исследования показали эффективность использованной нами системы упражнений для формирования зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений для дошкольников с нарушением речевого развития при условии продолжительной и систематической работы с детьми по этим направлениям.