Статья:

Трудности становления зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями

Конференция: LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Суворова А.Н. Трудности становления зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(54). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(54).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Трудности становления зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями

Суворова Александра Николаевна
студент, Московский психолого-социальный университет, РФ, г. Москва
Майорова Юлия Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Московский психолого-социальный университет, РФ, г. Москва

 

В настоящее время логопеды и психологи школ, консультативных психолого-педагогических центров указывают на длительный период оказания коррекционно-развивающей помощи детям с речевыми нарушениями. Дошкольники с общим недоразвитием речи нуждаются в продолжительной логопедической помощи, которая не завершается в 7 лет, а в рамках подготовки к школьному обучению дополняется нейропсихологической помощью. Развитие речи и других высших психических функций – является основной задачей специалистов, участвующих в процессе предупреждения нарушений письма, чтения, письменной речи у дошкольников с особенностями речевого развития.

Исследования М.М. Безруких показали, что трудности с овладением навыка письма и многие нарушения письма модифицируются и в той или иной степени сохраняются вплоть до окончания школьного обучения, что свидетельствует о важности и необходимости профилактики этих нарушений в дошкольном возрасте, особенно у такой категории дошкольников, как дети с общим недоразвитием речи (III уровень) , которые относятся к группе риска по дисграфии.

По мнению Т.В. Ахутиной, отставание в развитии речи, словарного запаса сочетается с недостаточной дифференцированостью зрительных представлений, слабостью связей «зрительный образ – слово» и проявляется в трудностях актуализации нужного слова. То есть несформированность зрительно – вербальных функций и зрительно – пространственных представлений ведёт к трудностям становления навыка письма и успешного обучения в школе.

Всё вышесказанное свидетельствует об актуальности  темы исследования и необходимости организации своевременной профилактики,  направленной на формирование зрительно – вербальных функций и зрительно – пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей зрительно-вербальных функций и зрительно- пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).

Задачи исследования:   

- выявление особенностей установления связи «зрительный образ – слово» (т.е. актуализация словаря в сочетании с дифференцированностью зрительных представлений);

- определение уровня сформированности зрительно-пространственных отношений между объектами и их частями;

- исследование знания основных пространственных направлений и понимания лексико-грамматических конструкций с предлогами;

- исследование способности ориентироваться на листе бумаги и определять пространственные отношения на плоскости;

- разработка и проведение логопедической работы, направленной на формирование зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений у дошкольников с ОНР (III уровень), входящих в группу риска по дисграфии.

База исследования: исследование проходило на базе НОЧУ ДО «Центр реабилитации и развития «Генезис» г. Электросталь.  В исследовании принимали участие 6 дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).

Для исследования зрительно-вербальных функций у дошкольников с ОНР (III уровень) в данной работе мы использовали методику Т.В.Ахутиной, Н.М. Пылаевой [4].

Для анализа зрительно-пространственных представлений в данной работе мы применили методику Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой [14], взяв некоторые пробы для исследования дошкольников:

Конструктивный праксис. Кубики Кооса.

Рисунок (копирование) трехмерного объекта.

Понимание логико-грамматических конструкций.

Оценивая выполнение проб, мы учитывали продуктивность и типы ошибок.

При исследовании зрительно-пространственных представлений выявляются следующие ошибки:

-координатные;

-метрические;

-структурно-топологические;

-ошибки расположения предметов.

Результаты эксперимента приводятся в процентах от максимально возможного значения в каждой пробе.

Таблица 1.

Результаты изучения сформированности зрительно-вербальных функций у дошкольников  с ОНР (III уровень), в %

 

 

 

 

Испытуемые

Опознавание

Вербальные ассоциации

реалистичных изображений

наложенных изображений

перечёркнутых изображений

незаконченных изображений

Свободные

Действия

Растения  

Любовь А.

94

67

71

33

61

80

63

Виталий Н.

63

42

43

17

61

50

25

Даниил П.

56

33

43

0

39

30

13

Алина Г.

100

67

71

50

70

90

75

Оксана К.

63

50

43

17

57

50

38

Анастасия С.

56

33

43

0

39

40

25

 

Делая общий вывод о характере допущенных ошибок по всем проведенным 5 пробам, можно сказать следующее:

1) в пробах «Опознание реалистичных изображений», «Опознание наложенных изображений», «Опознание перечеркнутых изображений» больше всего было сделано перцептивно-вербальных и перцептивно-близких замен. Это связано с недостаточным развитием связи «зрительный образ – слово», что обусловлено трудностями переработки зрительной информации и ее последующей вербализацией, недостаточно сформированным словарным запасом.

А также присутствуют вербальные замены. Эти ошибки обусловлены речевыми трудностями детей. Такого рода ошибки свидетельствуют о функциональной недостаточности речевых зон.

2) в пробе «Опознание незаконченных изображений» больше всего фрагментарных ошибок, что связано с трудностями восприятия целостного образа. Дети демонстрировали затруднения с выдвижением гипотез – это отказ называния изображения и персевераторные ответы (повторение предыдущих изображений).

3) в пробе «Вербальные ассоциации» оценивалась продуктивность выполнения заданий, отсутствие повторов и неадекватных слов. У дошкольников, принимающих участие в нашем эксперименте, продуктивность низкая во всех заданиях и, главным образом, в направленных ассоциациях. Это характерная особенностей детей с недоразвитием речевых функций. У обследуемых детей также обнаруживаются трудности с актуализацией названий, недостаточное владение конкретной лексикой (используются частотные слова, обобщенные значения). Детям трудно начать выполнять данные задания, присутствуют паузы и повторы ассоциаций, их содержание носит упрощенный характер. Все это говорит о слабости функции программирования и контроля, т.е. характерны трудности удержания программы действий. В целом на этой пробе выявляется сочетанное отставание в развитии перцептивных и вербальных функций.

Таблица 2.

Результаты изучения сформированности зрительно-пространствен-ных представлений у дошкольников  с ОНР (III уровень), в %

 

Испытуемые

 

Конструктивный     праксис

Рисование трехмерного   объекта

 

Понимание логико – граммати-ческих конструкций

самостоятельно

по памяти

копирование

Любовь А.

50

40

40

40

67

Виталий Н.

25

20

40

40

33

Даниил П.

0

0

0

0

17

Алина Г.

50

40

40

40

83

Оксана К.

0

20

40

40

50

Анастасия С.

0

0

40

40

33

 

1) Конструктивный праксис. Кубики Кооса.

Дети показали низкий результат выполнения этой пробы. Основная масса дошкольников затруднялась с началом выполнения пробы, требовалась подробная инструкция. Половина дошкольников вообще с пробой не справились. Даже в случае с выполнением рисунка, дети не укладывались в установленное время. Испытуемые сделали большое количество различных ошибок. Это и координатные, и структурно-топологические ошибки. Например, неправильное положение одного кубика в фигуре, нарушение целостной структуры фигуры, нестыковка деталей фигуры.

2) Рисунок (копирование) трехмерного объекта.

Эта проба состоит из трех этапов. В нашем исследовании детям предлагалось изобразить стол.  Самостоятельное изображение стола вызвало у дошкольников огромные трудности. Двое дошкольников вообще не смогли выполнить задание. 2 ребенка выполнили плоскостное изображение стола (вид сбоку с двумя или четырьмя ножками). Двое детей изобразили стол с грубыми топологическими, метрическими и проекционными ошибками.

На следующем этапе детям предложили рисование стола по памяти и копирование стола. 5 дошкольников выполнили неполное трехмерное изображение стола с крышкой в форме прямоугольника без грубых метрических ошибок; 1 дошкольник не справился с заданием несмотря на помощь и допустил грубые ошибки, сделав плоскостное изображение стола.

3) Понимание логико-грамматических конструкций.

Помимо продуктивности мы отмечали ошибки на обратимость (неправильный выбор субъекта или объекта действия, положение которого описывается) и ошибки понимания предлогов.  При оценке продуктивности нам был важен быстрый, без колебаний, ответ ребенка. Иначе ответ не засчитывался как правильный. В целом дошкольники справлялись с заданием. 1 ребенок дал 5 правильных ответов. У трех дошкольников продуктивность оказалась невысока из-за колебаний с ответом. Были обнаружены ошибки на обратимость. Ошибки на понимании предлогов сделали трое дошкольников.

 

Диаграмма 1. Уровни сформированности ЗВФ и ЗПП у дошкольников с ОНР (процентное соотношение дошкольников)

 

Исходя из полученных результатов исследования зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений, можно сделать вывод о низком уровне сформированности этих функций и представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень), что препятствует успешной подготовке к письму.   Многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.  Поэтому для данной категории дошкольников существует необходимость проведения специальной коррекционной работы по формированию зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений.

В рамках экспериментального исследования традиционная логопедическая работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (III уровень) по программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» была дополнена следующими направлениями:

I   Формирование зрительно-вербальных функций;

II  Формирование зрительно-пространственных представлений.

Для этого были отобраны следующие методики: методика развития и коррекции  зрительно-вербальных функций у дошкольников Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной «Учимся видеть и называть» и учебно-методическое пособие Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной «Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи» для формирования зрительно-пространственных представлений.

Работа по формированию зрительно-вербальных функций включала в себя упражнения на развитие зрительных представлений, упрочение связи «зрительный образ – слово», обогащение словарного запаса. Работа формированию зрительно-пространственных представлений включала в себя упражнения на уточнение схемы тела (соматогнозис), на развитие ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве, а также на формирование элементарных графомоторных навыков.

Логопедическая работа в группе дошкольников с ОНР (III уровень) проводилась в течение 6 месяцев. По завершении коррекционно-развивающей работы вновь были изучены особенности зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений.

Результаты выполнения заданий на определение сформированности зрительно - вербальных функций и зрительно - пространственных представлений до обучающего эксперимента и после него представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Результаты изучения особенностей зрительно - вербальных функций и зрительно - пространственных представлений до  и после формирующего эксперимента ( в %)

Испытуемые

Зрительно-вербальные функции

Зрительно-пространственные представления

 

До

После

До

После

Любовь А.

67

91

52

91


Виталий Н.

47

88

35

78

Даниил П.

33

67

4

70

Алина Г.

75

97

57

87

Оксана К.

48

80

35

74

Анастасия С.

35

73

26

82

 

Профилактика нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) очень актуальна в дошкольной логопедии.

Успешное становление навыка письма невозможно без хорошо сформированных зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений у первоклассников. Формирование зрительно-пространственного восприятия и словарного запаса – одна из важнейших составляющих в работе с дошкольниками с речевым недоразвитием.  Школьное обучение предъявляет высокие требования к полноте и точности стоящих за словом представлений. Проведенное нами исследование предполагало реализацию трех экспериментов: констатирующего, формирующего и контрольного.

В результате констатирующего эксперимента, целью которого было определение уровня сформированности зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений, мы выявили, что у обследуемых дошкольников вышеуказанные функции и представления недостаточно сформированы.

Исходя из полученных результатов, мы сделали вывод о необходимости дополнить традиционную логопедическую работу такими направлениями как формирование зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений и провели формирующий эксперимент.

По окончании коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент, результаты которого показали следующее:

значительно повысилась продуктивность выполнения заданий дошкольниками, значительно уменьшилось количество вербальных перцептивных замен, связанных с речевым недоразвитием. Произошли значительные изменения при актуализации координатных представлений, значительно уменьшилось количество метрических, структурно-топологических и проекционных ошибок,  значительно улучшилось понимание и использование в экспрессивной речи пространственных вербально-понятийных обозначений (предлогов, прилагательных типа «широкий-узкий», «толстый-тонкий», «близкий-далекий» и т.д.). Все дошкольники с ОНР (III уровень) продемонстрировали высокий уровень сформированности зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений.

Таким образом, результаты исследования показали эффективность использованной нами системы упражнений для формирования зрительно-вербальных функций и зрительно-пространственных представлений для дошкольников с нарушением речевого развития при условии продолжительной и систематической работы с детьми по этим направлениям.

 

Список литературы:
1. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. — М., Академия, 2002, переиздано с 1950. 
2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно – вербальных функций у дошкольников. Методическое руководство. – М., 2014.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1996.
4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно -  вербальных функций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2003. 
5. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе.- М., 1998.            
6. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогребашвили – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО”МОДЭК”, 2001.
7. Ахутина Т.В.,  Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: В. Секачев, 2016.
8. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М.: Парадигма, 2012.
9. Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии. – М.: Парадигма, 2010.
10. Покровская С.В., Цветков А.В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: Издание книг ком, 2018.
11. Бабина Г.В., Н.Ю. Сафонкина Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии».