Статья:

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Хрисанова А.В. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(23).pdf (дата обращения: 04.04.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Хрисанова Альбина Витальевна
студент Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, РФ, г. Чебоксары
Харитонов Михаил Григорьевич
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор кафедры психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», РФ, Чебоксары

 

PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN OF STASHY PRESCHOOL AGE

 

Albina Khrisanova

student of psycho-pedagogical faculty, The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University, Russia, Cheboksary

Mikhail Kharitonov

doctor of pedagogical sciences, associate professor of the department of psychology and social pedagogy FGBOU VPO Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovleva, Russia, Cheboksary

 

Аннотация. В статье рассматривается значение патриотического воспитания на развитие личности ребенка, теоретические аспекты формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, условия и средства формирования основ патриотизма.

Abstract. In article the value of patriotic education on development of the identity of the child, theoretical aspects of formation of patriotic feelings in children of preschool age, a condition and means of formation of bases of patriotism is considered.

 

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, ребенок старшего дошкольного возраста, условия и средства патриотического воспитания.

Keywords: patriotism, patriotic upbringing, child of the advanced preschool age, condition and means of patriotic education.

 

Проблема формирования основ патриотизма имеет особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в данный период социальное развитие осуществляется не только в ходе стихийного влияния внешних факторов, но и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе. В этой связи возрастает значение адекватного выбора условий и средств, позволяющих осуществлять патриотическое воспитание старших дошкольников с максимальной эффективностью. Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает :

– содержательный компонент – овладение детьми доступных их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни русского народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

– эмоционально-побудительный – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому пропитому родной страны, восхищение народным творчеством, любви к родному языку, природе края.

– деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно - волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему. Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий, имеющихся в процессе формирования основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Это противоречия между:

– социальным заказом общества на воспитание человека – современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны и, в тоже время, снижением уровня патриотизма в современном обществе;

– одно из требований общества и государства по результатам на выходе из детского сада – необходимый для социализации уровень сформированности патриотических чувств и отсутствие системной организации работы по формированию патриотических чувств. Проанализировав достаточное количество источников,  было  установлено, что можно выделить условия и средства, способствующие формированию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. В научно – педагогической литературе под условиями понимают «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач». В литературе выделяются следующие признаки понятия «условия», в том числе организационно –  педагогических:

1. Совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (А. Я. Найн [3]);

2. Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств  процесса деятельности (В. И. Андреев [3]);

3. Условия обеспечивают наиболее эффективное протекание процессов и явлений, отражают упорядоченность и целесообразность их существования (Т. А. Стефановская [4]);

4. Условия представляют собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления (В. А. Загвязинский [1]);

5. Условия выражают отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может (И. Т. Фролов);

6. Условия выполняют роль правил, обеспечивающих нормальное протекание деятельности.    

Уровень патриотизма повысится при организационно – педагогических условиях: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей; внедрение регионального компонента; участие детей в досуговой деятельности.

Народная же педагогика располагает разнообразными средствами воспитания патриотических чувств у детей.[2] Важное место среди них занимают произведения устного народного творчества. Особым жанром, влияющим на нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа, в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, много вариантность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение.

Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо:

1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.

3. Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.

Вышесказанное свидетельствует о том, что патриотическое воспитание является одной  из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней не только формируются соответствующие мировоззренческие ориентиры, идеалы и принципы, но и происходит развитие необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного общества и в процессах самореализации личности.

 

Список литературы:
1. Загвязинский, В. Д. Педагогический словарь / В. Д. Загвязинский. – Москва : Академия, 2008. - 352 с.
2. Логинова, В. И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. – Спб. : Детство - пресс, 2000.
3. Найн, А. Я. Педагогические условия процесса формирования действенности речи у детей старшего дошкольного возраста / А. Я. Найн, В. И. Андреев, Н. М. Яковлева // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 4. – 224 с.
4. Стефановская, Т. А. Педагогика : Наука и искусство / Т. А. Стефановская. -  Москва, 1998. – 368 с.