Роль творческих проблемных заданий в личностном саморазвитии студентов
Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Роль творческих проблемных заданий в личностном саморазвитии студентов
Аннотация. В статье осуществлен теоретический анализ влияния творческих проблемных заданий на личностное саморазвитие студентов вуза.
Abstract. The theoretical analysis of the creative problematic tasks influence on the university students personal self-development is carried out in the article.
Ключевые слова: творческие проблемные задания, саморазвитие, студент, творческий подход, самообразование, личность, социум.
Keywords: creative problem tasks, self-development, student, creative approach, self-education, personality, society.
Изменения в окружающем мире, ускоренные темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и необходимость ориентироваться в потоке информации предъявляют повышенные требования к профессиональной деятельности человека. Важнейшее значение для его адаптации к сложным реалиям современного общества имеет не только объем приобретенных знаний, но и умение применять их в практической деятельности.
Творчество является такой формой проявления активной позиции студента, в результате реализации которой он не только создает новое для себя, но и приобретает важные качества личности.
Вуз служит основной базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях. Поэтому наряду с решением соответствующих задач преподавателю необходимо научить студентов решать проблемные задачи, составлять их.Только при такой творческой работе возможно успешное решениепроблемных задач.
От студентов требуется способность к работе в нестандартных условиях, постоянное занятие самообразованием, стремление к личностному и профессиональному саморазвитию.
К.А. Абульханова-Славская определяет процесс личностного саморазвития как самостоятельное определение личностью стратегии жизни. Автор выделяет три признака наличия стратегии жизни: 1) выбор человеком главных целей жизни, этапов их достижения и соподчинение этапов; 2) разрешение противоречий на пути к достижению целей; 3) творческое созидание ценностей своей жизни [1].
А. Маслоу определяет саморазвитие личности как процесс самоактуализации – непрерывной самореализации потенциальных возможностей личности [5].
Мы рассматриваем личностное саморазвитие как развитие человеком собственной «самости», способность человека создать свой образ в целом образе мира, самосовершенствоваться и самоутверждаться в процессе самореализации в деятельности и общении.
Способность к личностному саморазвитию является требованием образовательных стандартов третьего поколения. Поэтому в качестве средства саморазвития мы можем рассматривать творческие проблемные задания, позволяющие выработать необходимые знания, умения и навыки для дальнейшего самостоятельного пополнения своих возможностей и опыта путем саморазвития.
В процессе выполнения данных творческих проблемных заданий одни студенты приобретают навыки креативно решать обозначенные задачи, другие продолжают данный процесс, используя умения и навыки на других дисциплинах, а, также открыв в себе инновационные возможности, самостоятельно развиваются в различных видах деятельности. Поэтому, основной задачей нашего исследования будут являться творческие проблемные задания в личностном саморазвитии студентов.
В методической литературе уделяется особое внимание проблемному заданию студентов [3]. Суть этого подхода состоит в том, что по ходу занятия педагог вдруг «наталкивает» мысль на ранее им придуманное противоречие и, таким образом, создает проблемную ситуацию.Потенциал человеческой мысли, как известно, резко возрастает, как только мысль наталкивается на препятствие, обучаемые перестают быть пассивными слушателями преподавателя. Они становятся его сотрудниками, приходят вместе от незнания к знанию и при этом испытывают радость познания [4].
Интересную классификацию творческих заданий предлагает А.В. Хуторской: когнитивные, креативные, организационно-деятельностные [6]. Они последовательно способствуют: развитию познавательных умений студентов, формированию креативности личности, способности к организации своей учебной деятельности и ее контролю.
Г.С. Альтшуллер выделяет требования к творческим заданиям: соответствие содержания проблемной ситуации условиям и методам творчества [2]. Это повышает профессиональную компетентность и профессиональную готовность студента.
Творческие проблемные задания – это такая форма организации учебной информации, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию личностного потенциала студентов и получение требуемого образовательного продукта [5].
Творческие проблемные задания предполагают систему учебных занятий с главной целью – создать специальные условия, при которых студентам открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление [4].
Творческие проблемные задания являются составной частью интерактивного метода, который в свою очередь, состоит из специальных интерактивных задач. Основное отличие данных упражнений от традиционных состоит в том, что они могут быть применены как для закрепления уже изученного материала, так и для изучения нового.
Мы понимаем творческие проблемные задания как учебные задания, которые требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте, позволяет создать фундамент для самообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое является практическим и полезным для большинства студентов, которое мог бы быть связан с жизнью самих студентов, а также, чтобы вызывал интерес у студентов и максимально служил целям обучения.
Если студенты не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала более доступные проблемные задания, а затем, более сложные творческие задания.
Творческое проблемное задание предполагает создание под руководством компетентного руководителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности студентов, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также развитие мыслительных способностей.
Творческие проблемные задания влияют на личность студента. Они влияют на его профессиональную и умственную сферу деятельности и его мировоззрение.Такие творческие и проблемные задания придают смысл практическому обучению и мотивируют студентов, использование творческих проблемных заданий в обучении является главным из методов в повышении качества учебного и воспитательного процесса.
Различные методы проблемных и творческих заданий приобщают студентов к исследовательской деятельности, развивают в творческом развитии, а также получают возможность применять воображение, развивать полемические и ораторские способности.
Таким образом, творческие проблемные задания стимулируют постоянное профессиональное и личностное саморазвитие студентов.