Статья:

Проблемы популяризации научных достижений среди молодых людей в России

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шеина М.С. Проблемы популяризации научных достижений среди молодых людей в России // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(29).pdf (дата обращения: 22.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 24 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы популяризации научных достижений среди молодых людей в России

Шеина Мария Сергеевна
студент Курского государственного университета, РФ, г. Курск
Ямпольская Алла Леонидовна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Курского государственного университета, РФ, г. Курск

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, препятствующие росту заинтересованности молодых людей в научно-исследовательской деятельности. Отмечаются также основные замечания студентов на тему того, что, по их мнению, не позволяет им самостоятельно заниматься подобной деятельностью, а также приводятся идеи решения данной проблемы: внедрение на 1 – 4 курсах обучения в ВУЗах (техникумах, колледжах) факультативного курса, направленного на приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности; активное привлечение благотворительных спонсоров, продвижение волонтерского движения.

Abstract. In the article we discuss the main problems that impede the growth of young people's interest in scientific research. We remark the main notes of students about what, in their opinion, does not allow them to engage in such activity independently, and also provide the ideas for solving this problem: introduction of an optional course aimed at introducing students to scientific activities in the 1st-4th courses in universities (technical schools, colleges); charity sponsors active attraction; promotion of volunteer movement.

 

Ключевые слова: научные достижения, научно-исследовательская деятельность, популяризация науки, наука и молодежь, наука и образование, инновационная деятельность.

Keywords: scientific achievements, in scientific research, popularization of science, science and young people, science and education, innovative activity.

 

Как известно, распространение научных знаний среди населения – это важный аспект в жизни общества, поскольку именно благодаря науке мы можем объективно воспринимать реальность и судить о тех или иных явлениях. Современная молодежь – основополагающее звено нашего общества и будущего страны. Но из-за ряда проблем, только незначительная часть молодых людей заинтересована в том, чтобы связать свою жизнь с научными исследованиями. Основываясь на мнениях многих опытных исследователей, можно выделить следующие проблемы:

- снижение авторитета ученого

- сложность языка, используемого для описания достижений научных исследований

- отсутствия единой системы популяризации науки

- ограниченная финансовая поддержка со стороны государства

- дефицит высококвалифицированных кадров.

По мнению антрополога, популяризатора научной мысли, кандидата биологических наук, доцента кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова С.В. Дробышевского, популяризация науки очень важна на сегодняшний день и ей необходимо уделять максимум внимания, поскольку распространение науки напрямую влияет на понимание законов. Российский ученый-астрофизик С.Б. Попов считает, что процесс популяризации науки в России идет очень плохо и развивается всего лишь по следующим направлениям: для личной выгоды, обязательные официальные сводки и публикации научных журналистов. Председатель фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»» Н.В. Княгинин в свою очередь отмечает, что Россия числится среди мировых лидеров научно-технического рынка только благодаря еще советским разработкам [2]. Мельников В.М. пишет, что российская наука чрезвычайно нуждается в новых квалифицированных кадрах, по официальным данным ученные Российской Федерации возрастом 30-39 лет составляют только 14%, в то время как в Америке этот процент разительно выше – 37%, а возраст академиков в России составляет приблизительно 72,2 года. [1]. Обжорин А.М. в свою очередь отмечает, что в нашей стране самым существует много способов приобщения населения к науке, в том числе проводятся конференции, выпускаются научная литература. Автор утверждает, что самым популярным способом популяризации научных достижений и работ остается научная статья. Но и здесь есть ряд проблем, в связи с которыми эффективность данного способа оказывается под сомнением, например, отсутствие общепринятых критериев для оценки работы, чрезмерно высокий коммерческий вопрос при размещении той или иной публикации, а также низкий уровень коммуникации ученых со своими отечественными и зарубежными коллегами [3].

С целью определения причин, по которым учащиеся не проявляют активность в освоении научно-исследовательской деятельности, был проведен онлайн-опрос среди студентов курского государственного университета. В опросе приняли участие 262 студента 1 – 4 курсов обучения. В перечень вопросов входили следующие пункты:

- описания отношения студентов к науке;

- вопрос об их заинтересованности в создании и развитии собственных научных проектов;

- причины, по которым студент занимается научно-исследовательской деятельностью;

- причины, по которым студент не занимается научно-исследовательской деятельностью.

После тщательного анализа полученных ответов, можно сказать, что, в целом, студенты характеризуют свое отношение к науке, как «позитивное», и считают, что наука является важным аспектом развития культурного общества России и всего мирового сообщества. Но статистика показывает, что 54% студентов не заинтересованы в создании собственных научно-исследовательских проектах, а 13% еще не определились со сферой деятельности, и не занимаются подобной деятельностью по ряду причин, среди которых самыми популярными являются отсутствие интереса (30%), отсутствие свободного времени (25%), неосведомленность о научной деятельности (9%) и низкая мотивация (7%), остальные мнения разделились (отсутствие идей, необходимости, недостаточно средств и др). Основной причиной, по которой студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью, является написание учебных работ, где подобная деятельность – обязательна, но также следует отметить, что некоторые студенты заинтересованы в научной сфере (4%) с целью саморазвития и освоения будущей профессии.

Разумеется, в Российской Федерации уже предпринято множество попыток решить проблему популяризации научных достижений и науки в целом среди граждан. Так, в нашей стране существует большое количество сайтов и платформ, которые занимаются распространением информации о науке, например, «Постнаука», «Кот Шредингера», «4brain» и тд., активно продвигаются телепередачи о науке, создан портал «Науки и технологии России», а также была РАН была учреждена специальная Комиссия по популяризации науки (в полномочия Комиссии входит работа с учащимися, взаимодействие со СМИ, поддержка развития науки в регионах и многое другое).

По результатам практического исследования и после анализа ряда публикаций, отмеченных выше специалистов, учитывая уже имеющийся российский опыт, можно сделать вывод, что предпринимаемых мер недостаточно для повышения заинтересованности молодежи в научно-исследовательской деятельности.

Исходя из всего вышесказанного, автор статьи считает, что для решения данной проблемы и достижения поставленной цели, можно предложить следующие идеи:

1) Внедрение на 1– 4 курсах обучения в ВУЗах (техникумах, колледжах) факультативного курса, направленного на приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности.

2) Активное привлечение благотворительных спонсоров.

3) Приобщение волонтеров для помощи ученым в распространении их деятельности.

1. Внедрение факультативного курса. Основная идея данного варианта заключается в том, чтобы ввести в ВУЗах и учреждениях среднего специального образования новый специальный курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность», задачей которого будет показать учащимся все достоинства и перспективы научно-исследовательской деятельности и приобщить студентов к науке.

Данный курс рассчитан на всех обучающихся с 1 по 4 курс и является дополнительным к основному учебному курсу. Направление курса будет варьироваться в зависимости от выбранного студентом направления обучения. Содержание будет включать следующие пункты:

1) показ фильмов, роликов о достижениях науки, активное обсуждение в группах;

2) преподаватели могут делиться опытом собственных исследований;

3) приглашение ученых для проведения лекций и семинаров;

4) семинары или лекции по написанию курсовых, дипломных и других научно-исследовательских работ (к примеру, на такие темы, как: «Научный стиль речи», «Принципы написания курсовой работы» и т.д.);

5) проведение вебинаров на актуальные темы;

6) онлайн-телемосты не только с отечественными учеными, но и зарубежными специалистами.

Важным моментом является то, что данный курс будет бесплатным.

Поскольку в проведенном опросе, о котором идет речь выше, многие студенты указали «отсутствие времени» как причину по которой они не занимаются научно-исследовательской деятельностью, то в течении занятия может быть предоставлена возможность для выполнения собственных проектов или обсуждения идей для решения той или иной задачи, в зависимости от темы занятия.

2. Привлечение спонсоров. Содержания идеи заключается в создании платформы, где потенциальный спонсор сможет найти необходимую информацию о любом российском университете (колледже, техникуме) и о научных исследованиях, которые там проводятся, и сделать пожертвования для того проекта, который выглядит наиболее перспективным. Кроме того, по моему мнению, следует раз в семестр устраивать своеобразный «День открытых дверей» в университетах, когда сделавшие пожертвования бизнесмены смогут познакомиться с лидерами проектов, возможно, в целях дальнейшего сотрудничества. Государство, в свою очередь, в качестве поддержки, может снижать процент налога, возлагаемого на благотворителя.

3. Привлечение волонтерского движения. Идея предполагает создание сообществ во всех регионах России и в каждом ВУЗе (техникуме, колледже), где все желающее студенты смогут принимать непосредственное участие в организации мероприятий, посвященных науке, заниматься популяризацией научных достижений в школах. Особое внимает следует уделить учащимся факультетов журналистики и студентам технических направлений для организации их сотрудничества. Таким образом студенты, которые заинтересованы в научно-исследовательской работе смогут научиться у своих коллег, как интересно и понятно доносить информацию до общественности.

Вывод. Изучив достоинства и недостатки способов популяризации науки в России, можно сказать, что в Российской Федерации существуют все предпосылки и возможности для решения этих проблем. Автор статьи считает, что с использованием предлагаемых идей, а именно: внедрения факультативного учебного курса, активного развития благотворительности и продвижения волонтерского движения, мы сможем привлечь внимание молодых людей к науке, наладить контакт ученых и общества, сделать понятным для общественности язык популяризации научных достижений. Именно такими способами можно достигнуть главную цель –  повысить осведомленность и заинтересованность молодежи в развитии науки, и в перспективах – вывести Россию в мировые лидеры в плане научных разработок.

 

Список литературы:
1. Мельников М.В., and Рагозина М.А.. "Популяризация научной и инновационной деятельности среди молодёжи" Актуальные проблемы авиации и космонавтики, vol. 2, no. 8, 2012, pp. 49-50.
2. Морозова Елена Михайловна. "Современные особенности популяризации научного знания" Гуманитарий Юга России, vol. 8, no. 3, 2019, pp. 91-99.
3. Обжорин Алексей Михайлович. "Проблемы популяризации науки в России" Научная периодика: проблемы и решения, vol. 7, no. 2, 2017, pp. 117-125.