МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Конференция: CCCXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика

CCCXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта как одной из ключевых компетенций XXI века. Несмотря на высокий интерес психологов к данной теме, методический аспект её реализации в школьной и вузовской практике остаётся недостаточно изученным. Можно отметить, что в школах много говорят о soft skills, но методической базы почти нет. В работе мы рассмотрим как учитель может развивать эмоциональный интеллект через задания (например, обсуждение литературных героев, работа в группе), методы оценки эмоциональной компетентности у учеников, влияние эмоционального интеллекта на учебную мотивацию. Цель исследования- выявить и проанализировать приемы формирования эмоционального интеллекта у учащихся.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, методика, soft skills, развитие личности, школьное образование.
«Поставьте себя на мое место!», «Поймите меня!» это фразы, которые мы используем для того чтобы обьяснить ситуацию человеку у которого не развит эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект это звено из которого вырастает понимание и регулирование своих или чужих чувств. Которое в последствии развивает эмпатию, самосознание, саморегуляцию и позитивно влияет на стресс, общение и взаимоотношения. ЭИ это не про слабую сторону, а про сильное качество личности, который сейчас очень ценится в нашем обществе как когда-то религия в средневековье. Это является задатком лидерских качеств. С психологической стороны мы все еще мало разбираемся о трансформации эмоции, о том, как хорошее настроение распространяется или как плохие эмоции затуманивают разум. Например:
- 2018 году, В Китае 28-летний Чжао Цзэвэй напал на школу, в котором он когда-то учился, и убил 9 и ранил 12 детей. На допросе он объяснил свой поступок тем, что хотел выместить обиду на своих одноклассников, которые издевались над ним в детстве. В последствии Чжао Цзэвэй был казнен [1].
- По словам Айгуль Кадирова, согласно данным Бюро национальной статистики за 2022 год три главных причин смертности молодежи в возрасте от 10 до 34 лет это: суицид, ДТП, утопление [2]. Причинами суицида обычно бывают: издевательство, депрессия, материальное положение. И принятие решения лишить себя жизни зависит от непонимания собственных чувств и эмоции.
- По статистика, 57% в смерти детей до 12 лет именно родители оказываются виноватыми, и половина их утверждают, что просто пытались дисциплинировать ребенка. По большой части избиение происходила из-за “нарушении”: плакал, мешал смотреть телевизор, испачкал вещи [3, с. 17].
Для того чтобы предотвращать такие ситуаций мы должны развивать эмоциональный интеллект у учащихся.
Школы во многих странах еще не включили в свои программы “Развитие эмоционального интеллекта”, что приводит к низкому уровню ЭИ у учеников. В учебных программах в странах как Канада есть предмет “Развитие личных и социальных навыков”. Этот предмет входит набор обязательных предметов в программе начального и среднего образования [4].
По рейтингу стран мира по индексу уровня образования 2024 года Казахстан занимает 33 место среди 193 стран [5]. В Казахстане нет проблем преподаванием практических знаний, но есть проблема в развитии эмоционального интеллекта, которую доказывает количества неумышленных или бытовые убийства.
Главная причина в том, что пока правительство не заинтересован в его прогрессе, и то, что они все еще не понимают важность soft skills, самосознания, саморегуляции в учебе и карьере. Доказательством этому послужит то, что министерство образование убрал предмет “Самопознание” из школьных программ.
Но это не преграда так, как мы можем развивать эмоциональный интеллект используя разные методические приемы во время различных предметов (история, литература, английский язык и т. д.). Мы можем развивать с помощью словесных, наглядных, практических источников знаний.
Используя модели эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо и Дэниел Гоулмана, мы интегрировали развитие уровни ЭИ и предлагаем разные приемы для их роста. Оно выглядит так:
Уровень 1. Различение эмоции
Цель: Первый уровень эмоционального интеллекта - способнoсть замечать и различать собственные эмоции. Освоение этого навыка является началом на пути эмоциональной грамотности.
Методический прием: «Эмоциональное зеркало»
Для этого преподаватель демонстрирует изображения лиц или карточки с эмоциями (радость, гнев, страх, удивление и т. д.). Ученики должный определить эмоцию и изобразить её мимикой, жестом. После этого проводиться дискуссия: «Что чувствуют при этой эмоции?», «Что помогает определить злиться ли человек или радуется?».
Результат: Помогает сформировать способность эмоционального восприятия и осознанности.
Уровень 2. Понимание эмоции;
Цель: Второй уровень эмоционального интеллекта помогает грамотно анализировать и осымыслять эмоции. Данный навык позволяет определить причины ,которые вызывают эмоциональные реакции и понимать как они могут влиять на состояние человека.
Методический прием: «Почему я это чувствую?»
Учитель дает ситуацию из жизни, сказок или фильмов. Дети должны описывать эмоции персонажей и объяснить почему или из-за чего они так себя чувствуют. Например: Ситуация из мультфильма «Король Лев», вопрос будет таков «Почему Шрам убил своего брата?». И можно использовать креативную идею, где ученики должный сделать цепочку и карточек «эмоция-причина-действие».
Результат: Дети начнут понимать причинно-следственные связи между событием и эмоцию, который развивает эмоциональный интеллект.
Уровень 3. Использование и управление эмоции;
Цель: научить осознанно регулировать своё эмоциональное состояние и направлять эмоции в позитивное русло.
Методический прием: «Стоп – дыхание – действие» или «Дневник эмоции»
При возникновении стрессовой или конфликтной ситуации учащиеся учатся останавливаться («Стоп»), делать несколько глубоких вдохов («Дыхание») и лишь затем действовать («Действие»). Приём можно отработать в игровой форме или при обсуждении конфликтов.
Также полезно вести «дневник эмоций», где ребёнок отмечает, как он справлялся с чувствами в течение дня.
Результат: Формируется эмоциональная саморегуляция.
Уровень 4. Эмпатия (высшая точка эмоционального интеллекта);
Цель: Развитие способность понимать эмоциональное состояние других людей и выражать сочувствие, поддержку.
Методический прием: «Ролевые игры»
На уроке разыгрывать разные ситуации из жизни, истории роевыми играми, где нужно представить себя на месте другого. После сцен каждый ученик должен отвечать на вопросы про собственных персонажей.
Результат: В результате этот метод помогает росту эмпатии, сочувствия, поддержки людям у детей. Таким образом, используя разные методические приемы в учебных занятиях мы можем развить эмоциональный интеллект у детей. В наше время ЭИ не мало важное качество как IQ. А также Эмоциональный интеллект очень ценятся в компаниях и организациях такие как Apple, Microsoft, Harvard и т. д. Развитие этого качества помогает в личной и профессиональной жизни каждого человека и также позитивно влияет на социальную жизнь государства.





