Статья:

Повышение педагогической культуры родителей

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Губанищева У.Ю. Повышение педагогической культуры родителей // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(10).pdf (дата обращения: 22.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Повышение педагогической культуры родителей

Губанищева Ульяна Юрьевна
студент, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск
Овчинникова Ольга Игоревна
научный руководитель, старший преподаватель, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

 

Главная и ответственная роль влияния школы зависит от взаимного сотрудничества с родителями. Школа может воздействовать и на саму семью в целом. В работе с родителями она помогает развивать психолого-педагогическую компетенцию, привлекая и заинтересовывая их к регулярному сотрудничеству с педагогами. Родители играют важную роль в воспитании ребёнка. Они являются именно тем эталоном, носителем общественных норм и образцов поведения.

Нет прочнее и ближе связи - духовной, душевной, физической, чем у родителей и ребенка. Динамика роста и развития ребенка полностью связана семейными ценностями родителей и стилем их воспитания.[2, с. 35]

Дисгармоничное родительское воспитание характеризуется блокировкой одной или нескольких потребностей ребенка, нарушением внутрисемейных отношений.

Существует ряд известных классификаций деструктивного воспитания детей родителями, авторами которых являются А. Е.Личко, П.Ф. Лесгафт, Э.Г. Эйдемиллер, А. Спиваковская, А.И. Захаров, В.В. Юстицкис, и другие.

Из типологий выделенных деструктивных особенностей воспитания личности ребенка и родительского воспитания, наиболее изученной и подробной, является типология ученых Э. Г Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. Ученые обозначили следующие нарушения в стилях семейного воспитания.

Гипопротекция. Данный стиль воспитания характеризуется недостатком опеки ребенка и контроля.  Существует так же скрытая гипопротекция, где родительская забота и контроль носят формальный характер.

Потворствующая гиперпротекция. Ребенок в такой семье воспитывается как «кумир семьи». Он освобожден от малейших трудностей, его желаниям потакают. Этот стиль воспитания блокирует главную потребность ребенка эмоциональную и духовную. Что в свою очередь может приводить к непониманию школьных требований и адекватного отношения с учителем.

Доминирующая гиперпротекция. Родители чрезмерно опекают ребенка, контролируют по каждой мелочи. С детства ребенку не прививают самостоятельность и не вырабатывают чувство ответственности.

Эмоциональное отвержение. Базовые потребности ребенка игнорируются. Ребенка считают обузой для семьи. Так же может быть скрытое эмоциональное отвержение, когда родители проявляют заботу о ребенке только внешне.

Жестокие взаимоотношения. В такой семье эмоциональная холодность, ожесточенность и враждебность между родителями и ребенком. Все это приводит к психотравмирующим ситуациям, которые отражаются, на ребенке неся массу негативных последствий.

Повышенная моральная ответственность.  Родители взваливают непосильный груз на ребенка, возлагая на него особое будущее, а он боится своими неудачами разочаровать их.

Так же ученые выделяют различные отношения в стиле родительского воспитания, на основе отклонения личности самих родителей. Акцентуации и психопатия самих родителей определяет решающую роль в нарушении в воспитании своих детей.

Расширение сферы родительских чувств - эти нарушения характерны в семьях, где есть нарушения в супружеских отношениях (развод или смерть одного из супругов).

Предпочтение в подростке детских качеств. Это нарушение в воспитании характерно для родителя, которому кажется, что их ребенок всегда маленький.   

При такой родительской установке у ребенка может выработаться не зрелость в развитии, инфантилизм.

Воспитательная неуверенность - это отклонение характеризуется неадекватным снижением требований к ребенку.

Фобия утраты ребенка – такой родитель панически беспокоиться за ребенка, для него он как «хрупкий сосуд». Такие  родители неуверенные в себе, бояться ошибиться в любом моменте воспитания своего ребенка.

Неразвитость родительских чувств – при таком нарушении родители поверхностно относятся к делам своего ребенка, плохо переносят его общество.

Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных качеств. Родитель, видя в ребенке похожие черты характера, которые он чувствует, но не хочет увидеть в себе.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания. В данной позиции родительского воспитания супруги не могут договориться о способах воспитания ребенка. Проявление недовольства  к воспитательным приемам друг друга.

Предпочтения мужских или женских качеств в ребенке. Неосознаваемое непринятие в ребенке тех качеств, только мужских или только женских, которые больше всего не приятны родителю.[1. с, 325]

Стиль родительского воспитания формирует личность ребенка. Со всей уверенностью можно утверждать, что детско-родительские отношения зависят от стиля родительского воспитания, позиций занимаемых взрослыми, ролью отводимой для ребенка в этой семье.

Главная и ответственная роль влияния школы зависит от взаимного сотрудничества с родителями. Школа может воздействовать и на саму семью в целом. В работе с родителями она помогает развивать психолого-педагогическую компетенцию, привлекая и заинтересовывая их к регулярному сотрудничеству с педагогами.

Адекватность, гибкость, прогностичность вот те оптимальные составляющие родительской позиции, которые будут отвечать адекватности в родительском стиле воспитания.

Адекватность родительской позиции проявляется в умении родителей принимать ребенка, с его особенностями характера, обращать внимание на его душевное состояние.

Гибкость родительской позиции заключается в умении понимать личность ребенка в связи с возрастными особенностями. Гибкая родительская позиция должна быть не только лабильной соответствуявозрастным критериям развития ребенка, но и в тоже время должна быть предсказуемой и предусмотревшей.

Прогностичность родительской позиции выражается в умении родителей вести за собой ребенка, опережая его проявления в развитии новых психолого-физических и личностных качеств. [1, с. 135]

В семьях с дисгармоничным воспитанием родители не справляются с воспитанием ребенка. Родительские позиции и установки в таком случае будут искажены, нося характер неадекватности, становится непрагностичными и лишены свойств гибкости. В настоящее время молодые семьи неумело владеют воспитательной функцией, что проявляется в диагностиках различными исследованиями ученых. Все эти причины говорят нам о необходимости работы с семьей школьников, для повышения не только педагогической культуры родителей, но и психологических и физиологических знаний о растущем ребенке.[4, с. 55]

Сотрудничество с родителями учащихся одна из основных функций классного руководителя. В своей работе педагог должен искать наиболее подходящие и продуктивные приемы, способы и средства влияния на родителей и обучающихся.

Коррекционное воздействие на семью происходит в том случае, когда выясняется психическое насилие над ребенком, которое может привести к нервно-психическим нарушениям. Педагогическое коррекционное воздействие может стать тем посредником, который будет включать в себя: объединение, управление в сигнализированной помощи по вопросам семейного воспитания.

В зависимости от того, кто и в какой мере влияет на ребенка, зависит успешность его адаптации в школе. Важно, что бы педагоги и родители могли сотрудничать и не противоречить друг другу, потому как ребенок большую часть своего времени проводит дома и в школе.

Родители и педагоги должны стать единомышленниками в процессе педагогического воспитания ребенка. Это достижимо только путем сотрудничества и согласованности между ними.

Педагог, при  работе с родителями учащихся, может выступать в разных ролях:

- советником, давая педагогические советы по воспитанию ребенка, советы для лучшего усвоения учебной программы ребенком; информировать о нужности взаимного сотрудничества с ребенком; ид.р.

- консультантом, который может разъяснить вопросы по регулированию семейного законодательства. Информировать об условиях и методах, необходимых для нормального создания условий по воспитанию ребенка и д.р.

- защитником, в случаях нарушения детских прав ребенка, при социальных отклонениях родителей от норм (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям). [5, с. 58]

Над работой по росту педагогической культуры задействованы разные учреждения и организации. Но первую роль в этой работе играет школа. Она  самый важный общественный институт в воспитании и обучении школьников, а семья в свою очередь будет близким союзником.

 

Список литературы:
1. Артюхова С. П. Семья и школа: поиски, находки // Классный руководитель.- 1999. - № 5. - 54-59 с. 
2. Захарова Е.И. Особенности внутренней позиции родителя: Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. – М., 2003. - с. – 234.
3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: «Педагогика» - М., 1990. - 288 с.
4. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи: Семейная психотерапия: 4-изд.- [СПб], Питер, 2008. - 672 с.