Педагогическая модель формирования экологического мировоззрения через агроэкологическую проектную деятельность
Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
V Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Педагогическая модель формирования экологического мировоззрения через агроэкологическую проектную деятельность
Желание комфортно и безопасно существовать в окружающей среде, употреблять здоровую безопасную пищу, быть здоровым человеком, чтобы выжить в тяжёлых экологических условиях антропоцентрического коллапса, на данный момент являются основными тенденциями современного общества. Для реализации данных тенденций необходимы следующие условия: широкая огласка истинного положения экологических проблем регионального характера, необходим постоянный доступ к знаниям экологического характера, и как цель – сформированность экологического мировоззрения у подрастающего поколения.
Мы полагаем, что формирование экологического мировоззрения у подростков будет успешным, если:
- проектная деятельность рассматривается и обеспечивается как необходимая составляющая целостного образовательного процесса;
- проектная деятельность носит агроэкологическую направленность;
- разработана модель для формирования экологического мировоззрения.
На данный момент существует социальный заказ на внедрение знаний агроэкологической направленности в учебный процесс, но по причине отсутствия дисциплин экологической направленности во ФГОС, не представляется возможным. Отсюда вытекает необходимость внедрения агроэкологических знаний в дополнительное образование.
Применение проектной деятельности в формировании экологического мировоззрения сейчас не является новаторством, но в рамках агроэкологической направленности несёт теоретическую и практическую новизну.
Мы считаем, что знания в области агроэкологии будут способствовать более углубленному изучению экологических проблем в целом, а также наполнят эмпатийным компонентом полученные знания, иными словами, подросток сможет «примерить на себя» проблемные ситуации агроэкологической направленности, что, с большей долей вероятности, сподвигнет его на поиск оптимального решения.
Нами были выявлены следующие педагогические условия формирования экологического мировоззрения через проектную деятельность [1, 2]:
- системность и поэтапность – подросток постепенно осваивает данную образовательную технологию, получаемые знания последовательны и системны;
- потребность, гендерность, мотивированность – подросток волен сам выбирать, в каком направлении будет осуществляться им проектная деятельность, а спектр проектов был ориентирован на его возраст и заинтересованность;
- поощряемость – мотивация к новым начинаниям (сертификат, грамота);
- IT-сопровождение – активное и интерактивное использование мультимедийной техники, 3D-моделирования, САПР-технологий, инновационных коммуникативных разработок, SMART-технологий, способны привлечь к осуществлению проектной деятельности, а сам учебный процесс сделать более комфортным;
- обобщение – оценочная система проектной деятельности должна быть ориентирована на рефлексию подростком своих действий, поставленных и выполненных задач, а также представление результатов проделанной работы широкой аудитории на слётах и конкурсных мероприятиях;
- интеграция – использование совокупности средств и форм учебного процесса, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
- профессионализм педагога.
Зафиксированные педагогические условия явились каркасом для разработки авторской модели формирования экологического мировоззрения.
В структуру разработанной педагогической модели входит три модуля: концептуальный, процессуальный и оценочно-критериальный. Целью создания данной модели и ожидаемым результатом будет является формирование экологического мировоззрения по средствам реализации агроэкологической проектной сессии. Все модули связаны тесным образом с критериями и компонентами формирования экологического мировоззрения.
Концептуальный модуль является системообразующим, его контент включает теоретические и методологические принципы, подходы и компоненты реализации модели формирования экологического мировоззрения. Модуль отражает целевые установки образовательного процесса, а также элементы для оптимальной реализации модели.
Рисунок 1. Модель формирования экологического мировоззрения О.В. Даниленко – концептуальный модуль
Процессуальный модуль представляет собой содержательно-деятельностную часть модели, отражает методы, приемы, формы, технологии и педагогические условия формирования экологического мировоззрения.
Рисунок 2. Модель формирования экологического мировоззрения О.В. Даниленко – процессуальный модуль
Агроэкологическая проектная сессия – это особый вид интенсивной работы большого подростков (до 30 человек), рассчитанный, в среднем, на 14 дней, в течении которых коллектив получает необходимую теоретическую и практическую базу знаний, умений и навыков от кураторов сессии, для реализации предложенных направлений агроэкологической проектной деятельности. Делегирование обязанностей в коллективе происходит на добровольной основе.
Оценочно-критериальный модуль – аналитическая функция модели. Она определяет уровень сформированности экологического мировоззрения до начала агроэкологической проектной сессии и после ее проведения для определения типа экологического мировоззрения подростка, качественных и количественных изменений в мировоззренческих установках, если таковые произошли с помощью адаптированной анкеты О.М. Дорошко. Так же на этом этапе подросток активно рефлексирует и сам оценивает, изменилось ли его отношение к себе, социуму и биосфере и в каком ключе произошли эти изменения.
Рисунок 3. Модель формирования экологического мировоззрения О.В. Даниленко – оценочно-критериальный модуль
Направления экологизации образовательного процесса, согласно разработанной педагогической модели:
- проектно-исследовательское;
- эколого-валеологическое;
- эколого-трудовое;
- экологическое культура и мировоззрение.
Разработанная модель имеет ряд особенностей, что выделяет её из огромного количества подобных моделей:
- она рассчитана исключительно на реализацию в дополнительных образовательных центрах;
- модель носит агроэкологическую направленность, в ответ на социальный заказ общества и может послужить основой для узкопрофильных наук и сфер деятельности человека;
- она ориентирована на современные педагогические технологии, которые востребованы подрастающим поколением и отвечает требования ФГОС;
- куратор агроэкологической сессии в разработанной модели постоянно задействует подростков в исследованиях и проектировании.
Разработанная модель является целостной и доступной для дополнительных образовательных центров, пришкольных лагерей преимущественно подходящая для реализации в каникулярное время.