Статья:

Педагогическая модель формирования экологического мировоззрения через агроэкологическую проектную деятельность

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Даниленко О.В. Педагогическая модель формирования экологического мировоззрения через агроэкологическую проектную деятельность // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(5).pdf (дата обращения: 10.07.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Педагогическая модель формирования экологического мировоззрения через агроэкологическую проектную деятельность

Даниленко Ольга Викторовна
магистрант, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета, РФ, г. Уссурийск

 

Желание комфортно и безопасно существовать в окружающей среде, употреблять здоровую безопасную пищу, быть здоровым человеком, чтобы выжить в тяжёлых экологических условиях антропоцентрического коллапса, на данный момент являются основными тенденциями современного общества. Для реализации данных тенденций необходимы следующие условия: широкая огласка истинного положения экологических проблем регионального характера, необходим постоянный доступ к знаниям экологического характера, и как цель – сформированность экологического мировоззрения у подрастающего поколения.

Мы полагаем, что формирование экологического мировоззрения у подростков будет успешным, если:

- проектная деятельность рассматривается и обеспечивается как необходимая составляющая целостного образовательного процесса;

- проектная деятельность носит агроэкологическую направленность;

- разработана модель для формирования экологического мировоззрения.

На данный момент существует социальный заказ на внедрение знаний агроэкологической направленности в учебный процесс, но по причине отсутствия дисциплин экологической направленности во ФГОС, не представляется возможным. Отсюда вытекает необходимость внедрения агроэкологических знаний в дополнительное образование.

Применение проектной деятельности в формировании экологического мировоззрения сейчас не является новаторством, но в рамках агроэкологической направленности несёт теоретическую и практическую новизну.

Мы считаем, что знания в области агроэкологии будут способствовать более углубленному изучению экологических проблем в целом, а также наполнят эмпатийным компонентом полученные знания, иными словами, подросток сможет «примерить на себя» проблемные ситуации агроэкологической направленности, что, с большей долей вероятности, сподвигнет его на поиск оптимального решения.

Нами были выявлены следующие педагогические условия формирования экологического мировоззрения через проектную деятельность [1, 2]:

- системность и поэтапность – подросток постепенно осваивает данную образовательную технологию, получаемые знания последовательны и системны;

- потребность, гендерность, мотивированность – подросток волен сам выбирать, в каком направлении будет осуществляться им проектная деятельность, а спектр проектов был ориентирован на его возраст и заинтересованность;

- поощряемость – мотивация к новым начинаниям (сертификат, грамота);

- IT-сопровождение – активное и интерактивное использование мультимедийной техники, 3D-моделирования, САПР-технологий, инновационных коммуникативных разработок, SMART-технологий, способны привлечь к осуществлению проектной деятельности, а сам учебный процесс сделать более комфортным;

- обобщение – оценочная система проектной деятельности должна быть ориентирована на рефлексию подростком своих действий, поставленных и выполненных задач, а также представление результатов проделанной работы широкой аудитории   на слётах и конкурсных мероприятиях;

- интеграция – использование совокупности средств и форм учебного процесса, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

- профессионализм педагога.

Зафиксированные педагогические условия явились каркасом для разработки авторской модели формирования экологического мировоззрения.

В структуру разработанной педагогической модели входит три модуля: концептуальный, процессуальный и оценочно-критериальный. Целью создания данной модели и ожидаемым результатом будет является формирование экологического мировоззрения по средствам реализации агроэкологической проектной сессии. Все модули связаны тесным образом с критериями и компонентами формирования экологического мировоззрения.

Концептуальный модуль является системообразующим, его контент включает теоретические и методологические принципы, подходы и компоненты реализации модели формирования экологического мировоззрения. Модуль отражает целевые установки образовательного процесса, а также элементы для оптимальной реализации модели.

 

Рисунок 1. Модель формирования экологического мировоззрения О.В. Даниленко – концептуальный модуль

 

Процессуальный модуль представляет собой содержательно-деятельностную часть модели, отражает методы, приемы, формы, технологии и педагогические условия формирования экологического мировоззрения. 

 

Рисунок 2. Модель формирования экологического мировоззрения О.В. Даниленко – процессуальный модуль

 

Агроэкологическая проектная сессия – это особый вид интенсивной работы большого подростков (до 30 человек), рассчитанный, в среднем, на 14 дней, в течении которых коллектив получает необходимую теоретическую и практическую базу знаний, умений и навыков от кураторов сессии, для реализации предложенных направлений агроэкологической проектной деятельности. Делегирование обязанностей в коллективе происходит на добровольной основе.

Оценочно-критериальный модуль – аналитическая функция модели. Она определяет уровень сформированности экологического мировоззрения до начала агроэкологической проектной сессии и после ее проведения для определения типа экологического мировоззрения подростка, качественных и количественных изменений в мировоззренческих установках, если таковые произошли с помощью адаптированной анкеты О.М. Дорошко.  Так же на этом этапе подросток активно рефлексирует и сам оценивает, изменилось ли его отношение к себе, социуму и биосфере и в каком ключе произошли эти изменения.

 

Рисунок 3. Модель формирования экологического мировоззрения О.В. Даниленко – оценочно-критериальный модуль

 

Направления экологизации образовательного процесса, согласно разработанной педагогической модели:

- проектно-исследовательское;

- эколого-валеологическое;

- эколого-трудовое;

- экологическое культура и мировоззрение.           

Разработанная модель имеет ряд особенностей, что выделяет её из огромного количества подобных моделей:

- она рассчитана исключительно на реализацию в дополнительных образовательных центрах;

- модель носит агроэкологическую направленность, в ответ на социальный заказ общества и может послужить основой для узкопрофильных наук и сфер деятельности человека;

- она ориентирована на современные педагогические технологии, которые востребованы подрастающим поколением и отвечает требования ФГОС;

- куратор агроэкологической сессии в разработанной модели постоянно задействует подростков в исследованиях и проектировании.

Разработанная модель является целостной и доступной для дополнительных образовательных центров, пришкольных лагерей преимущественно подходящая для реализации в каникулярное время.

 

Список литературы:
1. Ачкасова В.А. Педагогические условия организации проектной деятельности школьников на уроках информатики // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(23). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/12(23).pdf (дата обращения: 26.06.2018);
2. Скачилова О.В. Педагогические условия организации проектной деятельности в начальной школе / О.В. Скачилова, Л.М. Прохорова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 5 март 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – № 1 (11). – С. 165-166.