Статья:

Особенности навыка осознанного чтения обучающихся 3 классов с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Васильева Т.И. Особенности навыка осознанного чтения обучающихся 3 классов с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 33(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/33(63).pdf (дата обращения: 14.05.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности навыка осознанного чтения обучающихся 3 классов с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития

Васильева Татьяна Игоревна
магистрант, Красноярский государственный педагогический университет, РФ, г. Красноярск
Козырева Ольга Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук. доцент, Красноярский государственный педагогический университет, РФ, г. Красноярск

 

FEATURES OF THE SKILLS OF CONSCIOUS READING GRADE 3 STUDENTS WITH MILD MENTAL RETARDATION AND MENTAL  RETARDATION

 

Tatyana Vasilieva

Undergraduate, Krasnoyarsk State Pedagogical University, Russia, Krasnoyarsk

Olga Kozyreva

scientific director, Cand. ped sciences. Associate Professor, Krasnoyarsk State Pedagogical University, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. В статье представлены блоки констатирующего эксперимента по изучению сформированности навыка осознанного чтения. Описаны результаты особенностей навыка осознанного чтения.

Abstract. The article presents the blocks of ascertaining experiment to study the formation of the skill of conscious reading. The results of the features of the skill of conscious reading are described.

 

Ключевые слова: Младшие школьники, осознанное чтение, легкая степень умственной отсталости, задержка психического развития.

Keywords: Primary school students, conscious reading, mild mental retardation, mental retardation.

 

В настоящее время специальная педагогика находится на этапе внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Ранее выявление и коррекция речевых нарушений у детей является важнейшей коррекционной задачей, так как речевые нарушения воздействуют на формирование и совершенствование психических функций, становление личности ребенка, а так же социальной адаптации ребенка в целом.

Особенно это актуально для обучающихся с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Успешность школьного обучения такого ребенка во многом определенна особенностями его овладения чтением. Над данной проблемой работали и работают многие известные ученые (М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова и др. А исследователи Г.А. Власова, М.С. Певзнер.)

С целью изучения сформированности навыка осознанного чтения 3 классов с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ « Новосолянкой средней школы №1». В эксперименте приняло участие 12 детей.

В первом блоке заданий констатирующего эксперимента с целью изучение особенностей сформированности осознанного чтения», мы использовали диагностические задания, предложенные С.Д.  Забрамной,  Е.А. Екжановой.

Обследуемым предлагалось прочитать текст, и потом ответить на мои вопросы. Тексты были подобраны со скрытым смыслом.

Задание 1: Стихотворение С. Чернова «Когда никого нет дома»

Задание 2: В.Д. Берестов «Злое утро»

Основные критерии оценки:

-умение уловить общий и эмоциональный настрой в тексте;

-умение понять состояние героя, которое явно не передается в тексте;

-умение понять позицию автора, не высказанную прямо;

- умение своими словами объяснить смысл фразы.

Второй блок констатирующего эксперимента был направлен на изучение сформированности навыка осознанного чтения (текст с пропущенным звеном). Мы использовали методику Л.А. Ясюковой, ребенку предлагался напечатанный текст рассказа, в котором пропущены слова, в пробелы необходимо вписать подходящее по смыслу слово.

Качественный анализ полученных результатов, свидетельствовал о том, что большая часть респондентов показала низкий уровень сформированности навыка осознанного чтения. На высоком уровне не оказалось ни одного обучающегося.

Таким образом  мы можем выделить:две группы обучающихся, оказавшихся на среднем  и низком уровне сформированности осознанного чтения.

В I группу были включены обучающиеся с низким уровнем сформированности навыков осознанного чтения, которые испытывали следующие трудности:

  • Исключение, добавление, искажение фактов;
  • Непонимание причинно-следственных отношений;
  • Трудности выделения главной мысли произведения;
  • Трудности понимания смысла текса в целом.

Во II группу были включены обучающиеся оказавшиеся на среднем уровне сформированности навыков осознанного чтения которая характеризовалась следующую особенность:

  • Воссоздание пропущенного звена на основе контекста;
  • Вычленение из текста новой информации;
  • Последовательность изложения текста;
  • Самостоятельное воспроизведение прочитанного текста. 

Выявленные особенности сформированности навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития , послужат основой для составления дифференцированных методических рекомендаций,  определение путей коррекционно-педагогической работы по их совершенствованию.

 

Список литературы:
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2002. 320 с.
2. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми. М.: Изд. АНП РСФСР, 1961. 189 с.
3. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2014. № 1. С. 112–115.
4. Козырева О.А. Актуальное нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 4. С. 58–64.
5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М.: Владос, 2013.