Статья:

РАЗВИТИЕ РОДНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В БИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЕ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНУЮ ИГРУ

Конференция: LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кривошапкина К.П. РАЗВИТИЕ РОДНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В БИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЕ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНУЮ ИГРУ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(76). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(76).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ РОДНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В БИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЕ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНУЮ ИГРУ

Кривошапкина Кристина Петровна
студент ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет, РФ, г. Якутск
Бугаева Ая Петровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет, РФ, г. Якутск

 

DEVELOPMENT OF NATIVE ORAL SPEECH OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN A BILINGUAL ENVIRONMENT THROUGH A BOARD GAME

 

Kristina Krivoshapkina

Student, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education North-Eastern Federal University, Russia, Yakutsk

Aya Bugaeva

Scientific adviser, Cand. Ped. Sciences, Associate Professor, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education North-Eastern Federal University, Russia, Yakutsk

 

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу развития родной устной речи школьников младшего школьного возраста в билингвальной среды через настольную игру. Будут рассмотрены различные методы и приемы, способствующие формированию у детей мотивации к развитию родной устной речи. В статье подчеркивается эффективность использования интерактивных форм обучения. Данный научный материал будет интересен учителям начальных классов, методистам и родителям.

Abstract. This article is devoted to the development of native oral speech of primary school children in a bilingual environment through a board game. Various methods and techniques that contribute to the formation of children's motivation for the development of native oral speech will be considered. The article emphasises the effectiveness of using interactive forms of teaching. This scientific material will be of interest to primary school teachers, methodologists and parents.

 

Ключевые слова: педагогика, проектная деятельность, родной язык, образование, билингвизм.

Keywords: pedagogy, project activity, native language, education, bilingualism.

 

Актуальность. В современном мире все большее значение приобретает знание и использование нескольких языков. Одним из показателей обострения интереса к проблематике двуязычия в мировой науке можно считать то, что имеется целый ряд международных журналов на английском языке, либо специально посвященных проблематике двуязычия, либо регулярно включающих информацию об исследованиях в этой области, рецензии на появляющиеся публикации и т.д., см.: «Bilingualism: Language and Cognition», «Studies in Second Language Acquisition», «International Journal of Bilingual Education and Bilingualism»,. Обратим внимание на то, что последний из названных журналов имеет подзаголовок «Devoted to research and discussion about the learning and teaching of foreign and second languages». Билингвизм становится не только преимуществом, но и необходимостью для успешной адаптации в современном обществе. Особенно важно развивать родную устную речь у младших школьников, которые находятся в период активного формирования языковых навыков. Одним из эффективных методов развития родной устной речи в билингвальной среде является использование настольных игр. В данной курсовой работе будет рассмотрено влияние настольных игр на развитие родной устной речи у младших школьников в билингвальной среде. Данная тема является актуальной, так как с каждым годом количество билингвальных семей и детей, изучающих несколько языков, увеличивается. Целью данной работы является выявление эффективности использования настольных игр в развитии родной устной речи у младших школьников в билингвальной среде. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: изучить теоретические аспекты развития родной устной речи у младших школьников в билингвальной среде; проанализировать существующие методики развития родной устной речи; выявить особенности использования настольных игр в развитии родной устной речи у младших школьников; провести экспериментальное исследование и оценить эффективность использования настольных игр в развитии родной устной речи у младших школьников в билингвальной среде. В результате работы будет получен положительный или отрицательный результат о влиянии настольных игр на развитие родной устной речи у младших школьников в билингвальной среде, что позволит сделать выводы о целесообразности и эффективности данного метода.

Объект исследования: выступает процесс развития родного языка младших школьников в билингвальной среде.

Предмет исследования: является использование настольных игр как эффективного инструмента для развития устной речи на родном языке у детей.

Гипотезой исследования является утверждение о том, что применение настольной игры способствует развитию родной устной речи младших школьников.

Цель исследования: изучение возможности использования настольной игры в качестве педагогического средства для развития устной речи на родном языке у младших школьников в билингвальной среде.

Задачи исследования: Изучить теоретические основы развития устной речи у детей в билингвальной среде .Проанализировать существующие методы развития устной речи на родном языке у младших школьников. Разработать и апробировать настольную игру для развития родной устной речи якутского языка. Провести эксперимент для оценки эффективности использования настольной игры в развитии родной устной речи якутского языка у младших школьников..

Роль родного языка в развитии ребенка.

Родной язык играет важную роль в развитии ребенка. Он является основой для формирования коммуникативных навыков, познания мира и самовыражения. Вот несколько ключевых моментов, связанных с ролью родного языка в развитии ребенка:

1. Коммуникация и социализация: Родной язык позволяет ребенку общаться с окружающими людьми и участвовать в социальных взаимодействиях. Он помогает устанавливать связь с родителями, братьями и сестрами, друзьями и другими людьми. Развитие коммуникативных навыков на родном языке способствует формированию уверенности в себе и успешной адаптации в обществе.

2. Когнитивное развитие: Родной язык является основой для усвоения знаний и понимания мира. Через родной язык ребенок осваивает новые понятия, развивает логическое мышление, память и воображение. Он также помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире и понимать свои эмоции и чувства.

3. Сохранение культурного наследия: Родной язык является ключевым элементом культурного наследия. Он передает ценности, традиции и историю народа. Знание родного языка помогает ребенку узнать о своей культуре, идентифицировать себя с определенной группой людей и развивать чувство принадлежности.

4. Развитие межкультурной компетенции: Знание родного языка помогает ребенку лучше понимать и уважать другие культуры и языки. Это способствует развитию межкультурной компетенции и способности к межкультурному общению.

5. Успех в учебе: Родной язык является основой для обучения другим языкам и предметам. Хорошее владение родным языком способствует развитию навыков чтения, письма, анализа и критического мышления, что влияет на успех ребенка в учебе.

Источник указывает, что родной язык играет важную роль в развитии коммуникативных навыков и социализации ребенка. Источник подчеркивает, что родной язык является основой для усвоения знаний и понимания мира. Источник отмечает, что родной язык помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире и понимать свои эмоции. Источник подтверждает, что родной язык является ключевым элементом культурного наследия. Источник указывает на важность родного языка для развития межкультурной компетенции. Источник подчеркивает, что родной язык способствует успешному обучению другим языкам и предметам.

В целом, родной язык играет важную роль в развитии ребенка, влияя на его коммуникацию, когнитивное развитие, сохранение культурного наследия, развитие межкультурной компетенции и успех в учебе.

Особенности билингвальной среды и их влияние на языковое развитие.

Современный мир все больше сталкивается с явлением билингвизма, когда человек владеет двумя или более языками. Билингвальная среда, в которой человек живет и общается, играет важную роль в его языковом развитии. Здесь будут рассмотрены особенности билингвальной среды и ее влияние на языковое развитие.

Полное взаимодействие с двумя языками: В билингвальной среде человек постоянно использует и слышит два языка. Это может быть связано с наличием двух или более языков в семье, обучением в двуязычных школах или работой в многоязычной среде. Такое взаимодействие способствует активному использованию и развитию обоих языков.

Переключение между языками: Билингвы часто переключаются между языками в зависимости от ситуации и собеседника. Например, они могут использовать один язык при общении с семьей и другой язык на работе или в учебе. Это переключение требует от человека гибкости и высокой языковой компетенции.

Влияние культурных особенностей: Билингвальная среда часто связана с определенной культурой или национальностью. Культурные особенности могут отражаться в использовании языка, образе жизни, традициях и ценностях. Это влияние культуры способствует развитию лингвистической и культурной компетенции у билингвов.

Повышенная языковая гибкость: Билингвы, благодаря постоянному взаимодействию с двумя языками, развивают более гибкое и адаптивное отношение к языку. Они могут легко переключаться между языками и адаптироваться к различным языковым ситуациям.

Более высокий уровень когнитивных навыков: Исследования показывают, что билингвы имеют преимущества в развитии когнитивных навыков, таких как внимание, память и решение проблем. Это связано с постоянным переключением между языками и необходимостью быстрого адаптирования к разным языковым системам.

Расширение лингвистической и культурной компетенции: Билингвы имеют возможность погружаться в разные культуры и общаться с людьми различного языкового и культурного происхождения. Это расширяет их лингвистическую и культурную компетенцию, делая их более открытыми и толерантными к различиям.

Билингвальная среда является особой средой, в которой человек взаимодействует с двумя или более языками. Она способствует развитию языковой гибкости, когнитивных навыков и расширению лингвистической и культурной компетенции. Понимание особенностей билингвальной среды и ее влияния на языковое развитие позволяет лучше понять преимущества и вызовы, с которыми сталкиваются билингвы.

Тема билингвизма стала очень распространенной. Появилось много диссертаций, научных работ и т.д. связаны с проблематикой двуязычия, например, следующие докторские диссертации. Т.А. Голикова [Голикова 2005а, 2005б] рассматривает вопросы теории и практики исследования этнического сознания; формы существования и функционирования языкового сознания в негомогенной лингвокультурной среде обсуждает Н.В. Дмитрюк [Дмитрюк 2000а, 2000б]; репрезентация национальных концептосфер в картине мира билингвов фигурирует в работе Н.М. Жанпеисовой [Жанпеисова 2004]; этноконнотация трактуется как вид культурной коннотации в исследовании О.И. Быковой [Быкова 2005]; лингвокультурная компетентность личности составляет предмет исследования Л.А. Городецкой [Городецкая 2007а, 2007б]; Е.И. Горошко [Горошко 2001] рассматривает проблемы языкового сознания, И.В. Привалова [Привалова 2005, 2006] фокусирует внимание на этнокультурной маркированности языкового сознания, а Н.А. Тарасюк обращается к вопросам формирования профессиональной готовности учителя к обучению дошкрльников иностранным языкам [Тарасюк 2002], в то время как Г.В.. Елизарова обрашается к проблеме формирования межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению [Елизарова 2001]

Роль игры в развитии родной речи у младших школьников.

Развитие родной речи является одним из основных задач обучения младших школьников. Одним из эффективных и интересных способов достичь этой цели является использование игры в учебном процессе. В данной статье мы рассмотрим роль игры в развитии родной речи у младших школьников и ее влияние на их языковое развитие.

Основные аспекты игры в развитии родной речи:

Мотивация и эмоциональная вовлеченность: Игра является естественным и привлекательным способом обучения, который способствует мотивации и вниманию детей. Участие в игре вызывает эмоциональную вовлеченность, что обеспечивает успешное усвоение и использование родного языка.

Развитие лексического запаса: В процессе игры младшие школьники активно используют разнообразные слова и выражения, чтобы описывать ситуации, коммуницировать с другими игроками и выражать свои мысли. Это способствует расширению и обогащению их лексического запаса.

Улучшение коммуникативных навыков: В игре дети должны активно общаться друг с другом, выражать свои идеи, задавать вопросы и слушать ответы. Это помогает развивать навыки говорения, понимания и взаимодействия, улучшая коммуникативные навыки младших школьников.

Развитие фонетических навыков: Игра включает в себя чтение текстов, произношение слов и звуков, что способствует развитию фонетических навыков у детей. Они учатся правильно произносить звуки, уделять внимание интонации и ритму речи.

Стимулирование творческого мышления: В игровой ситуации дети активно используют свое воображение и творческое мышление, придумывая роли, сюжеты и диалоги. Это способствует развитию их творческого потенциала и способности к самовыражению.

Развитие навыков социальной коммуникации: В игре дети учатся сотрудничать, делиться мнением, решать конфликты и устанавливать контакт с другими участниками. Это помогает развивать навыки социальной коммуникации и улучшает способность младших школьников взаимодействовать с окружающими.

Игра играет важную роль в развитии родной речи у младших школьников. Она мотивирует их, развивает лексический запас, коммуникативные и фонетические навыки, стимулирует творческое мышление и социальную коммуникацию. Использование игры в учебном процессе помогает младшим школьникам успешно развивать свою родную речь и достигать лучших результатов в языковом образовании.

Билингвальная среда является особой средой, в которой человек взаимодействует с двумя или более языками. Она способствует развитию языковой гибкости, когнитивных навыков и расширению лингвистической и культурной компетенции. Понимание особенностей билингвальной среды и ее влияния на языковое развитие позволяет лучше понять преимущества и вызовы, с которыми сталкиваются билингвы.

В целом, развитие родной устной речи в билингвальной среде требует специального внимания и заботы. Поддержка со стороны родителей, педагогов и других взрослых играет важную роль в этом процессе. Важно создать благоприятную атмосферу для использования родного языка и поощрять детей к его активному использованию в коммуникации. В результате, дети смогут развивать свою устную речь на родном языке параллельно с изучением второго языка, что будет способствовать их полноценному развитию в билингвальной среде.

Таким образом, изучение теоретических основ развития родной устной речи в билингвальной среде имеет важное практическое значение для современного образования и психологии. Понимание основных принципов этого процесса позволит разработать эффективные методики обучения и поддержки детей, которые живут в двуязычной среде, и способствует успешному развитию их языковых компетенций.

Проверка гипотезы на практике: Была определена база проведения проверки гипотезы — учебное заведение с углубленным изучением родного якутского языка и литературы. Фокус группой выступили учащиеся 3-го класса. Была определена и поставлена следующая задача: Разработать игру «Тыл оонньуута» (Веселая настольная игра),  путем раскрытия познавательно-речевых, возможностей детей.

Процесс создания игры было совместным творчеством всех учащихся класса, который включал в себя несколько этапов: Подготовительный этап. Возникновение идеи. На данном этапе мы изучили и подробно рассмотрели презентационный материал про существующие настольные игры. Затем обсудили, проанализировали и выяснили, для чего нужны настольные игры. В основной части мы узнали про якутские какие типы игр бывают, а также делились своими идеями и предпочтениями. Далее начали самостоятельно придумывать якутскую вариацию настольной игры.

Сюжетом настольной игры стало монополия с речевыми упражнениями на якутский лад, которые создадовались по интересом учащихся. Дети опробовали пробный вариант игры и внесли поправки

Работая над созданием настольной игры «Тыл оонньуута», мы соблюдали ряд условий:

  1. Все принимаются коллективно;
  2. Интересы всех учеников и их предположения учитываются при, разработке игры, пожелания учитываются и фиксируются — записываются, чтобы ничего не упустить;
  3. Вступая во временные микро-группы необходимо соблюдать и создавать условия для плодотворной партнерской деятельности.

Данные правила способствуют плодотворной командной работе, помогают регулировать образовательный процесс и являются необходимым инструментом для эффективной командной работы. Они способствуют организации рабочего процесса, устанавливают порядок взаимодействия между участниками проекта и помогают предотвратить конфликты и недопонимания, обеспечивая согласованность действий всех членов команды. Таким образом, соблюдение правил является важным условием для успешной работы в коллективе.

Был проведен опрос, который проводился в начале и по завершению проверки гипотезы для последующего сравнения метрик. Проведя анализ полученных данных, мы определили, что благодаря настольным играм у младших школьников повысился уровень развития родной устной речи. Учащиеся, обладающие низким уровнем родной устной речи, перешли на средний уровень, средний показатель уровня стал равен 66%. После обработки результатов, мы получили следующие данные: что уровень родной устной речи у младших школьников в билингвальной среде значительно повысился.

Вклад каждого ребенка — уникален. Хочу отметить, что в ходе работы дети увлеченно и с энтузиазмом придумывали задания к настольной игре. Все отлично справились с целями и задачами урока.

Таким образом, в процессе работы и игры над настольной игрой происходит развитие родного устного языка. Очень активно в работу вовлекаются и учителя, что позволяет решать педагогические задачи по воспитанию и развитию младших школьников совместными усилиями. И как выяснилось значительно быстрее усваивается материал и развиваются универсальные способности детей в ходе проектного метода обучения.

Заключение: изучен теоретический материал по теме научной работы и проведена экспериментальная проверка развития родной устной речи младших школьников в билингвальной среде через настольную игру . Были рассмотрены формы и методы развития родной устной речи младших школьников в билингвальной среде. Игровой интерес один из значимых мотивов учения и эффективное средство обучения. Важно знать особенности, признаки различных этапов развития родной устной речи, уметь разглядеть у школьников искру интереса к какому-либо виду занятий, игр, создавать благоприятные условия для проявления подлинного интереса к знаниям.

Таким образом, проведен опрос фокус-группы, ответы проанализированы и зафиксированы. В ходе работы создана и выпущена настольная игра

«Тыл оонньуута» на якутском языке. Цель работы достигнута, поставленные задачи решены.

 

Список литературы:
1. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). – М.: Изд-во МГУ, 1969. 
2. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация. – М.: Смысл, 2003. 
4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982. 
5. Жлуктенко Ю.А. Лингвистические аспекты двуязычия. – Киев: Вiща школа, 1974
6. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. 
7. Andrews, S. (Ed.). From inkmarks to ideas: Current issues in lexical processing. Hove; New York: Psychology Press, 2006. 
8. Barsalou, L.W. The human conceptual system. In: The Cambridge Handbook of Psy 8. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988. cholinguistics. – Cambridge, 2012. Pp. 239–258.