Статья:

Геометрические задачи как средство развития логического мышления младших школьников

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Плуталова С.С. Геометрические задачи как средство развития логического мышления младших школьников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(52).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Геометрические задачи как средство развития логического мышления младших школьников

Плуталова Светлана Сергеевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, Ставрополь

 

Как писали известный немецкий математик и физик-теоретик Герман Вейль: «Логика - это своего рода гигиена, позволяющая математику сохранять свои идеи здоровыми и сильными» и известный английский литературный критик, лексикограф и поэт Самюэл Джонсон: «Логика - это искусство приходить к непредсказуемому выводу» [2]. Эти две цитаты великих людей заставляют задуматься над тем: «Что же такое логика?» - и в то же время они подразумевают под собой правильный ответ на этот вопрос, направляя нас, тем самым, на верное понимание логики.

Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? Из приведенного определения следует другой термин: логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями [4].

Развитие логического мышления младших школьников - одно из важнейших направлений обучения учащихся. На приоритетность развития логического мышления у обучаемых указывают и требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования последнего поколения в области формирования познавательных универсальных учебных действий (УУД), основу которых составляют логические учебные действия. К числу последних можно относятся:

- выделение существенных и несущественных признаков объекта;

- осуществление анализа объекта (разделение целого на части);

- сравнение, сериация и классификация по заданным критериям или самостоятельно найденным;

- установление причинно-следственных связей и построение рассуждений;

- выдвижение гипотез, их обоснование или опровержение.

Согласно требованиям стандарта, формированием УУД у младших школьников  необходимо заниматься не только на уроках математики, но и на всех остальных предметах. Тем не менее, исключительная прерогатива в вопросе формирования логических УУД принадлежит математике, в частности, геометрической дидактической линии. Причина кроется в том, что геометрия – это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.

Несмотря на широкие возможности курса геометрии в области формирования логического мышления, в начальной школе геометрический материал, в силу нехватки времени, зачастую рассматривается как сопутствующий основной арифметической линии. В связи с эти, считаем важным и необходимым в работе учителя включать в содержание уроков элементы геометрии, способствующие развитию абстрактного, логического мышления и формированию логических универсальных учебных действий. 

Задание 1. Покажи на рисунке предмет и фигуру, форма которой напоминает ее тень. Прочитай названия фигур (рис. 1).

 

Рисунок 1.  Предмет и его тень

 

Дети, решая подобные задачи, учатся мыслить абстрактно. Они начинают понимать, что данные фигуры не просто нечто «далекое» и непонятное для них, а это то, что окружает их каждый день. Вместе с учителем школьники разбирают, что мяч (Земля, яблоко, колесо и др.) похожи на круг, кубик (картина, телевизор и др.) имеют форму квадрата, а шапка звездочёта (флажок, пирамида и др.) представлены в виде треугольника. На данном этапе обучения учитель не дает детям понятия шара, куба и конуса, но дети уже учатся проводить логические операции, объединяя окружающие их предметы в группы (обобщение и классификация), выясняя, как похожи объемные и плоские фигуры (сравнение).

Задание 2. Назови как можно больше предметов: а) квадратной формы; б) круглой формы; в) треугольной формы; г) овальной.

Задание 3. Задача со спичками: сложи 4 одинаковых квадрата из 12 спичек так, как показано на рисунке. Убери 2 спички так, чтобы получилось 3 одинаковых квадрата (рис. 2).

 

Рисунок 2. Спичечный тренинг

 

Головоломки со спичками давно признаны эффективным средством для развития логического и творческого мышления школьников [3]. Их включение в процесс обучения математике позволяет сделать изучение геометрических понятий интересным и увлекательным, что также способствует развитию познавательной активности школьников.

Задание 4. Найти предметы по признакам.

Перед учащимися на доске изображены фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, ломаная. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

1) Какие фигуры имеют углы?

2) Какая фигура имеет три угла?

3) Какая фигура имеет ровно три угла?

4) Какая фигура не имеет углов?

5) Для какой фигуры можно найти периметр и т.д.

Большую роль в формировании логического мышления играет использование кластеров при изучении геометрического материала [5]. Под кластером понимают способ графического представления материала, который   позволяет сделать наглядным результат мыслительного процесса при изучении или обобщении какой-либо темы.

Геометрические кластеры можно использовать как при знакомстве с темой, так и при обобщении пройденного материала [1]. В последнем случае учителю необходимо подобрать вопросы по кластеру, направленные на закрепление навыков различать изученные фигуры, находить их общие свойства и отличительные особенности.

Таким образом, предложенные в данной статье задачи направлены на развитие логического и абстрактного мышления детей младшего школьного возраста. Если эти задания постепенно усложнять, то результат усвоения геометрических понятий будет улучшаться с каждым днем. А гибкое, пластичное мышление и быстрая реакция помогут ребенку в учебе, делая усвоение знаний легче, приятнее и интереснее.

 

Список литературы:
1. Вендина А.А., Ефременко К.С. Изучение геометрических понятий в начальном курсе математики кластерным методом // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. С. 81-85. 
2. Высказывания о математике, логике [Электронный ресурс]. URL: http://formula.co.ua/ru/category/quotes-aphorisms/math-logic-quotes?Quote_page=4 (дата обращения: 05.12.2017).
3. Задачи и головоломки со спичками [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/ (дата обращения: 25.12.2017).
4. Логическое мышление: что это такое и как его развивать? [Электронный ресурс]. URL: http://tatianabadya.ru/articles/improve/logicheskoe-myshlenie-chto-eto-takoe-i-kak-ego-razvivat/ (дата обращения: 05.12.2017).
5. Мирошниченко Л.Ю. Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах // Молодой ученый.  2017.  №3.1. С. 41-43.