Статья:

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Никонорова В.И. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(76). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(76).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Никонорова Виктория Игоревна
студент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород

 

Актуальность исследуемой нами темы обусловлена тем, что сегодня в обществе идет становление новой системы образования, поэтому с введением Федерального государственного образовательного стандарта образования большое внимание уделяется взаимодействию школы с родителями. Основополагающей составляющей начального образования являются сегодня положения ФГОС НО, которые регулируют образовательный процесс в различных аспектах обучения и воспитания. Одним из важнейших аспектов является взаимодействие педагога и родителей обучающихся начальных классов по выстраиванию общей воспитательно-образовательной позиции. Самой главной задачей общей работы является воспитание культуры поведения учащихся, которая способствует социализации ребенка, принятию новой роли (роли ученика), вступлению в общественную жизнь, обучению морально-этическим нормам и развитию положительных личностных качеств и навыков.

Помимо ФГОС НО о воспитании культурного поведения при сотрудничестве педагога и родителей учащихся говорит и Закон об образовании в РФ (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), положения которого содержат указания прав и обязанностей всех сторон образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей обучающихся). Подчеркивается, что взаимодействие данных сторон единого образовательного процесса должен носить последовательный и согласованный характер в целях обеспечения наиболее эффективного и результативного образовательно-воспитательного пространства.

Важной социальной задачей, стоящей перед педагогами, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями младших школьников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества». В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Взаимодействие педагога и семьи является необходимым условием работы школы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по формированию культурного поведения, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно.

В настоящее время формирование духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Одним из важных требований ФГОС НОО [24] последнего поколения является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации выделены следующие базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. А целью воспитания личности является формирование духовно-нравственных ценностей обучающегося, ориентированного на высшие общечеловеческие идеалы и нормы.

Опыт исследователей российского образования XXI века (Д.А. Бежевец (исследование коммуникативного пространства в школе), М.Г. Березина (разработка методик духовно-нравственного воспитания младших школьников), А.К. Гулов (исследование морально-нравственных качеств учащихся), А.Я. Данилюк (взаимодействие сторон воспитательного процесса младших школьников) и др.) в вопросах формирования у школьников духовно-нравственных ценностей показывает, что решить эту проблему невозможно без взаимодействия педагогов и родителей. Ведь именно семья первая закладывает основы нравственных ценностей в личность. Семья – это первая школа жизни для ребенка. Родители – это первые учителя и воспитатели, сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Взаимодействие семьи и школы является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами и проблемами. Наиболее эффективным взаимодействием семьи и школы является сотрудничество. Сотрудничество педагогов и семьи – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Мы полагаем, что перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, его духовно-нравственное становление и развитие. Осуществление этих задач возможно лишь в тесном контакте учителей и родителей, их полноправном сотрудничестве в условиях взаимопонимания и взаимопомощи.

 

Список литературы:
1. Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения в начальной школе»// Начальная школа - 2002 с.68.