ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ "STREET LAW", "ПРАВА ЧЕЛОВЕКА" И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Конференция: CLXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CLXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ "STREET LAW", "ПРАВА ЧЕЛОВЕКА" И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. При огромном многообразии подходов к проблеме развития высшего юридического образования, можно обнаружить в них и схожие черты: необходимость подготовить юриста с развитыми правосознанием, чувством социальной ответственности, способным решать практические задачи. Автор исследует зарубежные технологии правового обучения "Street law", "Права человека" и их реализацию в Российском образовании. Так же рассматривает особенности применения этих технологий в России сегодня, позволяющие выявить как преимущества, так и недостатки использования зарубежных технологий.
Ключевые слова: Зарубежные технологии, "Street lаw", "Права человека", модуль, правовое обучение, правовая система, законодательство, правовое государство.
В современном мире можно наблюдать динамическое развитие и углубление изучения юридических наук, что в свою очередь неизбежно влечет к трансформации методик преподавательской деятельности и методик преподавания юридических дисциплин в целом. Сегодня мы можем наблюдать рост и распространение гуманистических ценностей в обществе и усиление направленности на совершенствование методов обучения, что отражает уровень понимания научной и социальной природы окружающего мира.
Большое значение имеют качественные, научно обоснованные методики преподавания юридических дисциплин. Они должны быть направлены на повышение уровня образовательной деятельности, улучшение профессиональной подготовки будущих специалистов, повышение их интереса к той сфере деятельности, которую они выбрали в качестве своей будущей профессии.
В различных странах существует разнообразие программ, целью которых является информирование общественности о законе и различных правовых вопросах. Одна из таких инновационных программ юридического образования возникла в Соединенных Штатах Америки и называется "Живое право" (в оригинале "Street Law") [2]. В последние годы содержание курсов живого права расширилось и теперь включает государственную политику, права человека и демократические вопросы. "Права человека" являются составляющей частью структуры программы курса "Street Law". В данной статье речь пойдет о зарубежных технологиях правового обучения "Street Law", "Права человека" и реализации их в российском образовании.
Street Law — это практическая общеобразовательная программа по американскому праву, демократии и правам человека, которая направлена на изучение «уличного» права, анализ тех ситуаций, с которыми каждый из нас сталкивается «на улице», так сказать в своей повседневной жизни.
С ее помощью мы можем приобретать подлинные знания в области права различными методами обучения, которые помогают развивать критическое мышление и стать полноценными членами свободного общества. Комплект материалов для программы "Street Law" состоит из учебника для обучающихся, пособия для учителя, набора тестовых и контрольных заданий, а так же видеоматериалов. Важно, что данный комплект переиздается каждые четыре года. Наиболее популярна программа среди преподавателей и студентов юридических факультетов США.
В рамках "Street Law" разработаны и изданы учебно-методические пособия для организации спецпроектов: «Молодежь, преступность и местные сообщества», «Решение проблем посредством медитации», «Проведение учебных судебных процессов», «Все права человека». Большую известность получила африканская версия "Street Law" - "Демократия для всех"[1].
Модульный курс «Street Law» «Права человека» посвящен изучению основных прав и свобод человека, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, и культурных прав, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах и экономических, социальных и культурных правах Российской Федерации.
"Street Law" тесно сотрудничает с педагогами и юристами по всему миру, чтобы постоянно обмениваться опытом и идеями для улучшения качества жизни и общества посредством верховенства закона.
В настоящее время "Street Law" работает более чем в 30 странах, включая Россию, и оказывает техническую поддержку, помощь и обучение [3].
Международный курс "Street Law" позволяет преподавателям юридических школ разрабатывать учебные программы, позволяющие студентам развивать навыки практического применения принципов демократии, прав человека и верховенства закона. "Street Law" продвигает международное сотрудничество, обмен идеями и гражданское образование как международное движение.
С 1996 г. Санкт-Петербургская школа права имени князя П.Г. Ольденбургского при поддержке ряда американских учебных заведений разрабатывает и внедряет учебную программу по жизненному праву для студентов, для преподавателей – учебно-методический комплекс [2].
Учебник включает в себя широкий предметный план и подробное описание курса в двух форматах - одного классного и одного внеаудиторного, с дополнительными комментариями по всем юридическим вопросам. Эта книга для студентов содержит текст для домашнего чтения и задания. Вопросы и примеры идей взяты из книги Ли П. Арбентмана, Эдварда Т. МакМахона, Эдварда Л. О'Брайена «Уличное право. Курсы практического права» и изменены с разрешения авторов [1].
Главной особенностью применения зарубежных технологий в России является отсутствие единых требований национальных стандартов из-за разнообразия методов обучения. Необходимо сочетать традиционные и инновационные методики обучения, так как это диктуется прогрессивной общественной жизнью, проходящей несколько этапов признания: сначала на муниципальном, затем на региональном и в итоге на федеральном уровне.
От преподавателей юридических дисциплин требуется идти в ногу со временем, следить за всеми изменениями в Российском, быстро и постоянно меняющемся законодательстве, быть ориентированными на практику. Образовательные учреждения все больше начинают исследовать и вводить новые методы обучения, посредством различных форм интерактивного обучения и деловых игр, которые помогают воспитывать человека, понимающего свои права и законы страны.
На занятиях минимальное время уделяется лекциям, традиционным методам, простой передаче, а упор ставится на воспроизведение информации на применение юридического материала, решение практических задач, работу в команде и развитие творческого мышления. Занятия модульного курса «Права человека» относятся к предметной области «Общественные науки», которые могут быть включены в такие разделы, как «Гражданское право», «Человек и общество», «Право» и др.
Модульный план занятий – результат 4-х летней работы группы преподавателей, юристов из Москвы (во главе с В.В. Луховицким) и их многочисленных коллег из разных городов России [1]. В ее основе лежит ценностная ориентация Европейской школы права: права человека рассматриваются как система взаимосвязанных поведенческих ценностей (индивидуальная свобода, демократическое участие, равенство возможностей, экономическое равенство, устойчивая окружающая среда, человеческое достоинство).
К достоинствам внедрения зарубежных технологий можно отнести:
- развитие у каждого человека осознания собственного достоинства и уважения достоинства других;
- изучение отношений между людьми, обществом и государством, на чем базируются такие темы, как «правовая система», «законодательство», «правовое государство», «демократия» и т. д.;
- получение достоверной информации о законе, демократии и правах человека, что способствует критическому мышлению и становлению гражданина как полноправного члена демократического общества;
- способность разбираться в ситуациях, не доводя их до крайностей, пытаясь исключить дополнительные риски, что можно считать существенной частью нашего собственного спасения в каждом конкретном случае;
Недостатком использования зарубежных технологий юридического образования в России являются психологические особенности российского общества. В рамках национальных принципов образования можно выделить два основных подхода:
- национально-государственный, что связано с западноевропейской традицией, в которой понятие «нация» воспринимается как единство всех граждан, проживающих на данной территории, независимо от их исторического происхождения, культуры, языка и других особенностей;
- национально-этническое понимание образования, когда образование рассматривается в контексте понятия «нация», обусловленного происхождением человека, культурой, языком и другими особенностями.
В большинстве случаев учащиеся не обладают определенными юридическими знаниями и другими компетенциями, например, такими как «критическое» мышление, умение действовать в реальных социальных условиях, наличие опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Ограниченность учебного времени для изучения основ права создает проблемы для многих учащихся, которым в последующем приходится изучать обязательные юридические дисциплины.
Не смотря на то, что процесс изучения и освоения правовых вопросов занимает время и требует огромных усилий, большинство граждан в российском обществе осознают, что эти усилия многократно оправдают себя; и людей, выступающих "за" изучение закона в современном обществе намного больше тех, кто "против". Граждане, обученные технологиям "Street Law", смогут воплощать демократические идеалы в практические гражданские действия.