Статья:

Об особенностях преодоления нарушений мыслительных операций в процессе профилактики дисграфии

Конференция: XXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Васильева Н.А. Об особенностях преодоления нарушений мыслительных операций в процессе профилактики дисграфии // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(25).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Об особенностях преодоления нарушений мыслительных операций в процессе профилактики дисграфии

Васильева Надежда Александровна
студент ГБОУ ВО СГПИ, РФ, г. Ставрополь
Акименко Валентина Михайловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ГБОУ ВО СГПИ, РФ, г. Ставрополь

 

Наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов является нарушение письменной речи, в частности письма. В логопедии на сегодняшний день достаточно полно изучены и описаны вопросы, связанные с механизмами нарушений письма, их симптоматики, структуры этого речевого расстройства; разработаны общие методологические подходы, направления, содержание и дифференцированные методы профилактики различных видов дисграфии (И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева, С.Б. Яковлев и др.).

Специфическое нарушение письма (дисграфия) препятствует успешному овладению грамоте, особенно при усвоении орфографических правил. Из-за этого снижется успеваемость ребенка по школьным программам, появляются чувства неполноценности, трудности в школьной адаптации. Часто возникают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка.

Основные причины затруднений при письме у детей с дисграфией заключаются не только в недостатке интеллектуальных способностей, но и в несформированности предпосылок интеллекта, низком уровне работоспособности, слабости произвольной организации умственной деятельности (Корнев А.Н.).

Психолингвистический анализ процесса письма (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Е.Ф. Соботович) позволяет выявить его многоуровневую структуру. Структура процесса порождения письменной речи включает в себя следующие уровни:

  1. мотивационный уровень;
  2. языковой уровень;
  3. уровень моторной реализации зрительных образов букв.

Каждый из этих уровней не может осуществляется без участия мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

Л.Р. Аносова, В.П. Белоус, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, Я.А. Пономарев, А.Н. Соколов и др. в своих исследованиях подчеркивают тесную взаимосвязь мышления (мыслительных операций) и письменной речи.

Таким образом, формирование мыслительных операций способствует овладению процессом письма и становлению учебной деятельности в целом.

В исследованиях И.Т. Власенко, А. Гермаковской, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усановой и др., изучены особенности познавательной деятельности детей с нарушениями речи. Отмечается, что у детей с речевой патологией часто имеет место сложное сочетание нарушений речи и мыслительных операций. В ряде работ даётся анализ особенностей развития мыслительных операций у детей с дисграфией (А. Гермаковска, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, А.Л. Сиротюк, А.А. Тараканова, А.В.  Ястребова и др.).

Тараканова А.А. рассматривала особенности мыслительных операций у младших школьников с дисграфией. Данные дети легче определяют сходства объектов, чем их различия, в отличие от их сверстников с нормальным процессом формирования письменной речи. Также, у детей с дисграфией при осуществлении операции сравнения выявляется более ограниченный объём обработки информации, представленной для сравнения. Они, при сравнении слов, полагаются в большей степени на фонетические признаки, чем на грамматические. Это может быть связано с недоразвитием грамматического строя речи, морфологических обобщений у детей с дисграфией. Также для данной категории детей характерно: недостаточное умение дифференцировать существенное от второстепенного, затруднение в установлении сложных обобщений, сужение объема внимая, стереотипность деятельности, снижение наблюдательности. Основные особенности мыслительной деятельности детей с дисграфией представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Основные особенности мыслительной деятельности детей с дисграфией

 

В исследованиях А. А. Таракановой было выявлено, что уровень сформированности мыслительных операций не соотносится с определенными видами дисграфии. Автором было предположено, что недостаточность и своеобразие формирования мыслительной деятельности зависит от структуры и системы механизмов нарушения речевого развития и от степени нарушений письменной речи.

Однако, особенности мыслительных операций и их роль в процессе профилактики дисграфии у дошкольников изучены не в полной мере. Сформированность навыка чтения и письма может быть выражена в различной степени, и чаще всего возникает в случаях недоразвития всех компонентов речевой системы.  К этой категории относятся дети с общим недоразвитием речи. Изучением данной проблемы занимались Жаренкова Г.И., Левина Р.Е., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Каше Г.А., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф. и др.

Проблема состояния мыслительных операций детей с общим недоразвитием речи является очень значимой на сегодняшний день. Ведь для становления человека как личности, развития его способностей просто необходимо условие социального взаимодействия, а без мышления и речи этот фактор не может быль осуществлен в достаточной мере.

Формирование мышления, мыслительных операций и их особенностей интересовали многих ученых разных времен в области психологии, психиатрии, дефектологии и т.д. Исследованием мыслительной деятельности детей с ОНР занимались: Р.Е. Левина, Г.В. Гуровец, И.Т. Власенко, Е.М. Мастюкова, Р.А. Белова-Давид, Г.Г. Голубева  и др.

У детей с общим недоразвитием речи уже в дошкольном возрасте можно выявить предрасположенность к дисграфии. И, это особенно актуально. Ведь чем раньше будет выявлено то или иное нарушение, тем раньше можно начать коррекционную работы по ее предотвращению, не дожидаясь появления явных симптомов нарушения. Профилактика нарушений является наиболее эффективной мерой, позволяющей предупредить развитие дисграфии.

Поэтому работа по предупреждению нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи должна включать не только коррекцию речевых нарушений, но и развитие мыслительных операций.

Решение этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями, предупреждения ошибок при письме. Наиболее эффективней будет проходить работа по профилактике нарушения, если: логопеды, воспитатели и родители будут вести совместную и взаимосвязанную работу с детьми.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей, правильным распределением нагрузки и преемственности в работе логопеда и других специалистов. В условиях современной действительности повышается роль учителя-логопеда. Это обусловлено тем, что заметно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями в учреждениях дошкольного и школьного образования.

Таким образом, раннее распознавание и грамотная система коррекционного воздействия, направленная на преодоление у детей не только общего недоразвития речи, но и нарушений мыслительных операций, являются важными условиями предупреждения дисграфии.

 

Список литературы:
1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недоразвитием речи. Москва, 2000. - 207с.
3. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 2001.– 240с.
4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 2004.- 286с .
5. Тараканова А. А. Специфические особенности мыслительных операций у младших школьников с нарушением письма // Сибирский педагогический журнал, 2014.- С. 139 -145.