Статья:

ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Рахманова М.М. ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 41(177). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/177/102293 (дата обращения: 27.02.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Рахманова Малика Махмудовна
студент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Сахно Александр Иванович
научный руководитель, канд. юрид. наук, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

 

Административная ответственность является одним из часто применяемых видов юридической ответственности. Как известно, понятие термина «административная ответственность» не закреплено в настоящий момент действующим законодательством. Законодатель определяет административную ответственность через административное правонарушение. В то же время проектом нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность определяется через возможность «применения к лицу, совершившему административное правонарушение, административного наказания, предусмотренного настоящим Кодексом, уполномоченными на это должностным лицом, органом, судом в установленном федеральным законом процессуальном порядке и форме»[10].

Отсутствие четкого определения административной ответственности порождает дискуссии среди ученых-административистов. Так, Попов Л.Л. утверждает, что административная ответственность – это «мера принудительного воздействия, которая применяется к виновному в совершении административного правонарушения лицу»[2]. По мнению Мелехина А.В. административная ответственность – это «ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления, а в случаях, предусмотренных законодателем, - перед судом (судьями), общественными организациями за виновное нарушение общественных административно-правовых норм, реализуемой в применении к нарушителям установленных санкций»[2]. В свою очередь Липатов Э.Е., Филатова А.В., Чаннов С.Е. считают, что «административная ответственность является видом государственного принуждения, выражающимся в применении административного наказания к субъектам права, совершившим административное правонарушение, виновность которых была установлена в процессе производства по делам об административных правонарушениях»[1].

Объединив вышеуказанные трактовки определения административной ответственности можно сделать вывод, что «административная ответственность является правовым механизмом, с помощью которого государство, как регулятор общественных отношений, защищает законные интересы граждан и юридических лиц от неправомерного поведения правонарушителей, без возмещения пострадавшим имущественного ущерба, возникшего в результате административного правонарушения»[8].

Барашева Е.В.,  Должикова А.В. и Степаненко А.С. выделяют цель административной ответственности, заключающуюся в «преследуемом результате, на достижение которого направлены силы органов административной юрисдикции»[4]. В свою очередь, исходя из указанной цели Кокарева М.Е. определяет и задачи административной ответственности: «защищать правопорядок в государстве; воспитывать граждан страны в духе уважения к закону; восстановить социальную справедливость; предупреждать совершение новых правонарушений»[6].

Особый интерес вызывает вопрос о полномочиях субъектов Российской Федерации в области административной ответственности, ведь пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации[7] административное законодательство отнесено к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Также, согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения[5], законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления»[5]. Вышеуказанная норма отражает «систему дифференциации сфер охраны федерального законодательства и законодательства субъектов»[11]. Такая система имеет ряд преимуществ перед предложенной проектом нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[10] системой:

1. система позволяет субъектам оперативно реагировать на изменения отношений в обществе;

2. в системе учтены специфические региональные особенности субъектов;

3. система понятна и проста в применении субъектами при выполнении нормотворческой функции.

Однако у вышеуказанной системы имеются и слабые стороны:

1. «практически в любом региональном административно-деликтном законе можно встретить нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, которые объективно противоречат федеральному законодательству»[12];

2. нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[5] зачастую просто «дублируются»[9] в законах субъектов;

3. отсутствует единый подход к вопросу регулирования административной ответственности на уровне субъектов Российской Федерации;

4.  установленные субъектами нормы противоречат, положению  части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации[7], которая гарантирует равенство прав и свобод граждан независимо от места жительства;

5. существует «проблема, связанная с заключением соглашений между субъектами Российской Федерации и органами полиции, касающихся передачи последним полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов России»[13].

Таким образом, исследование показало, что существующая система дифференциации сфер охраны федерального законодательства и законодательства субъектов имеет больше недостатков, чем достоинств. Для искоренения вышеуказанных проблем следует разработать стратегическую государственную политику, построенную с учетом предыдущего положительного и отрицательного опыта.

 

Список литературы:
1. Административная ответственность : учебно-практическое пособие / Э. Г. Липатов, А. В. Филатова, С. Е. Чаннов ; под ред. С. Е. Чаннова. - Москва : Волтерс Клувер, 2010. – 383 с.
2. Административное право России : учебник для студентов высших учебных заведений / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров ; отв. ред. Л. Л. Попов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Московская гос. юридическая акад. им. О. Е. Кутафина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2010. - 745 с.
3. Административное право Российской Федерации [Текст] : учебник / А. В. Мелехин. - Москва : МФПА, 2011. – 618 с.
4. Барашева Е.В., Должикова А.В., Степаненко А.С. Теоретические аспекты административной ответственности в современном праве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-administrativnoy-otvetstvennosti-v-sovremennom-prave (дата обращения: 02.12.2021).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ по сост. на 01.07.2021// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (часть I), ст. 1.
6. Кокарева М.Е. Административная ответственность: понятие и характерные черты / М.Е. Кокарева // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 12(29). С. 297.
7. Конституция Российской Федерации по сост. на 01.07.2020 // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
8. Макшанов В.Л., Минаев А.В. Административная ответственность как вид юридической ответственности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnaya-otvetstvennost-kak-vid-yuridicheskoy-otvetstvennosti (дата обращения: 02.12.2021).
9. Овсянников С.А. Правовое регулирование установления административной ответственности субъектами Российской Федерации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-ustanovleniya-administrativnoi-otvetstvennosti-subektami-rossii-skoi-federatsii (дата обращения: 03.12.2021).
10. Проект Кодекса РФ об административных правонарушениях URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=99059 (дата обращения: 02.12.2021).
11. Руденко А.В. Реформа законодательства об административной ответственности: региональный аспект // Научный вестник Крыма. 2021. №1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reforma-zakonodatelstva-ob-administrativnoy-otvetstvennosti-regionalnyy-aspekt (дата обращения: 02.12.2021).
12. Соколов А. Ю., Лакаев О. А. Проблемы законодательного регулирования административной ответственности за нарушения правил благоустройства // Вестн. Сарат. гос. юрид. акад. 2014. № 4 (99). С. 47–51.
13. Стандзонь Л.В., Лебедева Е.А. К вопросу о реализации административной ответственности // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. №6 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-realizatsii-administrativnoi-otvetstvennosti (дата обращения: 02.12.2021).