ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АСТРАХАНЬ»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АСТРАХАНЬ»
В условиях новой экономики нужен и новый тип стратегии развития муниципальных образований, направленной на усиление конкурентоспособности территории в долгосрочном периоде путем воздействия на инновационные факторы ее экономического роста.
В условиях мирового экономического кризиса наибольшую актуальность приобретают вопросы эффективного и рационального использования бюджетных средств.
Одним из наиболее действенных методов осуществления расходов бюджетов во всем мире признается программно-целевой метод, который реализуется через целевые программы, благодаря чему обеспечивается прямая взаимосвязь между распределением бюджета и результатом их использования согласно установленным приоритетам государственной и муниципальной политики [1].
Муниципальные программы (МП) ‑ это важнейший механизм по стратегическому управлению социально-экономического развития города и главный инструмент в бюджетном планировании [2].
Программа считается реализованной эффективно, если показатель эффективности составляет более 90%, умерено эффективно – при показателе 80-90%, и неэффективно реализованной – при показателе менее 80%.
По состоянию на конец 2020 года на территории муниципального образования «Город Астрахань» реализуется 15 муниципальных программ и 1 Ведомственная целевая программ «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов образования, физической культуры и спорта города Астрахани».
Их финансирование осуществляется из следующих источников:
- из бюджета муниципального образования «Город Астрахань» - 19,64 млрд. руб.,
- из бюджета Астраханской области - 21,29 млрд. руб.,
- из федерального бюджета - в объеме 4,55млрд. рублей.
Представленные данные получены автором статьи путем анализа Постановлений Администраций МО «Город Астрахань» об утверждении соответствующих муниципальных и ведомственной программ (таблица 1).
Таблица 1.
Объем финансирования действующих муниципальных программ МО «Город Астрахань», млрд. руб.[составлено автором]
Общий бюджет |
Федеральный бюджет |
Бюджет Астраханской области |
Бюджет МО «Город Астрахань» |
Внебюджетные источники |
46,93307271 |
4,55 |
21,29 |
19,64 |
1,46 |
100% |
10% |
45% |
42% |
3% |
Основным источником финансирования выступают средства регионального бюджета в объеме 45% и средства муниципального бюджета в объеме 42%. Общая сумма выделенных средств на реализацию муниципальных программ составляет 46,93млрд. рублей.
Наибольший объем финансирования направлен на следующие муниципальные программы:
- 57% общего бюджета направлено на Муниципальную программу «Развитие системы образования МО «Город Астрахань»;
- 12% общего бюджета направлено на Муниципальную программу «Развитие городской транспортной системы МО «Город Астрахань»;
- 10% общего бюджета направлено на Муниципальную программу «Повышение уровня благоустройства и улучшение санитарного состояния города Астрахани».
Бюджет оставшихся программМО «Город Астрахань» не превышает 5% от общего бюджета. Стоит отметить, что наименьший объем бюджета, а именно 0,004% направлен на Муниципальную программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и повышение инвестиционной привлекательности города Астрахани».
Сроки реализации муниципальных программ в зависимости от конкретной программы рассчитаны на долгосрочную перспективу от 4 до 6 лет.Оценка эффективности реализации муниципальных программ МО «Город Астрахань» была проведена Администрацией МО «Город Астрахань»[5]. В таблице 2 представлены сводные данные о динамике эффективности муниципальных программ за период с 2016 по 2019 год.
Таблица 2.
Эффективность реализации муниципальных программ в МО «Город Астрахань» [составлено автором]
Наименование |
Срок реал. |
Общая эффективность, % |
Ср. знач, % |
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|||||||
Эффективно |
||||||||||
МП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и повышение инвестиционной привлекательности города Астрахани» |
2016 - 2021 |
118,4 |
117,4 |
117,5 |
114,2 |
116,88 |
||||
МП «Развитие физической культуры и спорта на территории города Астрахани» |
2016 - 2021 |
86,6 |
88,3 |
100 |
103,2 |
94,53 |
||||
МП «Управление муниципальными финансами» |
2016 - 2020 |
130,7 |
100,7 |
101 |
101 |
108,35 |
||||
МП «Развитие культуры МО «Город Астрахань» |
2016 - 2020 |
101,6 |
101 |
99,6 |
99,7 |
100,48 |
||||
МП «Организация муниципального управления» |
2016 - 2020 |
100,6 |
100,2 |
99,1 |
99,7 |
99,90 |
||||
МП «Развитие системы образования МО «Город Астрахань» |
2016 - 2021 |
95,7 |
103,1 |
100,5 |
92,9 |
98,05 |
||||
МП «Безопасность» |
2016 - 2020 |
90,8 |
93,7 |
95,7 |
90,7 |
92,73 |
||||
МП «Развитие городской транспортной системы МО «Город Астрахань» |
2016 - 2020 |
86,8 |
95,9 |
98,7 |
89 |
92,60 |
||||
МП «Повышение уровня благоустройства и улучшение санитарного состояния города» |
2016 - 2023 |
97,3 |
94,4 |
86,3 |
82,6 |
90,15 |
||||
МП «Формирование современной городской среды» |
2018 - 2024 |
- |
- |
100 |
81 |
90,50 |
||||
Умеренно эффективно |
||||||||||
МП «Жилищное строительство и содержание муниципального жилищного фонда МО «Город Астрахань» |
2016 - 2019 |
89,8 |
81,7 |
80,6 |
102,2 |
88,58 |
||||
МП «Переселение граждан города Астрахани из аварийного жилищного фонда» |
2019-2025 |
100 |
56,6 |
н/д |
100 |
85,53 |
||||
МП «Распоряжение и управление муниципальным имуществом и земельными участками города» |
2016 - 2020 |
84,5 |
85,5 |
86,5 |
83,9 |
85,10 |
||||
Неэффективно |
||||||||||
МП «Охрана окружающей среды» |
2016 - 2020 |
64 |
78 |
84,3 |
80,7 |
76,75 |
||||
МП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Астрахани» |
2016 - 2021 |
57,8 |
43,6 |
88 |
н/д |
63,13 |
Исходя из полученных данных видно, что реализация МП «Охрана окружающей среды» и МП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Астрахани» в настоящее время является неэффективной и требует повышения эффективности использования денежных средств, пересмотра целевых показателей или прекращения реализации.
В частности, согласно показателям реализации муниципальной программы «Охрана окружающей среды»доля территории, на которой улучшилась экологическая обстановка, от общей площади экологически загрязненной территории, составила 33,7% (при плановом значении – 41,7%)[5].
Целью муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Астрахани» является повышение эффективности использования энергетических ресурсов в муниципальном образовании «Город Астрахань». В рамках данной программы в 2018 году МО «Город Астрахань» удалось достигнуть следующих значений удельной величины потребления энергоресурсов муниципальными бюджетными учреждениями:
-электроэнергии 21,37 кВт ч на 1 кв. метр (при плане – 21,06 кВт ч);
-холодной воды 1,52 м3 на 1 кв. метр (при плане – 1,52 м3);
-тепловой энергии 0,06 Гкал на 1 кв. метр (при плане – 0,06 Гкал) и пр.
Согласно представленным данным реализация неэффективных муниципальных программ МО «Город Астрахань» не может быть отменена ввиду актуальности вопроса об охране окружающей среды и повышении энергетической эффективности на мировом уровне. Следовательно, Администрации МО «Город Астрахань» необходимо повысить эффективность мероприятий в рамках данных целевых программ и оптимизировать их финансирование. Таким образом, на территории МО «Город Астрахань» реализуется сразу 15 муниципальных программ в области стимулирования и развития системы образования, малого и среднего бизнеса, обеспечения занятости населения, развития инфраструктуры и т. д. Уровень эффективности их реализации характеризуется объемами освоенных средств, количеством объектов (построенных и модернизированных), объемами произведенной продукции и т. д. В соответствии с представленными отчетами по ходу реализации муниципальных программ необходимо сказать, что уровень эффективности их реализации является довольно высоким и в целом совпадает с календарным планом мероприятий и их финансированием в пределах сроков реализации.