Статья:

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АСТРАХАНЬ»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Скибан Е.В. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АСТРАХАНЬ» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 42(178). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/178/102796 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АСТРАХАНЬ»

Скибан Елена Витальевна
магистрант ФГБОУ ВО Астраханский Государственный Университет, РФ, г. Астрахань

 

В условиях новой экономики нужен и новый тип стратегии развития муниципальных образований, направленной на усиление конкурентоспособности территории в долгосрочном периоде путем воздействия на инновационные факторы ее экономического роста.

В условиях мирового экономического кризиса наибольшую актуальность приобретают вопросы эффективного и рационального использования бюджетных средств.

Одним из наиболее действенных методов осуществления расходов бюджетов во всем мире признается программно-целевой метод, который реализуется через целевые программы, благодаря чему обеспечивается прямая взаимосвязь между распределением бюджета и результатом их использования согласно установленным приоритетам государственной и муниципальной политики [1].

Муниципальные программы (МП) ‑ это важнейший механизм по стратегическому управлению социально-экономического развития города и главный инструмент в бюджетном планировании [2].

Программа считается реализованной эффективно, если показатель эффективности составляет более 90%, умерено эффективно – при показателе 80-90%, и неэффективно реализованной – при показателе менее 80%.

По состоянию на конец 2020 года на территории муниципального образования «Город Астрахань» реализуется 15 муниципальных программ и 1 Ведомственная целевая программ «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов образования, физической культуры и спорта города Астрахани».

Их финансирование осуществляется из следующих источников:

- из бюджета муниципального образования «Город Астрахань» - 19,64 млрд. руб.,

- из бюджета Астраханской области - 21,29 млрд. руб.,

- из федерального бюджета - в объеме 4,55млрд. рублей.

Представленные данные получены автором статьи путем анализа Постановлений Администраций МО «Город Астрахань» об утверждении соответствующих муниципальных и ведомственной программ (таблица 1).

Таблица 1.

Объем финансирования действующих муниципальных программ МО «Город Астрахань», млрд. руб.[составлено автором]

Общий бюджет

Федеральный бюджет

Бюджет Астраханской области

Бюджет МО «Город Астрахань»

Внебюджетные источники

46,93307271

4,55

21,29

19,64

1,46

100%

10%

45%

42%

3%

 

Основным источником финансирования выступают средства регионального бюджета в объеме 45% и средства муниципального бюджета в объеме 42%. Общая сумма выделенных средств на реализацию муниципальных программ составляет 46,93млрд. рублей.

Наибольший объем финансирования направлен на следующие муниципальные программы:

- 57% общего бюджета направлено на Муниципальную программу «Развитие системы образования МО «Город Астрахань»;

- 12% общего бюджета направлено на Муниципальную программу «Развитие городской транспортной системы МО «Город Астрахань»;

- 10% общего бюджета направлено на Муниципальную программу «Повышение уровня благоустройства и улучшение санитарного состояния города Астрахани».

Бюджет оставшихся программМО «Город Астрахань» не превышает 5% от общего бюджета. Стоит отметить, что наименьший объем бюджета, а именно 0,004% направлен на Муниципальную программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и повышение инвестиционной привлекательности города Астрахани».

Сроки реализации муниципальных программ в зависимости от конкретной программы рассчитаны на долгосрочную перспективу от 4 до 6 лет.Оценка эффективности реализации муниципальных программ МО «Город Астрахань» была проведена Администрацией МО «Город Астрахань»[5]. В таблице 2 представлены сводные данные о динамике эффективности муниципальных программ за период с 2016 по 2019 год.

Таблица 2.

Эффективность реализации муниципальных программ в МО «Город Астрахань» [составлено автором]

Наименование

Срок реал.

Общая эффективность, %

Ср. знач, %

2016

2017

2018

2019

Эффективно

МП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и повышение инвестиционной привлекательности города Астрахани»

2016 - 2021

118,4

117,4

117,5

114,2

116,88

МП «Развитие физической культуры и спорта на территории города Астрахани»

2016 - 2021

86,6

88,3

100

103,2

94,53

МП «Управление муниципальными финансами»

2016 - 2020

130,7

100,7

101

101

108,35

МП «Развитие культуры МО «Город Астрахань»

2016 - 2020

101,6

101

99,6

99,7

100,48

МП «Организация муниципального управления»

2016 - 2020

100,6

100,2

99,1

99,7

99,90

МП «Развитие системы образования МО «Город Астрахань»

2016 - 2021

95,7

103,1

100,5

92,9

98,05

МП  «Безопасность»

2016 - 2020

90,8

93,7

95,7

90,7

92,73

МП «Развитие городской транспортной системы МО «Город Астрахань»

2016 - 2020

86,8

95,9

98,7

89

92,60

МП «Повышение уровня благоустройства и улучшение санитарного состояния города»

2016 - 2023

97,3

94,4

86,3

82,6

90,15

МП «Формирование современной городской среды»

2018 - 2024

-

-

100

81

90,50

Умеренно эффективно

МП «Жилищное строительство и содержание муниципального жилищного фонда МО «Город Астрахань»

2016 - 2019

89,8

81,7

80,6

102,2

88,58

МП  «Переселение граждан города Астрахани из аварийного жилищного фонда»

2019-2025

100

56,6

н/д

100

85,53

МП «Распоряжение и управление муниципальным имуществом и земельными участками города»

2016 - 2020

84,5

85,5

86,5

83,9

85,10

Неэффективно

МП «Охрана окружающей среды»

2016 - 2020

64

78

84,3

80,7

76,75

МП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Астрахани»

2016 - 2021

57,8

43,6

88

н/д

63,13

 

Исходя из полученных данных видно, что реализация МП «Охрана окружающей среды» и МП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Астрахани» в настоящее время является неэффективной и требует повышения эффективности использования денежных средств, пересмотра целевых показателей или прекращения реализации.

В частности, согласно показателям реализации муниципальной программы «Охрана окружающей среды»доля территории, на которой улучшилась экологическая обстановка, от общей площади экологически загрязненной территории, составила 33,7% (при плановом значении – 41,7%)[5].

Целью муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Астрахани» является повышение эффективности использования энергетических ресурсов в муниципальном образовании «Город Астрахань». В рамках данной программы в 2018 году МО «Город Астрахань» удалось достигнуть следующих значений удельной величины потребления энергоресурсов муниципальными бюджетными учреждениями:

-электроэнергии 21,37 кВт ч на 1 кв. метр (при плане – 21,06 кВт ч);

-холодной воды 1,52 м3 на 1 кв. метр (при плане – 1,52 м3);

-тепловой энергии 0,06 Гкал на 1 кв. метр (при плане – 0,06 Гкал) и пр.

Согласно представленным данным реализация неэффективных муниципальных программ МО «Город Астрахань» не может быть отменена ввиду актуальности вопроса об охране окружающей среды и повышении энергетической эффективности на мировом уровне. Следовательно, Администрации МО «Город Астрахань» необходимо повысить эффективность мероприятий в рамках данных целевых программ и оптимизировать их финансирование. Таким образом, на территории МО «Город Астрахань» реализуется сразу 15 муниципальных программ в области стимулирования и развития системы образования, малого и среднего бизнеса, обеспечения занятости населения, развития инфраструктуры и т. д. Уровень эффективности их реализации характеризуется объемами освоенных средств, количеством объектов (построенных и модернизированных), объемами произведенной продукции и т. д. В соответствии с представленными отчетами по ходу реализации муниципальных программ необходимо сказать, что уровень эффективности их реализации является довольно высоким и в целом совпадает с календарным планом мероприятий и их финансированием в пределах сроков реализации.

 

Список литературы:
1. Яруллин Р.Р. Реализация программно-целевого формирования бюджетов субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. №4 (32). С. 215221.
2. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: КноРус, 2018. - 488 с.
3. Савельев И.И. Оценка эффективности государственных программ: монография. - М.: Русайнс, 2016. - 330 с.
4. Муниципальные программы Астрахани. Электронный ресурс http://www.astrgorod.ru/content/municipalnye-programmy
5. Сводный годовой доклад о реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования «Город Астрахань» // Официальный сайт Администрации МО «Город Астрахань» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.astrgorod.ru/podrazdeleniya/doklad-o-hode-realizacii-i-ob-ocenke-effektivnosti-realizacii-municipalnyh-programm