Статья:

К ВОПРОСУ О РОЛИ И ЗНАЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ АВИАЦИИ ПРИ ТУШЕНИИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ В РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Петров Б.П., Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К ВОПРОСУ О РОЛИ И ЗНАЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ АВИАЦИИ ПРИ ТУШЕНИИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ В РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 42(178). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/178/102818 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О РОЛИ И ЗНАЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ АВИАЦИИ ПРИ ТУШЕНИИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ В РОССИИ

Петров Борис Павлович
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Синагатуллин Фанус Канзелнханович
преподаватель, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье рассмотрим историю развития пожарной авиации в России, ее основные задачи, основные методы борьбы с очагами возгораний, применяемую при тушении пожаров авиатехнику.

 

Ключевые слова: самолет-амфибия, заградительная полоса, пожарная авиация.

 

Актуальность данной темы заключается в том, что на современную пожарную авиацию возложен огромный спектр задач в области тушения лесных пожаров, количество которых, к сожалению, ежегодно растет.

Первые работы по обнаружению и локализации пожаров на территории СССР стали проводиться в 1931 году. Контроль пожарной ситуации проводили на двухместных бипланах ПО-2. Экипаж состоял из пилота и пожарного-парашютиста. Снизу фюзеляжа располагались водяные бомбы на 174 кг и на 270 кг.

С первых месяцев работы данных пожарных подразделений наметились следующие схемы работы:

1. Создание заградительных полос из воды, иных огнетушащих средств, цель которых- локализовать пожар и предотвратить его дальнейшее распространение.

2. Применение огнетушащих бомб с водой. Данный метод показал малую эффективность из-за малой площади тушения.

3. Десантирование пожарных-парашютистов, которые кроме непосредственного тушения очагов пожара, помогали пилоту корректировать действия по тушению пожара с земли.

Перед пилотами были поставлены следующие задачи:

  • разведка – осмотр больших территорий, с целью своевременного

обнаружения очага пожара и оценки риска;

  • тушение – непосредственная ликвидация очагов пожара, тушение

которых возможно с воздуха;

  • транспортная – доставка по воздуху необходимого для тушения

пожаров оборудования.

В 1950-х годах на смену ПО-2 поступил самолет АН-2. На его основе было разработано множество модификаций пожарных самолетов таких, как АН-2П, АН-2ПП, АН-2Л. Данный самолет имел 12 пассажирских мест и бортовую вместимость – 1,2 т.

В 1988 году в КБ имени Ильюшина была разработана модификация самолета ИЛ-76 – ИЛ-76ТД. Она оснащалась двумя выливными авиационными приборами, суммарная вместимость которых – 42 м3 воды или другого огнетушащего вещества.

Основу современной пожарной авиации России составляют следующие самолеты: Бе-200ЧС; ИЛ-76ТДП; АН-32П.

Самолет Бе-200ЧС состоит в авиации МЧС России с 2012 года. Это уникальный самолет-амфибия, который, в режиме глиссирования над поверхностью водоема, способен за 16 секунд наполнить две емкости для воды по 6 тонн каждая. Благодаря данной способности он является наиболее эффективным и экологичным самолетом при тушении лесных пожаров.

В 1992 году был создан Центральный Государственный аэромобильный отряд МЧС России. Он включает подразделения беспилотной, большой и малой авиации.

  • беспилотная авиация – служит для мониторинга пожароопасной

ситуации в регионах, помогает определять точные координаты очагов горения;

  • малая авиация – осуществляет десантирование в места пожаров

пожарных команд из 4 – 5 человек;

  • большая авиация – локализует верховые и низовые лесные пожары

путем формирования по периметру пожара заградительных полос, также самолеты данного подразделения могут оснащаться метеопушками, которые, воздействуя на облака специальным реактивом, вызывают выпадение осадков над зоной горения

Днем создания авиации МЧС России официально считается 10 мая 1995 года, в этот день Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 было создано Федеральное унитарное авиационное предприятие МЧС России (ФГУАП). Таким образом, пожарная авиация призвана решать широкий спектр задач при тушении лесных пожаров, от разведки до непосредственного тушения очагов пожара. Площадь лесов в нашей стране -самая большая в мире и для того, чтобы уберечь их от огня, нужно иметь эффективные средства для борьбы с ним. Современная пожарная авиация оснащается множеством электрооборудования, например, тепловизорами, которые увеличивают эффективность борьбы с очагами пожаров.

 

Список литературы:
1. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Чем и как тушат пожар // Современные проблемы безопасности (FireSafety 2020): теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. С. 146-151.
2. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. -Уфа: РИК УГАТУ, 2020. С. 124-127.
3. Коршунов Н.А. Авиационное тушение лесных пожаров: эффектность репортажей и эффективность технологий // Авиапанорама. 2011. № 4. C. 10–13.