Структура и алгоритм функционирования адаптивной системы подвижной авиационной связи (АСПАС)
Конференция: CXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
CXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Структура и алгоритм функционирования адаптивной системы подвижной авиационной связи (АСПАС)
Наличие устойчивой связи между наземными центрами управления воздушным движением (УВД) и летательными аппаратами (ЛА) является важнейшим критерием для обеспечения безопасности воздушного движения. В штатных условиях взаимодействие центра УВД с ЛА происходит в пределах зоны обслуживания центра УВД [1]. При этом используются всенаправленные наземные антенны, обеспечивающие возможность одновременного приема сигналов от всех ВС, находящихся в зоне обслуживания. Наряду с указанным достоинством существующая технология связи обладает таким недостатком, как сложность организации адресной связи с конкретным ЛА при одновременном снижении влияния на помехоустойчивость связи сигналов от других ЛА, рассматриваемых в конкретной ситуации как источники помеховых сигналов. В случае возникновение нештатных ситуаций, когда расстояние до ЛА может существенно увеличиться или в канале связи возникают помехи высокого уровня, целесообразно использовать направленные антенны, обеспечивающие электронное сканирование лучом для сопровождения ЛА, а также адаптацию диаграммы направленности (ДН) для уменьшения влияния помехового сигнала. Так, адаптивные антенные решетки (АР) позволяют решить поставленную задачу и получить излучение высокой направленности [2]. Однако, остронаправленный прием адаптивных АР затрудняет обеспечение связи сразу с несколькими ЛА. С этой целью была предложена структура адаптивной системы подвижной авиационной связи (АСПАС), реализующая три режима работы, определяемые воздушной обстановкой, и позволяющие организовать работу: а) в режиме адресной связи «АСв» с конкретным воздушным судном; б) в режиме общей связи «ОСв», обеспечивая всенаправленный прием сигналов; в) в режиме комбинированной связи «КСв», обеспечивая как всенаправленный прием, так и адресную связь с конкретным воздушным судном.
Предлагаемая структура АСПАС представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структурная схема АСПАС
Приведенная на рисунке 1 система содержит следующие устройства: АР– антенная решетка; УФУК – устройство формирования угловых координат; ПЦОС – подсистему цифровой обработки сигналов, включающую в себя два основных устройства: УЦФДНА – устройство цифрового формирования диаграммы направленности антенны, УЦО ППС – устройство цифровой обработки передаваемых и принимаемых сигналов; УУ – устройство управления; ИС – источник сообщений; ПС – получатель сообщений.
Следует отметить, что АР является многосекционной, что обеспечивает возможность связи с ЛА, находящимися на различных направлениях. На основе рассмотренной выше структурной схемы АСПАС разработан следующий алгоритм её функционирования:
1. Задание режима работы (РР). Задание РР определяется согласно условиям организации связи, а также цепями организации канала связи.
2. Определение оценок координат ЛА , где – количество ЛА, находящихся в зоне авиационного наблюдения. Данные о местоположении ЛА в УФТИ поступают от систем наблюдения. При этом в качестве систем наблюдения могут использоваться: первичные и вторичные локаторы (ПРЛ, ВРЛ), многопозиционные системы наблюдения (МПСН), системы автоматического зависимого наблюдения (АЗН) [3]. Для обработки траекторной информации от этих систем могут быть использованы алгоритмы [4, 5].
3. Формирование ДН АР, согласно выбранному режиму работы АСПАС.
4. Определение возможности установления связи между наземным центром АСПАС, и конкретным ЛАi, , координаты которого были оценены на выходе УФТИ, согласно следующему критерию:
(1)
где – расстояние между АСПАС и ЛАi, ;
– геометрическая дальность действия радиолинии «АСПАС – ЛАi»;
– энергетическая дальность действия.
Используемые в (1) дальности определяются следующим образом:
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
где – координаты фазового центра АР АСПАС;
– координаты ЛАi, в текущий момент времени;
– мощность передатчика АСПАС и мощность бортового передатчика системы связи ЛА, соответственно;
– коэффициенты усиления передающих антенн, соответственно, АСПАС и бортовой системы ОВЧ-связи;
– коэффициенты усиления приемных антенн, соответственно, АР АСПАС и бортовой системы ОВЧ-связи;
–чувствительность радиоприемных устройств, соответственно, АР АСПАС и бортовой системы ОВЧ-связи;
– длина волны сигнала;
– потери в каналах связи «АСПАС – ЛА» и «ЛА – АСПАС»;
– высоты передающей и приемной антенн, м.
5. Сопровождение ЛА в режиме адресной связи «АСв» путем электронного сканирования лучом АР. Для этого выполняется определение фазовых сдвигов для каждого канала АР (), обеспечивающих ориентацию луча АР в направление ЛА:
(7)
(8)
где – временные задержки между поступающими сигналами;
–разность расстояний, прошедших лучами, принимаемыми на двух соседних АЭ АР;
– скорость электромагнитной волны, м/с.
6. Установление связи между АСПАС и ЛА.
Перечисленные операции (1–6) выполняются регулярно с определенным временным шагом , который зависит от темпа поступления траекторной информации и вычислительных возможностей программных и аппаратных средств, используемых при реализации АСПАС. Следует отметить, что АСПАС, использующая в своем составе АР и УФУК, может также использоваться для определения угловых координат ВС, что обеспечит информационное резервирование системы авиационного наблюдения.