АНТИКОРРОЗИОННАЯ ОБРАБОТКА СООРУЖЕНИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)
АНТИКОРРОЗИОННАЯ ОБРАБОТКА СООРУЖЕНИЙ
Антикоррозийная обработка проводится с целью защиты металла специальными составами, чтобы предотвратить коррозию и дальнейшее разрушение металла. В противном случае данную металлоконструкцию ожидает сложный и дорогостоящий ремонт. В настоящее время не существует технологии, которая гарантировала бы 100% вечный результат своей защиты металла от коррозии. Но существует ряд способов, с помощью которых удастся на значительное время отсрочить процесс коррозии.
К основным способам защиты металлоконструкций антенно-мачтовых сооружений можно отнести метод горячего и холодного цинкования, а также антикоррозийное покрытие тела АМС лакокрасочными материалами.
Рассмотрим данные методы подробнее:
- Цинкование представляет собой нанесение слоя цинка на металл. Цинкования бывает холодным (нанесение цинкосодержащего состава), горячим (окунание элементов мачты в ванну с расплавленным цинком), гальваническим (электрохимический метод).
Преимущества данного метода защиты: покрытие устойчиво к внешним воздействиям; невысокая стоимость; срок эксплуатации металла увеличивается до 60 лет; устойчивость к отслаиванию.
Недостатки (в привязке к защите АМС): невозможность выполнения горячего и гальванического цинкования в полевых условиях без демонтажа металлоконструкций; отсутствие возможности цветового обозначения (маркировки) АМС в соответствии с требованиями ФАП (Федеральные Авиационные Правила) и РЭГА РФ 94 (Руководство по Эксплуатации Гражданских Аэродромов Российской Федерации).
- Защита металлоконструкций путём огрунтовки и окраски выполняется путём нанесения, как правило, жидкого лакокрасочного материала. Его наносят на заранее обработанную поверхность металла. Когда слой высыхает, образует защитное антикоррозийное покрытие. Лакокрасочный материал применительно к защите металлоконструкций АМС делят на эмаль (краску) и грунтовку.
Преимущества лакокрасочных материалов: простота нанесения; низкая стоимость; широкая цветовая гамма (возможность цветовой маркировки); некоторые варианты покрытий не требуют тщательной очистки от ржавчины; долговечность (до 25 лет); удобство использования для больших и сложных конструкций, а также производства работ по восстановлению защитного и маркировочного слоя в полевых условиях, непосредственно на месте эксплуатации изделия.
К недостаткам лакокрасочных материалов можно отнести: многие ЛКМ имеют в составе летучие растворители (например, ксилол или толуол), как следствие – опасность нанесения в замкнутых пространствах; после нанесения каждого слоя ЛКМ необходима сушка для испарения растворителей, а также (в некоторых случаях) многократное покрытие. Вместе с этим следует отметить, что полимерные ЛКМ, как правило, не содержат летучих растворителей, проще в применении и лучше защищают от коррозий. Таким образом, для строительства антенно-мачтового сооружения вне зоны действия аэропорта возможно рассматривать вариант изготовления и защиты АМС в заводских условиях путём горячего или гальванического цинкования, а в случае производства работ по восстановлению защитного слоя и цветового решения смонтированных и эксплуатируемых АМС в полевых условиях, а также в зоне действия аэродромов, целесообразно применять метод огрунтовки и окраски АМС специализированными долговечными составами, производимыми современной промышленностью.
При выборе материала для окраски антенно-мачтового сооружения необходимо обращать внимание на следующие параметры и характеристики:
- антикоррозийные свойства (ЛКМ должен надежно защищать от развития коррозии на поверхности);
- возможность нанесения на поверхность, подвергшуюся коррозийным изменениям без предварительной очистки;
- ЛКМ должно выдерживать большие перепады температуры;
- финишная краска должна быть пожаробезопасной, устойчивой к влаге и ультрафиолетовому излучению;
- материал должен быть легок в нанесении, чтобы его можно было наносить механическим способом и способом безвоздушного распыления;
- краска должна быстро полимеризоваться естественным путем.
Таким образом, для противокоррозионной защиты металлоконструкций необходимо применять эпоксидные, полиуретановые, фторсодержащие, органосиликатные и гибридные полимерные ЛКМ на основе силиконов. Срок службы современных эпоксидных, органосиликатных и полиуретановых покрытий составляет не менее 15 лет при эксплуатации в промышленной атмосфере. Более длительная противокоррозионная защита металлоконструкций может быть осуществлена применением гибридных силикон- и фторсодержащих полимеров, а также систем ЛКП, обеспечивающих катодную защиту металла (цинксодержащих).
Защита от коррозии на длительный срок – проблема сложная, и должна решаться комплексно. При разработке АКЗ важно не только правильно выбрать ЛКМ, но и систему ЛКП для конкретных условий эксплуатации.