УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(183)
Рубрика: Сельскохозяйственные науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(183)
УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Аннотация. Муниципалитеты считаются участниками земельных отношений, выступая собственниками земельных участков и, в свою очередь, пользуясь возможностью установления норм и правил на соответствующей территории. Предметом землеустройства является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административного округа, города и других муниципальных образований, участки отдельных субъектов земельных отношений.
Ключевые слова: объект управления, землеустройство, муниципальное управление, эффективность управления, экономическая эффективность.
Проводимая земельная реформа в нашей стране свидетельствует о новых подходах к землеустройству. Новые принципы и методы управления в сфере земельных отношений способствуют увеличению налоговой базы, привлечению инвестиций в развитие регионов и муниципальных образований, созданию эффективной системы гарантирования субъектов земельных отношений [5].
С момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации 1 марта 2005 года, перед органами государственной власти и органами местного самоуправления ставится задача о принятии мер по формированию земельных участков под многоквартирными домами в границах существующей застройки и проведению их кадастрового учета [7].
Земельные отношения никоим образом не охватывают имущественные отношения или экологический аспект землепользования, а непосредственно связаны с ними. Муниципалитеты рассматриваются как участники земельных отношений, выступающие собственниками земли и, в свою очередь, пользующиеся возможностями для установления норм и правил на соответствующей территории.
Землеустройство содержит полный диапазон социальных отношений от социальных до финансовых, правовых, экологических и иных видов управления [2].
Объектом управления в землеустройстве является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административного округа, города и других муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношений, различающиеся по виду использования, правовому статусу, а также земельные участки общего пользования [3].
В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этот закон уточняет общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Направления муниципального управления объединяются в группы:
1. Налоговая стратегия.
2. Территориальное планирование.
3. Предоставление земельных участков.
4. Изъятие земельных участков для муниципальных нужд [9].
Фискальная политика по земельным отношениям связана с утверждением ставки налога на имущество и согласованием кадастровой оценки стоимости. Ставки земельного налога устанавливаются органами местного самоуправления.
Территориальное планирование для муниципальных образований для территории населённых пунктов (городских и сельских поселений, городского округа) содержит согласие генеральных планов поселения (городского округа), правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на базе генеральных планов поселения (городского округа), документации по планировке территории. Генеральный план населенного пункта в первую очередность определяет его границы, что имеет большое значение при разделении земельных ресурсов сообразно категориям, определения целевого назначения земель населенных пунктов. Генеральный план включает информацию о функциональных зонах на территории населенного пункта и карту' размещения объектов местного значения.
Передача земельных участков из муниципальной собственности определяется Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 года №136-Ф3, кодекс определяет то, что предоставление новых земельных участков обязано предоставляться посредством конкурса или аукциона [ 1 ].
Для передачи земли в залог для муниципальных нужд органы местного самоуправления обязаны установить собственника этой земли. Основания для изъятия изложены в Земельном кодексе Российской Федерации.
Изъятие земельных участков с целью государственных или муниципальных потребностей исполняется в исключительных случаях по причинам, связанным с:
1. выполнением международных соглашений Российской Федерации;
2. строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) иначе говоря, объектов местного значения при нехватке иных вероятных вариантов строительства, реконструкции данных объектов:
- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
- объекты использования атомной энергии:
- объекты обороны государства и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные с целью обороны и охраны Государственной границы Российской Федерации;
- объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а еще объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта совместного пользования;
- объекты, которые обеспечивают космическую деятельность;
- линейные объекты федерального и регионального значения, которые обеспечивают деятельность субъектов естественных монополий:
- объекты систем электрических, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения:
3. автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
4. другими причинами, которые предусмотренные федеральными законами [1].
Органы местного самоуправления исполняют довольно весомые функций в области управления земельных ресурсов. К ним можно отнести такие функции как:
- взимание платы за землю;
- формирование работы по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земли, реализации генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов в границах, определяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- охраны прав собственности на землю и права землепользования:
- планирование использования земель и контроль за корректностью их применения в границах муниципальных образований:
- принятие ежегодного отчета о наличии и использовании земель муниципального образования;
- владение, пользование и распоряжение землями, находящихся в муниципальной собственности и реализация контроля за использованием земельных ресурсов в границах муниципального образования;
- предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование: изъятие (в том числе выкуп) и предоставление земельных участков для муниципальных нужд [6].
Эффективность системы управления земельными ресурсами определяется путем проведения анализа эффективности. Определение производительности системы управления земельными ресурсами предполагает под собой:
- обязанность выполнения задач федерального и регионального законодательства;
- взаимодействия органов исполнительных и законодательных органов власти;
- образованностью профессионалов;
- наличие картографического материала:
- наличие данных о земле, мониторинг земель.
Основной и вспомогательный метод системы управления земельными ресурсами.
1. Методом сравнения обычно оцениваются земельные службы, данным методом определяют отклонения от плановых показателей.
Виды сравнения:
- фактические показатели с плановыми;
- показатели эффективности работы какой-либо компании в сравнении с иными предприятиями:
2. Индексный метод используется, если элементы показателей невозможно сопоставить.
3. Балансовый метод с помощью этого метода можно рассчитать резервы увеличения эффективности.
4. Метод элиминирования используется с целью выдвинуть на первый план действие одного факторы на совместные характеристики.
5. Факторный метод с помощью этого метода мы выходим на итог, и можно установить какие причины воздействуют на данный итог.
6. Графический метод с помощью этого метода можно составить таблицы, диаграммы на базе характеристик.
Эффективность системы земельных ресурсов - это объем работ, который нужен, для увеличения качества и правильного применения земельных ресурсов.
Эффективность управления земельными ресурсами определяется аспектами экономичности, экономичности и качества. Эффективность описывает уровень выгоды от установленных целей и определяется путем сравнения запланированных результатов управления с фактическими результатами. Экономичность базируется на сопоставлении потребленных ресурсов и достигнутых целей. Наконец, качество определяет степень соответствия системы управления требованиям ожиданиям. Оценка итогов обязана основываться в рамках определения финансовой, организационной и социальной эффективности [4].
Экономическая эффективность землеустройства характеризуется степенью выгоды финансовых показателей хозяйствования при наименьших затратах материалов, времени и труда с учетом интересов местного сообщества и приоритетов в развитии территории. Примеры подобной эффективности: это положительное увеличение муниципальной земли, высокая интенсивность использования земель по функциональному назначению, возрастание уровня плодородия почв и другие. В рамках экономической эффективности отдельно можно дать оценку бюджетной эффективность управления земельными ресурсами как коэффициент соотношения плановых и фактических данных поступления денежных средств от уплаты земельного налога, арендной платы, продажи земли, штрафов и так далее. Чем больше проценты поступлений от управления (владения, пользования, распоряжения) земельными ресурсами, в этом случае эффективнее деятельность органов местного самоуправления на этой территории [4,8].
Поэтому основную причину сложившейся ситуации мы видим в том, что чиновники, работающие в специализированных государственных и муниципальных учреждениях, не заинтересованы в решении этой проблемы. По ряду причин до недавнего времени земельный вопрос не входил в перечень важнейших проблем Российской Федерации. Поэтому для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему, требуется особое внимание как со стороны исследователей, так и со стороны высших инстанций государственной власти при непосредственном участии аграриев, которые, к примеру, предлагают пустующие земли Орловской области под охотничьи угодья.