БЕДНОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(188)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(188)
БЕДНОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)
POVERTY AND UNEMPLOYMENT AS THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)
Kamil Shamuratov
Student, Bashkir State University, Russia, Ufa
Аннотация. В данной статье рассмотрено влияние бедности и безработицы на экономическую безопасность Республики Башкортостан. Проведён сравнительный анализ бедности в городах и сёлах, в связи с которыми был выявлен ряд проблем и рекомендации по их устранению.
Abstract. This article examines the impact of poverty and unemployment on the economic security of the Republic of Bashkortostan. A comparative analysis of poverty in cities and villages was carried out, in connection with which a number of problems were identified and recommendations for their elimination were made.
Ключевые слова: бедность, безработица, экономичная безопасности государства, угрозы экономической безопасности, прожиточный минимум
Keywords: Poverty, unemployment, economic security of the state, threats to economic security, living wage
Бедность граждан выражается как в наличии материальных ресурсов, так и отсутствии гарантий занятости, состоянии здоровья граждан, отсутствие личной безопасности. Данные понятия относятся к социально-экономической безопасности РФ и оказывают непосредственное влияние на состояние ЭБ отдельных регионов и государства в целом.
В 2021 году были приняты изменения в ФЗ о размере прожиточного минимума (далее ‒ ПМ) и «упразднение института потребительской корзины», так прожиточный минимум будет определяться не по потребительской корзине, а «по медианному доходу» [1]. По расчетам Минтруда, прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства населения и повышаться по мере их роста. В частности, минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум определены как соотношение с медианной заработной платой и медианным среднедушевым доходом и утвержден прожиточный минимум на 2022 год в размере 11 950 рублей, для трудоспособного населения – 13 026 рублей, для детей – 11 592 рубля, для пенсионеров – 10 277 рублей. Так ПМ составляет 44,2 % от медианного среднедушевого дохода, рассчитываемого Росстатом. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 42% от медианной заработной платы, также рассчитываемой Росстатом, предлагается установить на 2022 год в размере 13 617 рублей, что на 6,4% выше значений 2021 года [1].
Ключевая цель написания статьи является определение угроз бедности для Республики Башкортостан.
Объект исследования – уровень бедности в Республике Башкортостан и влияние на ЭБ региона.
Предмет исследования – социально-экономические отношения, входящие в компетенцию определения бедности по регионам.
Практическая значимость работы заключается в обосновании мероприятий по локализации угроз бедности и безработицы как ключевой угрозы экономической безопасности.
В 202 году численность постоянного населения Республики Башкортостан составила 4 037 811 человек, наблюдается снижение численности постоянного населения Республики Башкортостан (Башкирии) на 12854 человек (на 0,3 %) [5].
На основе официальных данных за 2019 г. 18,1 млн. человек (12,3%) в России имеют дефицит дохода. Согласно статистическим данным, уровень бедности в Республике Башкортостан отражает среднероссийское значение. Анализ динамики уровня бедности за последние 10 лет, показывает, что данный показатель значительно вырос в 2015 г. и вернулся к значению 2010 г. в 2018- 2019 гг. (табл. 1).
Таблица 1.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения [3]
Годы |
2010 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Российская Федерация |
12,5 |
13,3 |
13,3 |
13,2 |
12,6 |
12,3 |
Республика Башкортостан |
12,1 |
12,8 |
12,4 |
12,3 |
12,1 |
12,1 |
Дифференциация населения по уровню доходов ниже величины прожиточного уровня среди субъектов РФ составляет более 6 раз: минимальный уровень абсолютной бедности наблюдается в Москве (6,6%), максимальный – в Республике Тыва (34,7 %). Республика Башкортостан по данному показателю в 2019 г. (12,1 %) заняла 24-ю позицию среди субъектов Российской Федерации (рис. 1).
Рисунок 1. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по субъектам Российской Федерации, 2019 г., в % общей численности населения субъекта Российской Федерации [3]
В 2019 г. численность населения Башкортостана с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 491,9 тыс. чел. По состоянию на 1 июня 2019 г. число получателей адресной социальной помощи в республике составляет 77109 семей и одиноко проживающих граждан, или 285925 чел.
Таким образом, численность малоимущих семей - получателей социального пособия составляет менее 60% от официального числа бедных. Среди получателей адресной социальной помощи (АСП) превалируют сельские жители – 71,4%, женщины – 54,5%, дети до 16 лет – 50,3%, семьи, имеющие 3-х и более детей – 39,2%.
Ключевым аспектом для отнесения к категории бедной семьи относятся: половозрастные характеристики, место проживания, наличие детей в семье, образование. Так согласно данным опроса среди тех респондентов, кому денег не хватает даже на питание, наименьший удельный вес принадлежит людям, имеющим высшее (послевузовское) образованием – 3,5 %. Место проживания является одним из наиболее предопределяющих факторов попадания населения в группу бедности в регионе. В территориальном разрезе, при существующих в регионе пропорциях сельского и городского населения (62,45 % и 37,55 % соответственно), бедность концентрируется в сельской местности.
Об этом свидетельствуют данные статистических обследований выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах и социологических опросов. Наиболее сильные различия выявлены в глубине бедности по доле «очень бедных» (9,2 % в городе и 12,7 % в селе) и «бедных» (9,4 % в городе и 16,2 % в селе). Это говорит о том, что не только уровень бедности на селе выше, чем в городе, но и глубина бедности так же более выражена среди сельских жителей. Это обусловлено сохраняющимся низким уровнем заработной платы в сельской местности.
По данным социологического исследования причинами попадания в бедные слои населения, по мнению 55,5 % опрошенных, является низкий уровень заработной платы. Для 11,2 % респондентов ‒ это невозможность устроиться на более оплачиваемую работу, позволяющую удовлетворить основные потребности.
Таким образом, большинство респондентов отмечают отсутствие доступа к продуктивной занятости, под которой понимается работа с достойным уровнем заработной платы.
Таблица 2
Глубина бедности в разрезе город-село на основе социологических данных, %[3]
Группировка по глубине бедности |
Всего |
Город |
Село |
Очень бедные |
10,6 |
9,2 |
12,7 |
Бедные |
12,0 |
9,4 |
16,2 |
Умеренно бедные |
12,6 |
12,6 |
12,5 |
Не относятся к бедным |
64,8 |
68,8 |
58,6 |
Высокая дифференциация в уровнях бедности в разрезе городских и сельских территорий региона сопровождается усилением разрыва между ними во времени (4,0 раз в 2016 г. и 7,0 в 2017 г.), что приведет к дальнейшему отставанию доходов населения бедных районов от среднего уровня доходов по республике. Положительная динамика в сокращении разрыва в денежных доходах населения, проживающих в городских и сельских населенных пунктах, за счет снижения среднедушевых денежных доходов городского населения наблюдалась в 2018 г.
Уровень общей безработицы в апреле ‒июне 2021 г. составил 4,6% [5]. В числе целевых показателей республики ‒достижение к IV кварталу 2021 года 1,81 тыс. чел. занятого населения, сокращение числа безработных до 83,8 тыс. и доведение количества восстановивших занятость за счет создания новых рабочих мест и их сохранения до 45,4 тыс. человек.
Статистические данные свидетельствуют, что в республике наметилась устойчивая тенденция к сокращению численности населения, которая началась еще задолго до пандемии: убыль населения фиксируется уже седьмой год подряд [11], а пандемия внесла еще и свою лепту. По данным, которые представил Башстат, за январь ‒июль 2021 г. в регионе умерли 33 429 человек. Это примерно на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, что вызывает особую тревогу, смертность выросла среди всех возрастных групп, но больше всего ‒среди детского населения: по итогам первого полугодия республика оказалась в числе субъектов России, где уровень смертности детей в возрасте до года выше, чем в среднем по стране. Только за семь месяцев текущего года в Башкирии зарегистрировано 285 случаев смерти среди детей и подростков.
При этом прогнозы по-прежнему неутешительные: если ранее численность населения составляла более 4 млн чел., то, по мнению этнополитологов, в 2021 году она составит менее 4 млн человек. Понятно, что переломить тенденцию за год-два не получится. Более того, постковидные перспективы не обнадеживают: по официальной статистике, сейчас в регионе на четверых детей приходится один нерожденный. А по данным, которые приводит мэрия Уфы, только в столице республики на 9 тыс. браков приходится 5 тыс. разводов. К этому следует добавить рост внутренней миграции, особенно сельской: люди вынуждены уезжать, поскольку в сельской местности нередко не имеют ни социальных лифтов, ни мотиваторов. И, что самое печальное, чаще всего уезжают представители женского пола в возрасте 15–19 лет, а это означает, что ограничивается возможность нормального социального воспроизводства, и это не может негативно не отразиться на демографии.
Еще один непростой момент, который напрямую связан с демографической ситуацией, заключается в том, что 51% многодетных семей республики являются малоимущими. И здесь требуются иные подходы, иная политика государства. Да, поддержка есть, но она оказывается семьям малоимущим, что крайне редко оказывается стимулом для повышения рождаемости.
Наибольшую тревогу вызывают следующие проблемы:
– трудоустройство. В I квартале 2021 г., по данным Росстата, численность рабочей силы в республике оценивалась в 1,932 млн чел., занятых ‒1,836 млн, безработных ‒96,2 тыс. граждан. Во многом это обусловлено профессионально-квалификационным дисбалансом между спросом и предложением на рынке труда. Об этом свидетельствуют следующие факты: на 1 января 2021 г. республиканский банк предлагал 50,7 тыс. вакансий, что на 30% больше значения на аналогичную дату 2020 года. Доля вакансий по рабочим профессиям составляла 70%. Однако в числе соискателей, обращающихся в центры занятости населения, преобладала доля служащих (44 %), которые предпочитали работу в сферах бизнеса и администрирования, области права, гуманитарных наук и культуры, экономической и административной деятельности, a также в сфере обслуживания;
– снижение численности рабочей силы за последние 3 года почти на 5% (это примерно 99 тыс. человек). Это вызвано объективными причинами: старением населения, «демографической ямой» и отрицательным сальдо миграции населения в трудоспособном возрасте. Остановимся подробнее на ситуации с мигрантами. За период пандемии миграционный прирост заметно снизился. При этом естественный прирост был значительно ниже, чем в предыдущие годы. Результатом стало снижение численности населения и некомпенсация этого снижения за счет миграционного прироста, который помогал выправлять ситуацию в прошлые годы [5].
Одна из причин ‒ неготовность жителей Башкортостана к условиям, в которых работали иностранные граждане, а работодателей не устроило качество работы, выполняемой местным населением.
25 сентября 2021 г. Президент России В. В. Путин озвучил задачи, которые стоят перед нашим обществом [6]. В их числе:
– сократить уровень бедности до минимума;
– улучшить условия жизни, развития, обучения, питания детей в семьях с низкими доходами;
– повысить уровень и доступность современного образования и здравоохранения;
– продолжить изменения в структуре экономики в пользу высокотехнологичных отраслей.
На основе проведенного анализа выявлена высокая дифференциация муниципальных образований республики по уровню бедности, имеющая диапазон от 4% до 40%. Неравномерное распределение производительных сил на территории республики привело к смещению бедности в сторону сельских районов северо-восточного, северного и уральского экономических подрайонов региона. Высокий уровень монетарной бедности, определяемый на основе статистических данных о социальных выплатах и налогооблагаемых денежных доходах, в отдельных муниципальных районах, прежде всего в центральном экономическом подрайоне республики является следствием высокой вовлеченности населения в маятниковую миграцию.
В свою очередь, процессы маятниковой миграции, ограничивают возможности периферийных муниципальных районов в наполнении местных бюджетов собственными финансовыми ресурсами, тормозят развитие социальной сферы и препятствуют закреплению в них трудоспособного населения, приводя тем самым к дальнейшим социально-экономическим и демографическим диспропорциям в регионе. Ухудшение, на фоне коронавирусной пандемии, социально-экономических условий, без принятия необходимых мероприятий на республиканском уровне, приведет к дальнейшему усилению поляризации муниципальных образований по уровню бедности.
Проблемы достаточно высокой поляризации муниципальных образований региона по уровню бедности могут быть решены за счет программ инвестиционного и инновационного развития малого и среднего предпринимательства, создания высокопроизводительных рабочих мест для населения в местах его проживания, совершенствования социальной инфраструктуры, повышения качества услуг, предоставляемых отраслями здравоохранения, образования и культуры, а также снижения уровня цифрового неравенства в разрезе муниципальных образований. Данные мероприятия позволят снизить уровень бедности и безработицы в регионе и соответственно повысить уровень системы экономической безопасности Республики Башкортостан.