Статья:

Факторы предпринимательского риска в туризме

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Левченко Т.П. Факторы предпринимательского риска в туризме // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 39-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Факторы предпринимательского риска в туризме

Левченко Татьяна Павловна
д-р экон. наук, профессор Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Factors of enterprise risk in tourism

 

Tatyana Levchenko

Doctor of Economics, professor Sochi State University, Russia, Sochi

 

Аннотация. В настоящее время практически все виды предпринимательской деятельности развиваются в условиях социально-экономической и политической нестабильности. Следовательно, каждый вид деятельности сопряжен как с общими, так и специфическими рисками. В статье проведено исследование рисков в сфере туристских услуг, связанных с неопределенностью, возникновению которой спо­собствует множество факторов, таких как ассортимент предлагаемых услуг, величина затрат, изменения в предпочтениях туриста и ряда других.

Abstract. Now practically all types of business activity develop in the conditions of social and economic and political instability. Therefore, each kind of activity is accompanied as by the general, and specific risks. In article the research of risks in the sphere of the tourist services connected with uncertainty which emergence is promoted by a set of factors, such as range of the offered services, the size of expenses, changes in preferences of the tourist and some others. is conducted.

 

Ключевые слова: туризм; предпринимательский риск; факторы; неопределенность.

Keywords: tourism; enterprise risk; factors; uncertainty.

 

Риски в сфере туристских услуг, ограниченных рамками определенной территории, не могут раскрыть внешних и внутренних взаимосвязей общественно-экономического явления, следовательно, не создается полного представления о предмете исследования для определения категории риска.

Объединение действий участников туристского потока и производи­телей полного комплекса туристских услуг определяет понятие «туризм». В соответствии с вышесказанным понятие «туризм» понимается нами как сложная экономическая система, объединяющая различные сферы деятельности, целью которой является непрерывность роста мирового туристского потока, обусловленного большим количеством необходимых условий, направленных на интересы субъектов экономических, куль­турных, научных, религиозных и др. отношений.

Следовательно, само определение коммерческого риска возникает в связи с деятельностью по продвижению продукта от туроператора до туриста [2].

Риск в сфере туристских услуг – характеристика деятельности, осуществляемой предприятием туристского бизнеса в ситуации неизбежного выбора при вероятности благоприятных или негативных последствий предпринятых действий.

Риск непосредственно связан с неопределенностью, возникно­вению которой способствует ряд факторов. К ним относятся факторы общественного значения: вероятностный характер, многообразие, противоречивость общественных явлений, элементы стихийности, случайности; факторы, связанные с недостаточностью имеющейся информации в процессе ее сбора и переработки, с изменением информации о некоторых объектах; факторы, связанные с влиянием научно-технического прогресса на общественную, хозяйственную, политическую и, конечно, духовную жизнь; факторы экономического характера, обусловленные взаимодействием субъектов, цель которых – реализация своих потребностей и интересов; факторы, связанные с односторонностью, недостаточностью материальных, трудовых, финан­совых и других источников реализации трудового процесса. Кроме того, неопределенность в целеполагании деятельности предприятия приводит к просчетам в планировании и прогнозировании, что в перспективе неизбежно ведет к риску.

Если ранее неопределенность в сфере туристских услуг была связана с ассортиментом предлагаемых услуг, величиной затрат, то в реалиях современной жизни различные неопределенности создаются с приходом многочисленных новых технологий, изменениями в пред­почтениях туриста, выбор которого стал намного шире и диктуется существующими базовыми потребностями.

В данном случае можно предположить некую идентичность понятий «неопределенность» и «риск» для исследуемой сферы предпринимательства [2]. Однако ситуации, связанные с риском, и обстоятельства, возникшие в результате неопределенности, различны. Речь идет о риске, означающем ситуацию, в которой предприниматель не знает точно, что произойдет, но предполагает вероятность каждого из возможных исходов, в то время как неопределенность означает недостаток информации о вероятных будущих событиях. Риск может возникнуть и как результат непрерывно меняющихся условий деятельности предприятия и изменения поведения субъектов рынка, что требует быстрой переориентации деловой активности.

Предпосылками к повышению риска при принятии решений предприятиями сферы туризма могут стать мотивации и желания туриста, увеличение конкуренции в этом сегменте рынка [3].

Эти причины возникновения рисков являются первичными.

Повлиять на развитие ситуации могут неблагоприятные и непрогнозируемые факторы, возникшие в результате случайности. Спланировать случай невозможно. Одинаковые услуги туристского пред­приятия могут удовлетворять или не удовлетворять потребительский спрос в различных сегментах, регионах и в разное время.

Следующим фактором, создающим экономическую неопределен­ность, можно считать антагонизм, т. е. деятельность других субъектов туристской сферы, стремящихся уменьшить возможности наступления благоприятного для предпринимательской работы конкретного пред­приятия развития событий, что также ведет к отрицательному результату. Можно говорить об открытом противодействии организаций в рамках одной сферы деятельности, ибо все туристские предприятия заинтересованы и в клиентах, и в опытных менеджерах.

Наблюдающаяся в современных условиях хозяйствования в Российской Федерации экономическая нестабильность влечет неустой­чивость спроса практически во всех сферах предпринимательской деятельности, в том числе и в сфере туристских услуг. Это в свою очередь способствует возможному риску снижения цен конкурентами, а за ним и вероятному риску отказа покупателя от туристской путёвки и от оплаты тура, вследствие чего может возникнуть конфликтная ситуа­ция и привести к риску утраты благоприятного имиджа туристского предприятия [4].

Риски и неопределённости, их особенности, характерные для туристского рынка России, во многом мало изученная тема, требующая дополнительного исследования. Например, в настоящее время в связи с ростом котировок на рынке иностранной валюты в туристских компаниях возрастает и валютный риск. При покупке туристского продукта клиенты туристских компаний, как правило, производят оплату тура в два этапа. В момент бронирования туристской услуги заказчик тура оплачивает аванс в размере не менее 30 % от стоимости приобретаемого турпакета. После подтверждения туристской брони, в течение указанного в договоре срока, клиент обязан заплатить остав­шуюся сумму. Окончательный расчет происходит по курсу валют, существующему на день оплаты оставшейся суммы. Поскольку при конвертации валют разница в стоимости может оказаться существенной, заказчики могут не согласиться оплатить ее. В итоге во взаимоотно­шениях с ними происходит конфликт.

В ходе исследований был проведен анализ предпринимательской деятельности в ряде организаций туристской сферы, при этом было выявлено, что в большинстве случаев их деятельность носит стихийный характер. Также были выявлены базовые факторы, способствующие подобному положению вещей.

Во-первых, проблемы организационно-структурного характера. Штатное расписание организаций, как правило, не предусматривает наличия структурных единиц (подразделений или отдельных должност­ных лиц), в обязанности которым была бы вменена специализированная предпринимательская деятельность, например, служба или отдел маркетинга, отдел по развитию, коммерческая служба и т. д. [6]

Во-вторых, потребность турпредприятия в активной предприни­мательской деятельности делает актуальной необходимость разработки его руководством инновационных решений. В подавляющем большин­стве случаев организация предпринимательской деятельности является зоной ответственности высшего менеджмента предприятия. Таким образом, происходит выявление и реализация факторов предпринима­тельских рисков в туристско-рекреационной сфере. Они напрямую связаны с тем, что конкретное лицо или группа лиц производят оценку рисковых ситуаций, проявляющихся в ходе реализации хозяйственной деятельности предприятия, и формируют целый ряд вероятных исходов их осуществления, совершая при этом свой выбор из большого количества альтернатив. Восприятие рисковой ситуации зависит от склада ума, особенностей характера, психологической устойчивости, уровня образования личности и др.

В-третьих, взаимодействие индивидуальной и коллективной ответственности при работе с риском. Индивидуальнее навыки принятия решений в рисковых ситуациях, связаны с личностными особенностями работника или влиянием внутригруппового взаимодействия. Исключение составляют некоторые крупные туристские компании, в которых применяется коллегиальная ответственность при принятии решений, связанных с риском. Практика показывает, что коллективная ответ­ственность не является оптимальным способом принятия решения, т. к., с одной стороны – снижается уровень психологического напряжения работника, с другой – разделение ответственности резко снижает их эффективность. Возможны различные варианты негативного развития от ситуации коллективной безответственности до авторитарного следования за лидером.

В-четвертых, услуги, которые оказывают предприятия туристско-рекреационной сферы, носят специфический характер. Их особенность заключается в глубокой социальной направленности, целью которой является удовлетворение человека в одной из его главных потребностей – потребности в отдыхе.

На основании вышеуказанных факторов можно сделать вывод о противоречивости предпринимательских рисков в сфере туризма. С одной стороны, риск побуждает предпринимателей к поиску новых актуальных для общества идей развития собственного бизнеса. Неординарный подход дает возможность для развития новых предпри­нимательских направлений деятельности, способствует преодолению негативных консервативных, догматических, психологических барьеров, позволяет осваивать новые горизонты.

 

Список литературы:
1. Александрова А.Ю.: Международный туризм-М.: Аспект-пресс, 2015; - 597 с.
2. Давыденко И.Г. Дефинициальная определенность и типологизация туристских финансовых рисков. // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 48-51.
3. Кречмар М.: Книга путешественника, или Дзэн-туризм / Михаил Кречмар. - Москва: Огни, 2016. - 963 c.
4. Овчаров А. Развитие международного туризма: факторы риска. // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 9. С. 48-57.
5. Сафина Л.М., Миропольская Н.В. Страхование как метод управления рисками потребителей туристических услуг // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. Т. 8. № 3. С. 114-118.
6. Черникова Л.Д. Страхование и риски в туризме. Учебник. - М.: Академия, 2010; - 160 стр. («Серия: Высшее профессиональное образование»).