АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УДОБРЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Региональная экономика
LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УДОБРЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ANALYSIS OF THE EXISTING PRACTICE OF CUSTOMS REGULATION MEASURES FOR FERTILIZERS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Dmitry Semichastnov
First-year postgraduate student in the field of 5.2.3 "Regional and Industrial Economics" at the State Educational Institution of Higher Education "Russian Customs Academy", Russia, Lyubertsy
Аннотация. В статье рассматривается инструментарий, который используется для регулирования торговых отношений в глобальной экономике. Обсуждаются таможенно-тарифные и нетарифные меры контроля внешнеторговой деятельности, их взаимодействие и цели применения. Особое внимание уделено таможенно-тарифному регулированию, его механизму воздействия и важнейшим элементам, таким как ТН ВЭД. Также рассматриваются тарифные квоты и их применение в контексте экспорта удобрений и дается описание недавних изменений в таможенном регулировании экспорта удобрений из России.
Abstract. The article examines the toolkit used to regulate trade relations in the global economy. It discusses customs and tariff measures as well as non-tariff controls in foreign trade, their interaction, and the objectives of their application. Special attention is given to customs and tariff regulation, its mechanisms of impact, and key elements such as the HS code. The analysis also covers tariff quotas and their application in the context of fertilizer exports. Recent changes in customs regulation of fertilizer exports from Russia, including the establishment of quotas and export duties, are described.
Ключевые слова: таможенно-тарифные меры, нетарифные меры, регулирование, внешнеторговая деятельность, ГАТТ, тарифные квоты, экспорт, удобрения, ТН ВЭД, экспортные пошлины, лицензирование, государственное регулирование, продовольственная безопасность.
Keywords: customs and tariff measures, non-tariff measures, regulation, foreign trade activity, GATT, tariff quotas, export, fertilizers, HS code, export duties, licensing, state regulation, food security.
Таможенно-тарифные и нетарифные меры являются основными инструментами государственного контроля в области внешнеторговой деятельности. Эти меры отличаются по своему воздействию на различные сегменты национального и мирового рынков, но тесно взаимодействуют, гармонично дополняя друг друга. Поэтому обычно таможенно-тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности применяются в совокупности.
Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу.
Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин на товары, перемещаемые через границу [2].
Таможенно-тарифные меры используются для контроля над затратами и ценами на импортируемые и (или) экспортируемые товары с учетом расходов и цен местных производителей, уровня потребления местных и импортных товаров, а также для обеспечения наилучшего удовлетворения потребностей в различных товарах. Механизм воздействия таможенно-тарифного регулирования на внешнюю торговлю заключается в прямом воздействии на обмен товарами между странами путем установления таможенных пошлин.
Таможенные пошлины являются основой таможенно-тарифного регулирования. От степени их экономической обоснованности в решающей степени зависит эффективность данного вида регулирования.
Применение мер таможенно-тарифного регулирования направлено на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции, обеспечение доходов для бюджета и поощрение развития инновационных изменений в экономике.
Среди основных целей таможенно-тарифного регулирования, важных для нашей страны, можно выделить следующее: поддержка конкурентоспособности продукции местных предприятий; увеличение модернизации и инновационной составляющей экономики; обеспечение необходимого уровня инвестиционной привлекательности различных отраслей и производств; повышение конкурентоспособности экспортируемой продукции.
Для достижения вышеупомянутых целей и выполнения указанных задач необходимо правильное применение основных элементов таможенно-тарифного регулирования, включая: таможенные пошлины; товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности; таможенные процедуры; тарифные льготы; страну происхождения товара; таможенную стоимость.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) играет ключевую роль в системе таможенного тарифа и является основой для регулирования внешнеэкономической деятельности в любой стране. Эта классификация применяется при декларировании товаров, пересекающих таможенную границу, при разработке таможенных тарифов и при внедрении нетарифных мер регулирования. Правильная классификация товаров влияет на правильное начисление и оплату таможенных пошлин, а также на объективность таможенной статистики внешней торговли.
Этот классификатор назначает уникальный код всем существующим товарам и товарам, которые появляются на рынке. Управление товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, классификация товаров и их кодирование являются важными задачами в таможенной сфере и выполняются таможенными органами.
Современная классификация товаров европейских стран, стран СНГ, включая Евразийский экономический союз (ЕАЭС), основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров была подписана 14 июня 1983 года в городе Брюсселе и вступила в силу 1 января 1988 года.
Многие страны применяют тарифные квоты, где таможенные пошлины изменяются в зависимости от объема импорта товара, применяя внутриквотные и сверхквотные ставки. Этот метод регулирования в основном используется для определенных категорий товаров, обеспечивая гибкое управление импортом.
Статьей 44 Договора о ЕАЭС предусмотрено применение тарифных квот, устанавливаемых и распределяемых для отдельных товаров в соответствии с приложением № 6 к Договору (раздел III), список товаров с квотами и их объемы ежегодно утверждает Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии. Объем тарифной квоты в отношении отдельного вида товаров, происходящего из третьих стран и ввозимого на таможенную территорию Союза не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на таможенной территории Союза и объемом производства аналогичного товара на таможенной территории Союза [2].
Меры нетарифного регулирования представляют собой «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли» [1]. Поскольку единой международной классификации нетарифных мер пока не существует, для анализа была использована классификация таких мер, прописанная в Федеральном законе 164-ФЗ.
Таким образом меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования можно разделить на инструменты, изображенные на рисунке 1.
Рисунок 1. Описание инструментов мер таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования
Основные меры таможенного регулирования, для удобрений, которые действуют в настоящий момент, а также предшествующие им, представлены на рисунке 2. На нем показаны меры, которые связаны с установлением квот и таможенных пошлин относительно экспорта удобрений в Российской Федерации.
Рисунок 2. Действующие и предшествующие меры таможенного регулирования удобрений в Российской Федерации
Ранее было принято Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 №822 «О введении временного количественного ограничения на вывоз отдельных видов удобрений с территории Российской Федерации», направленное на ограничение вывоза удобрений из России для обеспечения продовольственной безопасности страны, а также установлены нетарифные квоты. В результате этого действия, российские агрокомпании смогли укрепить внутренний рынок, обеспечивая местных аграриев качественными удобрениями по доступным ценам.
В ноябре 2023 года Правительство также утверждало квоты на вывоз минеральных удобрений. С 1 декабря 2023 года по 31 мая 2024 года можно было экспортировать не более 16,9 млн тонн (9,8 млн тонн азотных и 7,1 млн тонн сложных удобрений). Исключение составили поставки в ЕАЭС, Абхазию и Южную Осетию. С сентября 2023 г. установлена экспортная пошлина 7%.
Впервые квоты на экспорт сложных и азотных удобрений были введены в декабре 2021 года. Квота в размере 16,95 млн. тонн действовала до 31 мая 2024 года. Правительство РФ устанавливает срок действия генеральной лицензии в каждом конкретном случае. В любом случае срок действия лицензии оканчивается в календарном году. Если на момент согласования генеральной лицензии квота уже полностью выбрана, Минпромторг может отказать в ее выдаче. Несмотря на введение генеральных лицензий, от квот правительство отказываться не планирует [7].
В настоящий момент ограничения решено продлить на период с 01.06.2024 по 30.11.2024 [3]. На этот раз квоты составят 19 743 978 т, из них:
- 12 464 189 т – по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 3102 10 100 0, 3102 10 900 0, 3102 30 100 0, 3102 30 900 0 и 3102 80 000 0 (в том числе по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 3102 30 100 0 и 3102 30 900 0 в объеме 4 767 991 т).
- 7 279 789 т – по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 3105 20 100 0, 3105 20 900 0, 3105 40 000 и 3105 59 000 0.
Новые квоты распространяются также на удобрения, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС с 01.06.2024, задекларированные и выпущенные в соответствии с таможенными процедурами. При этом квоты не распространяются на удобрения, указанные в п. 2 постановления Правительства России 27.04.2024 № 547.
Распределять квоты между участниками внешнеторговой деятельности и выдавать лицензии на использование квот будет Минпромторг России (п. 5, 6 постановления Правительства России от 27.04.2024 № 547).
Получается, что основной механизм в рамках таможенного регулирования экспорта и импорта удобрений в Российской Федерации состоит из таможенно-тарифных и нетарифных мер таможенного регулирования, которые включают в себя изменение ставок таможенных пошлин на импорт и экспорт удобрений, а также установление квот на экспорт данной продукции.
Несмотря на действующие меры таможенного регулирования и нынешнюю геополитическую ситуацию по данным Росстата и Минпромторга экспорт минеральных удобрений из Российской Федерации постепенно растет и уже превысил уровень 2022 года (рис. 3).
Рисунок 3. Экспорт минеральных удобрений 2015-2023 гг., млн т
В данный момент информация о вывозе удобрений из России не является общедоступной. Из доступных данных следует, что РЖД увеличило внутри страны перевозки удобрений на 2,8% за первый квартал 2024 года, с общим объемом погрузки удобрений на железнодорожном транспорте в 17,1 млн тонн. Экспорт в январе-марте 2024 года составил 8,2 млн тонн (+24,4%), из которых 6,7 млн тонн направлены в порты (+31%) и 1,5 млн тонн через пограничные переходы (+1,7%).
Исходя из данных Ассоциации морских торговых портов (АМТП), на экспорт было отправлено 10,2 млн тонн, рост к аналогичному периоду 2023 года составил 37,9%. [6]
Таким образом, таможенное регулирование включает в себя как таможенно-тарифные меры, так и нетарифные методы, которые применяются в комплексе для обеспечения продовольственной безопасности и защиты национальных интересов.
Важным инструментом государственного регулирования являются тарифные квоты, которые позволяют устанавливать переменные таможенные пошлины в зависимости от объема импорта товаров. Такой подход позволяет гибко регулировать приток импортных товаров, особенно в отношении сельскохозяйственной продукции.
Также применяются нетарифные меры регулирования, такие как количественные ограничения, лицензирование в сфере внешней торговли, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Эти меры направлены на установление контроля и ограничений для поддержания стабильности, и защиты от потенциальных демпинговых практик.
Постановление Правительства РФ о введении временного количественного ограничения на вывоз минеральных удобрений свидетельствует о стремлении к обеспечению внутреннего рынка, поддержке аграриев и контроле над экспортом продукции. Установление квот на экспорт минеральных удобрений и введение экспортной пошлины являются мерами, принятыми для регулирования внешней торговли удобрениями с учетом текущей ситуации и интересов страны.
Таким образом, государственное регулирование внешней торговли минеральными удобрениями в России осуществляется с использованием разнообразных инструментов, включая как таможенно-тарифные, так и нетарифные меры. Эти действия способствуют контролю над экспортом, обеспечению продовольственной безопасности и защите национальных интересов в сфере сельского хозяйства.